преступностью
По оценкам экспертов, на сегодняшний день имеются четыре основные опасности, создающие угрозу безопасности не только отдельных государств, но и всему мировому сообществу. Это: распространение высокотехнологичных типов оружия, могущих оказаться в руках психически неуравновешенных диктаторов; международный терроризм, в котором главное место занимают исламские фундаменталисты; транснациональная организованная преступность; наркоторговля.
Поэтому насущной мировой проблемой и задачей является разработка национальных стратегий в борьбе с преступностью, как теорий управления государством в данной сфере, определяющей общий алгоритм успешного обеспечения мирового спокойствия и мирового развития.
И разработка и принятие таких концепций в мире идет. В данном разделе работы покажу это направление работы на примере нескольких государств, в том числе и России.
Российская политика в сфере борьбы с организованной
преступностью
Все стратегические коллизии (вызовы, угрозы и опасности) в борьбе с преступностью хорошо известны руководству страны, и у России есть все силы, чтобы с ними справиться, но отсутствие национальной стратегии как искусства управления государством, неумение выделять национальные интересы и приоритеты, непринятие необходимых решений (или несвоевременное их принятие) по борьбе с преступностью, боязнь принятия мер, противоречащих общественному мнению либо интересам олигархов в сочетании с неготовностью и невозможностью правоохранительных органов в полном объеме использовать свой потенциал ставят Россию в трудное положение перед угрозой роста организованной, транснациональной преступности.
Очевидно, что для эффективного противодействия преступности Россия обязана иметь свою, определяемую ее национальной государственной идеей, прагматичную стратегию борьбы с преступностью, которая отражала бы нынешние реалии и исключала бы повторение собственных и чужих исторических ошибок.
Поэтому в настоящее время требуется уже не сама постановка вопроса о необходимости национальной стратегии в борьбе с преступностью, так как ее существование аксиоматично, а скорейшая ее разработка.
В нашем государстве в различное время принимались и предлагались к принятию стратегии борьбы с отдельными видами преступлений1. Так, летом 2004 г. В.В. Путин утвердил состав межведомственной рабочей группы по разработке концепции национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов.
По мнению Председателя Конституционного Суда РФ В. Зорькина, в России давно назрела необходимость разработок национальной стратегии борьбы с организованной преступностью и коррупцией, принятия соответствующей федеральной программы на 3—5 лет2.
15 ноября 2006 г. на Правительственном часе на тему: «О борьбе с преступлениями, связанными с проявлениями экстремизма, преступлениями на национальной почве» отмечалось, что в России давно назрела необходимость иметь не только стратегию деятельности Генеральной прокуратуры, но и национальную стратегию борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Однако на вопрос, разрабатывается ли такая национальная стратегия и когда ее можно ожидать, ответа не последовало3.
Итак, насущные задачи государственного управления требуют разработки национальной стратегии в борьбе с преступностью как теории управления государством в данной сфере, определяющей общий алгоритм успешного обеспечения развития государства и нации в наиболее важных сферах их бытия. Вместе с тем состояние борьбы с преступностью во многом зависит от проводимой общей национальной политики со стороны государства во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной и демографической.
Особенности стратегии борьбы с преступностью на международном уровне и в зарубежных странах могут быть использованы при разработке национальной стратегии в данной сфере. Например, в США еще в 1998 г. началась разработка Национальной стратегии борьбы с международной преступностью, в которой впервые за всю историю государства борьба с ней была возведена в ранг целенаправленной государственной политики.
Одним из самых важных моментов законодательства ЕС в борьбе с преступностью является гл. 24 — «Правосудие и внутренние дела». Цель политики ЕС в этой области — развитие Союза как «зоны свободы, безопасности и правосудия». Законодательство ЕС в области правосудия и внутренних дел динамично и постоянно расширяется. Оно включает главным образом директивы и регламенты, совместные действия и позиции, резолюции и конвенции.
Так, например, с начала переговоров ЕС с Болгарией (27.06.2001) на основе гл. 24 парламентом этой страны были приняты следующие нормативно-правовые акты: Закон защиты личных данных (2002 г.), Закон об убежище и беженцах (2002 г.), Закон о мерах против финансового терроризма (2003 г.); изменения и дополнения в ряд законов (о Министерстве внутренних дел, об иностранцах в Республики Болгария, о болгарских удостоверениях личности, о защите классифицированной информации и другие), а также Национальная стратегия противодействия коррупции, Национальный план действий о принятии Шенгенского законодательства, Национальная стратегия борьбы с наркотиками, Национальная стратегия борьбы с преступностью и другие1.