Определение отсталых и депрессивных территорий

 

Региональная политика направлена на экономическое развитие депрессивных и отсталых регионов. Она должна быть долгосрочной и ориентированной на привлечение инвестиций, а также развитие предприятий.

Принимаемые решения, как правило, направлены на достижение макроэкономических, финансовых, отраслевых и иных целей. Большая часть принимаемых государством решений и затрачиваемых средств проходит по линии отдельных министерств и ведомств. При этом они исходят из своих критериев, т.е. своей экономической эффективности, необходимости поддерживать экономические мощности и уровень обслуживания. Региональный эффект отраслевых средств и принимаемых решений во многом определяет тенденции развития отдельных территорий.

Необходимо провести классификацию выделенных кризисных территорий. Региональная политика осуществляется дифференцированно в соответствии с избранными типами регионов. Для каждого типа региона используется своя модель стимулирования саморазвития и государственной поддержки, учитывающая основные причины появления кризиса.

Депрессивные территории – это социально – экономически развитые в прошлом территории, положение которых устойчиво ухудшалось на протяжении длительного периода времени.

Отсталые территории – это территории, социально – экономические показатели которых в течение многих десятилетий были ниже средних в России.

Особо нуждающиеся (слаборазвитые) территории – это территории, которые имеют наихудшие социально-экономические показатели среди депрессивных и отсталых территорий.

Можно рекомендовать разделить кризисные территории на депрессивные и слаборазвитые. Для официального включения территорий в сферу региональной политики и их отношения к той или иной категории нужно иметь абсолютно формализованную процедуру. Для этого необходимо, чтобы по избранным показателям они превосходили оговоренные заранее пороговые значения (эти показатели представлены в таблице 38, где проводится определение депрессивных и отсталых территорий).

Отбор показателей произведен исходя из следующих соображений:

- имеющихся на различных территориях уровней статистики;

- наиболее полного отражения существа кризиса;

- использование комплексных показателей;

- имеющегося запаса опыта применения различных показателей;

- достижения простоты и прозрачности при выделении территорий.

 

В ходе анализ используются:

1. Данные за последние 5 лет

2. Данные с 2000 по последние доступные

3. Пересчет производится на основе региональных различия в величине прожиточного минимума

4. При подсчете среднего по РФ уровня не учитывается перераспределение по регионам

 

Таблица 22  Критерии отбора депрессивных и отсталых территорий

Тип территории Показатели

Пороговое значение

С-П Лен Новг Пск

Депрессивные

Уровень зарегистрированной безработицы (1) в 1,5 р выше, чем в субъектах РФ 12

4,09

8,75

4,86

8,24

Падение индекса промышленного производства (2) Более чем в 2 раза Более чем в 2 раза

107,1

106,3

105,9

102,1

Объем промышленной продукции на душу населения, млн. руб/чел (1) не менее 1/3 по РФ 0,0114

0,22

0,02

0,02

0,007

Отсталые

Уровень зарегистрированной безработицы (1) в 1,5 р выше, чем в среднем по РФ 12

4,09

8,75

4,86

8,24

Среднедушевые денежные доходы в мес с учетом покупательной способности рубля (1)(3) Доход не превышает прожиточный минимум более чем в 1,5 раза 1850

2359,5

1925,0

1416,2

1384,4

Среднемеясчная номинальная начисленная з/п, руб в 1,5 р ниже, чем в среднем РФ 4237

11169

9196

5502

4293

Валовый региональный продукт на душу населения (1) в 2 раза меньше, чем в среднем по РФ (4) 15,05

24,1

63,6

102,8

66,8

 

 

Изучая данные, приведенный в таблице, мы можем прийти к следующему выводу:

Псковская область является депрессивной, т.к. объем промышленной продукции практически в 2 раза меньше пороговой величины. Это говорит о недостаточной обеспеченности населения промышленной продукцией. Необходимо провести политику поддержания промышленных предприятий, увеличить государственные инвестиции в промышленность субъекта. Возможно увеличение госзаказа промышленной продукции, введения субсидий и дотаций.

Рассматривая отсталые территории, то можно сказать, что по одному показателю к таким территориям можно отнести Новгородскую область. А именно, среднедушевой денежный доход населения ниже прожиточного минимума. Среднедушевой денежный доход населения ниже прожиточного минимума также и в Псковской области. Это говорит о том, что в субъектах нужно пересмотреть региональную политику, и увеличить среднемесячную заработную плату, а так же понизить уровень инфляции, что позволит увеличить среднедушевой доход.

Кроме того, в регионе по некоторым показателям прослеживается стремление к пороговой величине, что является отрицательным моментом. Следует принять меры по комплексному улучшению жизни в каждой области и в регионе в целом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: