Региональная политика направлена на экономическое развитие депрессивных и отсталых регионов. Она должна быть долгосрочной и ориентированной на привлечение инвестиций, а также развитие предприятий.
Принимаемые решения, как правило, направлены на достижение макроэкономических, финансовых, отраслевых и иных целей. Большая часть принимаемых государством решений и затрачиваемых средств проходит по линии отдельных министерств и ведомств. При этом они исходят из своих критериев, т.е. своей экономической эффективности, необходимости поддерживать экономические мощности и уровень обслуживания. Региональный эффект отраслевых средств и принимаемых решений во многом определяет тенденции развития отдельных территорий.
Необходимо провести классификацию выделенных кризисных территорий. Региональная политика осуществляется дифференцированно в соответствии с избранными типами регионов. Для каждого типа региона используется своя модель стимулирования саморазвития и государственной поддержки, учитывающая основные причины появления кризиса.
|
|
Депрессивные территории – это социально – экономически развитые в прошлом территории, положение которых устойчиво ухудшалось на протяжении длительного периода времени.
Отсталые территории – это территории, социально – экономические показатели которых в течение многих десятилетий были ниже средних в России.
Особо нуждающиеся (слаборазвитые) территории – это территории, которые имеют наихудшие социально-экономические показатели среди депрессивных и отсталых территорий.
Можно рекомендовать разделить кризисные территории на депрессивные и слаборазвитые. Для официального включения территорий в сферу региональной политики и их отношения к той или иной категории нужно иметь абсолютно формализованную процедуру. Для этого необходимо, чтобы по избранным показателям они превосходили оговоренные заранее пороговые значения (эти показатели представлены в таблице 38, где проводится определение депрессивных и отсталых территорий).
Отбор показателей произведен исходя из следующих соображений:
- имеющихся на различных территориях уровней статистики;
- наиболее полного отражения существа кризиса;
- использование комплексных показателей;
- имеющегося запаса опыта применения различных показателей;
- достижения простоты и прозрачности при выделении территорий.
В ходе анализ используются:
1. Данные за последние 5 лет
2. Данные с 2000 по последние доступные
3. Пересчет производится на основе региональных различия в величине прожиточного минимума
4. При подсчете среднего по РФ уровня не учитывается перераспределение по регионам
|
|
Таблица 22 Критерии отбора депрессивных и отсталых территорий
Тип территории | Показатели | Пороговое значение | С-П | Лен | Новг | Пск | |
Депрессивные | Уровень зарегистрированной безработицы (1) | в 1,5 р выше, чем в субъектах РФ | 12 | 4,09 | 8,75 | 4,86 | 8,24 |
Падение индекса промышленного производства (2) | Более чем в 2 раза | Более чем в 2 раза | 107,1 | 106,3 | 105,9 | 102,1 | |
Объем промышленной продукции на душу населения, млн. руб/чел (1) | не менее 1/3 по РФ | 0,0114 | 0,22 | 0,02 | 0,02 | 0,007 | |
Отсталые | Уровень зарегистрированной безработицы (1) | в 1,5 р выше, чем в среднем по РФ | 12 | 4,09 | 8,75 | 4,86 | 8,24 |
Среднедушевые денежные доходы в мес с учетом покупательной способности рубля (1)(3) | Доход не превышает прожиточный минимум более чем в 1,5 раза | 1850 | 2359,5 | 1925,0 | 1416,2 | 1384,4 | |
Среднемеясчная номинальная начисленная з/п, руб | в 1,5 р ниже, чем в среднем РФ | 4237 | 11169 | 9196 | 5502 | 4293 | |
Валовый региональный продукт на душу населения (1) | в 2 раза меньше, чем в среднем по РФ (4) | 15,05 | 24,1 | 63,6 | 102,8 | 66,8 |
Изучая данные, приведенный в таблице, мы можем прийти к следующему выводу:
Псковская область является депрессивной, т.к. объем промышленной продукции практически в 2 раза меньше пороговой величины. Это говорит о недостаточной обеспеченности населения промышленной продукцией. Необходимо провести политику поддержания промышленных предприятий, увеличить государственные инвестиции в промышленность субъекта. Возможно увеличение госзаказа промышленной продукции, введения субсидий и дотаций.
Рассматривая отсталые территории, то можно сказать, что по одному показателю к таким территориям можно отнести Новгородскую область. А именно, среднедушевой денежный доход населения ниже прожиточного минимума. Среднедушевой денежный доход населения ниже прожиточного минимума также и в Псковской области. Это говорит о том, что в субъектах нужно пересмотреть региональную политику, и увеличить среднемесячную заработную плату, а так же понизить уровень инфляции, что позволит увеличить среднедушевой доход.
Кроме того, в регионе по некоторым показателям прослеживается стремление к пороговой величине, что является отрицательным моментом. Следует принять меры по комплексному улучшению жизни в каждой области и в регионе в целом.