Все государственные законы в области охраны здоровья населения и соответствующие нормативно-технические документы регламентируют необходимость контроля качества и безопасности пищевого сырья, пищевых продуктов и кормов. Контроль должен осуществляться органами Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Ростехнадзора, производственными лабораториями качества и др.
Обеспечить его можно лишь при наличии необходимой лабораторной испытательной базы, которая включает в себя современные методы анализа, стандартные образцы веществ, измерительные приборы и оборудование. Учитывая неизбежное вступление во всемирную торговую организацию (ВТО) необходимо, чтобы все это соответствовало международным нормам.
В настоящее время уровень гармонизации с требованиями ВТО национальных стандартов в области регламентирования и методов контроля биологической полноценности и безопасности пищевого сырья и продуктов питания составляет около 30%, и достижение 50% уровня представляется очень сложным и дорогостоящим делом.
|
|
Однако в настоящее время не уделяется должного внимания вопросам методического и приборного контроля и в принятых во многих регионах программах обеспечения качества продуктов питания.
Россия – член Международной организации по стандартизации ИСО с 1946 г. Однако Законом о техническом регулировании предписывается добровольность применения стандартов. К тому же в России пока не создан фонд таковых по качеству продуктов, и в настоящее время, подавляющее большинство стандартных образцов пестицидов, ряда видов белков, жиров и др. приобретается у зарубежных фирм.
В связи с этим нельзя забывать, что стандарты являются основным документом при арбитражном рассмотрении оспариваемых результатов контроля качества и безопасности продуктов и их применение регламентируется законами «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей».
Сейчас официально принято около 80 стандартов на плодоовощную продукцию, но из них менее 25% гармонизированы с международными. На ряд видов продукции вообще нет стандартов. Не достаточно соответствующих контрольно-аналитических лабораторий. В связи с этим на российском рынке продается около 30% фальсифицированного животного масла и рыбных консервов, 35% молочных продуктов, до 40% мясопродуктов.
Для контроля существующей широкой номенклатуры продовольственных товаров нет адекватных методов их анализа и достаточного для этого числа оснащенных необходимой методической и приборной базой испытательных лабораторий. Не выпускаются комплекты всего необходимого оборудования и расходных материалов для контроля всех показателей качества и безопасности молока и молочных продуктов, мясопродуктов, хлебобулочных изделий.
|
|
Находящееся на рынке разрозненное оборудование очень дорогостоящее. Не создаются экспресс-методы определения важнейших показателей безопасности пищевых продуктов. Не печатаются соответствующие справочники и руководства для всех категорий заготовителей, переработчиков, контролирующих организаций и потребителей. В США и ЕС такие справочники существуют и могли бы послужить прототипом наших.
Контроль качества и безопасности пищевых продуктов становится еще более актуальным в связи с растущим импортом пищевых продуктов. Так, например, за 2006 г. физический объем импорта мяса увеличился на 190%, сахара - на 290%, напитков - на 180%, фруктов - на 160%. Доля низкосортных колбасных изделий из импортного брикетированного мяса в продукции многих крупных российских мясокомбинатов достигает 40%.
Очень сложной проблемой является выявление генноинженерно-модифицированных источников (ГМИ) в сельскохозяйственном сырье и пищевых продуктах, которых в Россию в год поступает из-за рубежа около 500 тыс. тонн. Сейчас более чем в 130 странах, в том числе и в России введена специальная маркировка продуктов, содержащих ГМИ.
Для определения таких важнейших показателей зерна и муки как массовая доля белка, содержание клейковины и масличности существуют отечественные приборы, но их стоимость превышает 500-600 тыс. рублей и сложность в обслуживании делают их доступными только для очень крупных предприятий. Средние и малые перерабатывающие предприятия нуждаются в дешевых и достаточно простых в обслуживании приборах.
В России осуществляют производство вполне конкурентоспособных и недорогих средств измерений таких важнейших показателей как содержание опасных для человека микотоксинов, которые являются метаболитами грибов, заражающих пищевое сырье и продукты, остатков пестицидов, белка в зерне и зернопродуктах злаковых и бобовых культур.
Прибор «Сорбфил-белок» Российского производства обеспечивает простое и быстрое (12 проб за 15 минут) определение содержания белка в зерне и зернопродуктах с погрешностью не более 0,5% при доверительной вероятности 95%. Он не уступает по точности инфракрасным спектрофотометрам, но стоит на порядок дешевле. Этот прибор необходим зернопроизводящим хозяйствам, предприятиям по хранению и переработке зерна, а также контролирующим органам и испытательным центрам.
Другим успешным примером отечественного производства аналитического оборудования может служить оборудование, обеспечивающее выявление в зерне и всех пищевых продуктах более 95% известных типов генноинженерно-модифицированных веществ. Это весьма важно, так как оборот генномодифицированных продуктов в России практически не отслеживается.
Оснащение этим недорогим оборудованием и поставляемыми вместе с ним всеми расходными материалами испытательных центров и контрольно-аналитических лабораторий Роспотребнадзора и Россельхознадзора, а также создаваемых на таможнях аналитических лабораторий, позволит решить проблему оценки пищевых продуктов на содержание ГМИ и их соответствующей маркировки.
Заключение
В представленной курсовой работе рассмотрены методы, формы и проблемы обязательной и добровольной сертификации продовольственных товаров. Задачи по сертификации пищевых товаров непосредственно связаны со стандартизацией в данной области.
Несмотря на то, что многое уже сделано по сертификации продовольственных товаров, существует немало проблемных моментов, связанных со спецификой объекта сертификации.
|
|
Сертификация продовольственных товаров по показателям безопасности не обеспечивает для потребителя того «наглядного» представления о нем, которое составляется из совокупности качественных характеристик. Потребительские свойства относят к области добровольной сертификации. Это означает, что показатели, подтверждаемые сертификационными испытаниями, устанавливаются по согласованию между заявителем и органом по сертификации. В то же время в конечном итоге выбор покупателя зависит именно от этих, с точки зрения обязательной сертификации, второстепенных показателей качества товара.
В условиях кризиса экономики России национальным бедствием стало распространение опасной продукции, поэтому одной и первоочередных проблем экономики является внедрение обязательного подтверждения соответствия, особенно на продовольственные товары.
Список литературы
1. Версан В.Г. Актуальные проблемы введения в действие Федерального закона "О техническом регулировании" // Стандарты и качество. 2003. № 5.
2. Лифиц И.М., Метрология сертификация и стандартизация, - М.: Юрайт, 2004 - 330 с.
3. Метрология и стандартизация электронное издание. Каллиников П.Ю., Петров А.М., Лещенко А.М., Баринова Е.В., Соловьева А.В., Соловьева А.В.
4. Метрология, стандартизация и сертификация Никифоров А.Д., Бакиев Т.А., М.: Высшая школа, 2005. - 422с.
5. Михеева Е. Н. Стандартизация, метрология и сертификация. Методические указания по изучению курса/ СКИ БУПК.- Ставрополь, 2005.- 48 с.
6. Михеева Е. Н. Стандартизация, метрология и сертификация. Учебное пособие / СКИ БУПК.- Ставрополь, 2006.- 68
7. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник. - М.: Норма, 1997. - 238 с.
8. Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции. Учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2001.
9. Окрепилов В.В. Управление качеством. 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Экономика, 1998.
10. Ткачева Л. Сертификация услуг: добросовестность или формальность?// Кубанское качество № 3. 2006г.
11. Федеральный Закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
12. ФЗ «О защите прав потребителей».