Основные направления, механизм государственной политики регулирования экономики

Экономическая безопасность — это состояние национальной экономики, обеспечивающее удовлетворение жизненно важных потребностей страны в материальных благах независимо от возникновения в мировой экономической системе или внутри страны форс-мажорных обстоятельств социально-политического, экономического или экологического характера.

Подобные обстоятельства могут возникнуть в результате обострения межгосударственных отношений; возникновения военных конфликтов и террористических актов; дестабилизации внутриполитической ситуации, усиления социальной напряженности, резких изменений демографической ситуации; усиления дискриминационного влияния тех или иных доминирующих экономических группировок или политических союзов и обострения конкурентной борьбы как вне, так и внутри страны; истощения жизненно важных ресурсов; возникновения стихийных бедствий и экологических катастроф в стране и за рубежом и т. п.

Экономическая безопасность может быть достигнута тогда, когда степень зависимости страны от доминирующей экономики (или доминирующей в экономическом, военном или политическом отношении группы стран), а также степень обострения внутриполитической, социально-экономической и экологической ситуаций не превышают предела, грозящего утратой национального суверенитета, существенным ослаблением экономической мощи, значительным снижением уровня и качества жизни нации либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны.[4]

Уровень экономической безопасности предопределяется следующими факторами:

геополитическим и экономико-географическим положением страны и связанным с этим размещением производительных сил на территории страны, доступом к отечественным и зарубежным стратегическим ресурсам;

экономической и военно-политической мощью страны и ее конкурентными позициями в мировой экономической системе по стратегически важным видам экономической деятельности;

ориентацией институциональной системы страны на поддержку отраслей национальной экономики, от которых зависит уровень экономической безопасности;

приоритетами экономической политики государства в отношении детерминант «национального ромба» (Портер М., 1993), обеспечивающими конкурентные преимущества отраслей и предприятий национальной экономики;

приоритетами экономической политики государства в отношении социально-экономической и экологической сферы, обеспечивающими достижение международных (европейских) стандартов качества жизни населения страны (включая уровень здоровья, образования, социальной инфраструктуры, культуры, искусства);

параметрами отраслевой и региональной структур ВВП, учитывающими стратегическую значимость отраслей национальной экономики и регионов страны для обеспечения экономической безопасности;

• условиями, определяющими принципы функционирования национальной экономики в составе ВТО, и зависящей от этих условий структуры экспорта/импорта материальных благ первого и высшего порядков, а также нематериальных активов,

отнесенных к категории стратегической значимости;

наличием резервов стратегически важных материальных благ первого и высшего порядков в объемах, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форс-мажорных обстоятельств.

Перечисленные факторы, по существу, отражают спектр внешних и внутренних угроз экономической безопасности (Приложение С). Каждая из этих угроз представляет определенную степень опасности для страны, что, в свою очередь, предопределяет приоритеты противодействия этим угрозам.

Промышленная политика — государственные закупки, субсидии, кредиты, гарантии, таможенное регулирование, отраслевой мониторинг и выбор приоритетов — ядро экономической политики, направленной на повышение конкурентоспособности отечественных производителей;

При разработке ЦКПОЭБ одной из наиболее сложных проблем становится проблема выбора приоритетных мер противодействия угрозам. Поскольку реализация этих мер требует значительных инвестиций, необходим целевой подход к формированию инвестиционной политики страны.

Анализируя спектр угроз экономической безопасности (Приложение В), можно прийти к выводу, что по крайней мере две трети этих угроз непосредственно связаны с проблемой конкурентоспособности национальной экономики и одна треть — с нерациональной экономической политикой в социальной и экологической сферах. При этом весьма значительная часть угроз в социальной сфере косвенно инициируется уровнем конкурентоспособности экономики.

Таким образом, можно заключить, что основой обеспечения экономической безопасности страны является постоянная, целенаправленная деятельность государства по созданию необходимых условий:

• поддержания конкурентных преимуществ ведущих отраслей национальной экономики на внешних и внутренних рынках за счет совершенствования и развития всех детерминант «национального ромба»;

Национальный Ромб - в теории "национальных конкурентных преимуществ" М. Портера характеризует систему детерминантов конкурентных преимуществ страны, которые, находясь во взаимодействии, усиливают или ослабляют потенциальный уровень ее конкурентного преимущества на мировом рынке. Четыре главные характерные признака страны. Кажды из них в отдельности и все вместе составляют основу конкурентных преимуществ страны, ту среду, которую каждое государство создает и поддерживает для своих отраслей:

1) Условия для факторов. Позиция страны в факторах производства, таких как наличие квалификационной рабочей силы или инфраструктуры, необходимых для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли.

2) Состояние спроса. Характер спроса на внутреннем рынке для отраслевого продукта или услуг.

3) Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие или отсутствие в данной стране отраслей поставщиков или других сопутствующих отраслей, конкурентоспособных на международном уровне.

4) Устойчивая стратегия, структура и соперничество. Существующие в стране условия для создания, организации и управления компаниями, а также характер внутренней конкуренции.

Эти факторы обуславливают формирование национальной среды, в которой компании появляются и учатся конкурировать (Приложение Б). Каждая из вершин ромба, как и весь ромб целом, иллюстрирует важные составляющие для достижения успеха в конкуренции на мировой арене:

ü Доступность ресурсов и квалифицированной рабочей силы необходима для обеспечения конкурентного преимущества в отрасли;

ü Информация, формирующая благоприятные возможности, которые компании ощущают, и направления, в которых они используют свои ресурсы и сотрудников.

ü Цели владельцев, менеджеров и отдельных сотрудников компании.

ü И, что очень важно, оказываемое на компании давление, вынуждающее их к инвестициям и нововведениям[5]

• достижения европейского (международного) уровня и качества жизни населения страны, в том числе с учетом противодействия «экологической экспансии».

Отсюда следует, что приоритеты инвестиционной политики лежат именно в этих направлениях государственного обеспечения экономической безопасности.

Меры государственной поддержки конкурентных преимуществ национальной экономики:

Рассмотрим некоторые аспекты деятельности государства в этом направлении, сгруппировав их по детерминантам «национального ромба».

1. Параметры факторов производства. Как известно, факторы производства подразделяются на общие и специальные. Для обеспечения экономической безопасности государство в первую очередь должно вырабатывать и осуществлять регулирующие воздействия на развитие общих для всех отраслей национальной экономики факторов производства. Специальные факторы эффективнее развиваются силами самих экономических агентов разных уровней в процессе взаимодействия при осуществлении экономической деятельности.

Основными действиями государства в развитии общих факторов производства являются формирование и создание механизмов реализации формальных институтов, ориентированных на:

• поддержание высокого технического уровня комплекса элементов основных производственных фондов отраслей национальной экономики, обеспечивающего эффективное и качественное удовлетворение развитых потребностей общества в материальных благах;

• постоянное наращивание объёма и степени использования воспроизводимых и сбережения невоспроизводимых материальных ресурсов, создание государственных резервов стратегических ресурсов, а также поиск и создание

новых видов товаров-субститутов;

• постоянное усиление кадрового потенциала, способного обеспечивать своевременное и эффективное выполнение стратегических целей развития национальной экономики;

• совершенствование производственной (наука, транспорт, вспомогательные и обслуживающие производства) инфраструктуры и расширение социальной (образование, здравоохранение, коммунальное хозяйство) инфраструктуры, обеспечивающих эффективное функционирование национальной экономики;

• постоянное приращение финансовых ресурсов для инвестирования всех сторон экономической деятельности в соответствии со стратегическими целями укрепления экономической мощи страны.

2. Стратегия фирм, их структура и соперничество:

• постоянное совершенствование гибкой антимонопольной деятельности и защиты конкуренции, направленных на поддержку национальных конкурентных преимуществ на международных и внутренних рынках стратегически важных товаров, услуг и факторов производства;

• государственную поддержку образовательных программ, направленных на освоение менеджментом принципов разработки и реализации экономической стратегии предприятий;

• реформирование банковской системы страны с целью создания благоприятных условий для стратегических инвестиций в развитие конкурентных преимуществ предприятий и национальной экономики;

• совершенствование формальных институтов, регламентирующих процессы банкротства и оздоровления несостоятельных предприятий и обеспечивающих невозможность использования института банкротства в конкурентной борьбе;

• создание и развитие формальных и поддержка неформальных институтов, регламентирующих принципы добросовестной и санкции против недобросовестной конкуренции;

• разработку и реализацию протекционистской политики в рамках договоренностей с ВТО о поддержке стратегически важных предприятий и отраслей национальной экономики;

• поддержку малого бизнеса с целью создания условий для снижения издержек производства за счет развития эффективной кооперации по комплектующим изделиям, полуфабрикатам и изделиям общепромышленного применения, а также издержек, связа1шых с компенсацией потерь, обусловленных потенциальным сокращением уровня занятости, инициированным вступлением в ВТО.

3. Параметры спроса:

• обеспечение защиты прав потребителей, способствующих повышению их требовательности к качеству товаров и услуг, производимых отечественными предприятиями как для внутренних, так и внешних рынков;

• поддержку общественных организаций, защищающих права потребителей, и придание им прав законодательной инициативы в этой области;

• проведение в рамках договоренностей с ВТО ценовой политики, способствующей формированию сбалансированного спроса на товары и услуги зарубежного и отечественного производства с учетом соотношения эластичности

спроса и предложения этих товаров;

• формирование налоговой политики по регулированию уровня доходов граждан, способствующей повышению покупательной способности и как следствие — требовательности их к качеству товаров и услуг.

4. Родственные и поддерживающие отрасли:

• стимулирование комплексного развития кластеров взаимосвязанных стратегически важных отраслей национальной экономики с целью повышения их конкурентоспособности;

• стимулирование экспортной ориентации и импортозамещения потенциально конкурентоспособных предприятий и отраслей национальной экономики, специализированных на производстве стратегически важных ресурсов;

• регламентацию взаимоотношений между экономическими агентами макро-, мезо- и микроуровней на основе принципов индикативного планирования;

• регулирование территориального размещения родственных и поддерживающих производств с учетом сложившегося размещения базовых отраслей национальной экономики;

• стимулирование процесса «вытягивания» потенциально конкурентоспособных отраслей и предприятий до уровня конкурентоспособности на основе модели построения экономической стратегии этого процесса (рис. 7.3).__

Приоритеты инвестиционной политики, направленной на формирование и поддержку в длительной перспективе конкурентных преимуществ национальной экономики, устанавливаются на основе анализа баланса положительных и отрицательных последствий реализации (выигрышей и потерь) того или иного направления совершенствования детерминант конкурентных преимуществ для потенциального изменения уровня экономической безопасности.

Выигрыши и потери оцениваются качественно и количественно.

Качественная оценка осуществляется экспертным путем с помощью приведенных выше лингвистических переменных, например переход от критического состояния в базовом периоде к удовлетворительному состоянию в перспективе или переход от критического состояния к кризисному и т. п. Количественно изменение уровня экономической безопасности оценивается величиной прироста или потерь душевого ВВП, которые включают в себя следующие элементы:

• отток иностранных валют в связи с той или иной маржинальной склонностью к импорту;

• издержки в социальную сферу в связи с возможным сокращением числа предприятий за счет изменения на внутренних рынках спроса на конкурентоспособные импортные товары и услуги;

• издержки на создание собственных рабочих мест в связи с экономической экспансией иностранных инвесторов и захватом отечественных рынков;

• издержки в совершенствование детерминант конкурентных преимуществ в соответствии с ЦКПОЭБ;

• доход от реализации протекционистской политики по защите отечественных товаропроизводителей.

Каждый из этих элементов может характеризоваться положительной или отрицательной величиной.

Прокомментируем подобный подход к оценке прироста (потерь) ВВП в результате реализации мер, связанных с ростом (снижением) уровня экономической безопасности, зависящего от уровня конкурентоспособности национальной экономики.

Повышение или снижение склонности к импорту, естественно, вызывает большие или меньшие валютные расходы. Чем больше импортных товаров поступает на отечественные рынки, тем больше валюты покидает страну.

Увеличение (уменьшение) спроса на импортные товары приводит к необходимости либо сворачивать, либо развивать отечественное производство. Сворачивание отечественного производства приводит к росту безработицы, усилению миграции, необходимости переподготовки кадров и другим социальным последствиям. Развитие отечественного импортозамещающего производства сокращает перечисленные издержки, но увеличивает издержки, связанные с расширением производства.

Экономическая экспансия выражается в строительстве на территории страны иностранных предприятий с целью проникновения на отечественные рынки. Эти предприятия предоставляют новые рабочие места, сокращая необходимость создания рабочих мест отечественными работодателями. Снижение интенсивности экономической экспансии, наоборот, создает проблему создания новых рабочих мест отечественными работодателями и роста обусловленных этим издержек.

В случае низкого уровня развития конкурентных преимуществ объем работ, связанных с их совершенствованием, достаточно велик. Эти работы требуют привлечения разнообразных материальных, кадровых, финансовых ресурсов. Издержки на осуществление этих функций чрезвычайно велики. Высокий уровень развития конкурентных преимуществ не требует фундаментальных изменений, обусловленных детерминантами «национального ромба».

Наконец, проблема протекционизма. Обычными средствами защиты отечественных производителей от импортной интервенции являются таможенные тарифы. Ввозные пошлины, например, на подержанные импортные автомобили чрезвычайно высоки, что становится дополнением доходной части государственного бюджета (или внебюджетных средств). Однако вступление в ВТО вынуждает отказаться от такого дохода.

Таким образом, уровень конкурентоспособности национальной экономики оказывает существенное влияние на величину общего и душевого ВВП. Поэтому установление приоритетов при решении проблемы повышения конкурентоспособности должно базироваться на прогнозировании возможных изменений (как в положительную, так и в отрицательную стороны) величины ВВП.[6]

В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Международная экономика изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на:

 

1. тарифные — основанные на использовании таможенного тарифа;

 

2. нетарифные — все прочие методы.

 

Нетарифные методы регулирования подразделяются на:

 

·   количественные методы

 

·   методы скрытого протекционизма.

 

Часто к ним также относят финансовые методы – субсидии, кредитование, демпинг. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости ограничить импорт либо форсировать экспорт.

Основная задача государства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: