Прежде всего – борьба с антиконкурентными действиями органов государственной власти и местного самоуправления. Борьба должна вестись по трем основным направлениям: С барьерами на пути движения товаров; с административными барьерами (угнетающими, прежде всего, малый бизнес); с действиями государственных органов, искажающими конкурентную рыночную среду (большое значение в этом плане будет иметь принятие Федерального закона «О государственной помощи»). Особенно важно, что эффективное применение антимонопольных методов воздействия на органы власти оказывает большое антикоррупционное влияние.
Третья задача – контроль экономической концентрации.
Идущие в России после кризиса 1998г. процессы реконцентрации (рекапитализации) в производственном и финансовом секторах с необходимостью приводят к увеличению количества сделок и к серьезным процессам перераспределения собственности. Российским антимонопольным органам следует кардинально пересмотреть подходы в оценке этих процессов и, следовательно, изменить содержание и формы работы. Роль антимонопольных органов не только и не столько в том, чтобы слепо учитывать все совершаемые сделки и штрафовать нерадивых граждан и юридических лиц за мелкие процедурные нарушения. Задача – суметь отделить объективные процессы концентрации (имеющие, зачастую, ярко выраженный позитивный социально – экономический эффект) от фактов их использования антиконкурентными методами.
|
|
Четвертая задача – выявление и доказательство монопольных цен и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.
Здесь необходимо как серьезное развитие законодательства, так и постоянное взаимодействие с другими ведомствами, прежде всего – силовыми.
Пятая задача – защита от недобросовестной конкуренции, контроль соблюдения законодательства о рекламе, защита прав потребителей.
В условиях недостаточно развитой институциональной инфраструктуры товарных рынков значительные масштабы приобретает недобросовестная конкуренция, а именно: обман потребителей, дискредитация конкурента, несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности при продаже товаров. Непростая ситуация складывается в сфере использования авторского права и смежных прав, патентов, товарных знаков, а также фирменных наименований. Защита прав на объекты интеллектуальной собственности, борьба с пиратством, равно как и эффективный неформальный контроль соблюдения рекламного законодательства и защита прав потребителей – одни из важнейших предпосылок осуществления прямых иностранных и отечественных инвестиций в российскую экономику. Но не путем наклеивания безумного количества марок, как предлагают радетели качества товаров, а путем кропотливой, ежедневной работы по воспитанию цивилизованного производителя и потребителя, с одной стороны, и построению системы реальной защиты качества продукции, работ и услуг – с другой.
|
|
Шестая задача – регулирование деятельности естественных монополий.
Последнее время широко обсуждаются вопросы реструктуризации естественных монополий и государственной тарифной политики. Роль антимонопольных органов здесь двояка: с одной стороны – антимонопольный контроль, с другой – тарифное регулирование.
Но цель деятельности одна: обеспечить эффективное функционирование субъектов естественных монополий не только с точки зрения самих этих субъектов, но и с точки зрения потребителей их услуг, т.е. общества.
Поэтому предстоит решить сложный комплекс вопросов, связанных с эффективным ценовым регулированием услуг естественных монополистов, ликвидацией перекрестного субсидирования, устранением без альтернативности условий договоров с поставщиками услуг, дискриминирующих или неблагоприятных для всех категорий потребителей, развитием состязательности в получении исключительных прав на предоставление услуг в условиях естественной монополии. Должны быть ограничены возможности злоупотребления рыночной властью и искажения информации о реальных издержках и прибыли со стороны крупных вертикально интегрированных компаний с естественно – монопольным компонентом, что является объективной основой реструктуризации подобных компаний. В ходе этой работы, безусловно, должен быть положен конец антирыночной и антигосударственной практике, когда установление тарифов незаконно узурпируется самой естественной монополией или ее отраслевым ведомством, что мы имеем сегодня на примере МПС.
В результате искажаются макроэкономические пропорции, деформируется внешнеэкономическая политика, хозяйствующие субъекты, бюджет и экономика в целом несут потери. Это слишком дорогая цена благополучия одной, пусть и важнейшей, отрасли. Совершенно очевидно, что во время и в условиях политики активного реформирования экономики, реформировании естественных монополий, государство должно иметь один регулирующий их орган. Орган над отраслевой и надтерриоальный. Регулятор не технический, а экономический. Вопрос о том, должен ли этот орган быть совмещен с антимонопольным регулятором, - вторичен и решается в розных странах по-разному. Сегодня это ФАС России. Возможно, в будущем можно будет создать федеральную тарифную комиссию, объединив в ней все тарифные функции. Главное – над отраслевой и над территориальный принцип. Если государство сумеет разделить естественно-монопольные и конкурентные сегменты, объединенные сегодня внутри естественных монополий, сумеет сделать действительно государственным регулирование тарифов – будет и экономический рост, и развитие отечественного производителя, и конкурентоспособность на мировом рынке. Иначе мы рискуем погрязнуть в затратной экономике и инфляции издержек, не поднимаем реальный сектор.
Седьмая задача – разрешение проблем глобализации мировой экономики.
Во–первых, эта проблема конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке. Мы обязаны учитывать это в нашей работе, особенно когда анализируем соотношение уровня концентрации на внутреннем рынке и уровня конкурентоспособности – на внешнем.
Во-вторых, антимонопольные органы должны занимать более активную позицию, как в расследовании фактов демпинга на российском рынке, так и в жестком противодействии необоснованным антидемпинговым преследованием наших производителей на внешних рынках. Пора перестать быть добрыми, когда не законно ущемляются интересы российского капитала. И, в-третьих, давно стоит задача гармонизации национальных конкурентных законодательств, и выработки международных антимонопольных правил. Иначе всех, и развитые государства, и развивающиеся, и страны с переходной экономикой – ждут серьезнейшие юридические коллизии и большие расходы. Говоря сегодня о будущем России, необходимо быть убежденным в том, что она сохраниться как единое государство, с возрожденной на рыночных принципах экономикой, с населением, которое будет ощущать себя достойными и уважаемыми гражданами не только в своей стране, но и за рубежом. Без решения проблем политического единения, преодоления коррупции, формирования нового поколения людей с принципиально новым менталитетом добиться этого будет не возможно.
|
|
Переход к рыночной экономике привёл к существенным правовым переменам. Ушли в прошлое некоторые казавшиеся непоколебимыми законодательные акты. Одновременно возникают и развиваются совершенно новые для России сферы законодательства, способные воздействовать на экономические отношения и обеспечить эффективность функционирования рыночного механизма. В полной мере эта новизна может быть отнесена и к антимонопольному законодательству нашей страны - одной из самых молодых ветвей российской правовой системы. Рассмотренный материал позволяет сделать некоторые выводы:
1.Антимонопольное регулирование является целенаправленной государственной деятельностью, осуществляемой на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
2.Важнейшими направлениями антимонопольного регулирования являются нормативное и организационное воздействие. Нормативное регулирование проявляется в установлении в нормативно-правовых актах правил ведения хозяйственной деятельности, а также в контроле за её осуществлением. Такое регулирование, по существу, олицетворяет собой особую деятельность государства, направленную на образование форм экономического порядка. В свою очередь организационное регулирование состоит в создании государством и наделении соответствующими полномочиями различных организационных структур (прежде всего – антимонопольных органов), способных оказывать реальное и положительное воздействие на экономические отношения и обеспечивающих их эффективность.
|
|
3.Среди ряда антитрестовских (антимонопольных) законодательств стран Западной Европы и Америки, имеющих свою специфику, типичным проявлением нормативного антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство России – правовая форма государственного антимонопольного регулирования рыночных отношений, с помощью которой выражаются и закрепляются общеобязательные правила, направленные на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
4.В состав антимонопольного законодательства включается совокупность нормативных актов, принимаемых соответствующими органами государственной власти в целях антимонопольной защиты общества и устанавливающих, изменяющих и отменяющих правовые нормы в сфере конкуренции, входят: 1) Конституция России; 2) Закон о конкуренции; 3) Федеральные законы, издаваемые в соответствии с Законом о защите конкуренции; 4) Указы Президента РФ; 5) Постановления и распоряжения Правительства России.
5.Антимонопольное регулирование и законодательство базируются на конституционных принципах: 1) свободы экономической деятельности; 2) единства экономического пространства; 3) свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; 4) дифференциации и защиты публичных интересов; 5) поддержки конкуренции; 6) недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
6.Базовой категорией антимонопольного законодательства выступает доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке. При этом само по себе такое положение не является нарушением антимонопольного законодательства, и существуют определённые доли его определяющие.
7.Антимонопольные органы являются федеральной организационной системой, созданной государством и функционирующей согласно законодательству РФ с целью проведения государственной политики по содействию развитию товарных рынков и добросовестной конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренцией.
8.Монополистическая деятельность подразделяется на монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов и монополистическую деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления.
9.Регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется с использованием специальных методов: т.е. предусмотренных федеральным законодательством способов установления и применения обязательных условий хозяйственной деятельности субъектов естественной монополии и характеристик их продукции, применение которых ограниченно во времени.
10.Государственная монополия – это монополия, созданная в соответствии с законодательством России, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Самуэльсон П. Экономика. М., 1964
2. Хейне П.Экономический образ мышления. – М., 1992
3. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. Популярный очерк. - М.: Политиздат, 1988.
4. Пигу.А. Экономическая теория благосостояния» М., 1985. Т.1. С.-326
5. Тотьев.К.Ю. Конкуренция и монополии: Учебное пособие. М.; Юристъ,1996. С. 4.
6. Аннерс Э. История Европейского права. М., 1994. С.- 28
7. Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности. М., «НОРМА-ИНФА-М, 1998. С.37.
8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., Соцкгиз. 1962.-С.341
9. П.И Стучка Введение в теорию гражданского права. Изд.второе. М.,,Государственное социально-экономическое изд-во,1931, С108.
10. В Шретер Советское хозяйственное право 9право торгово-промышленное) Москва-Ленинград, Госуларственное изд,1928. С.17.
11. В Шретер Советское хозяйственное право 9право торгово-промышленное) Москва-Ленинград, Госуларственное изд,1928. С.22
12. Там же С.21-22
13. Положение о народном суде, ст.22 и прим. // СУ.1920; В Шретер Советское хозяйственное право 9право торгово-промышленное) Москва-Ленинград, Госуларственное изд,1928. С.22
14. Там же. С.5.
15. А.В.Егоров. Гражданское право РСФСР (очерки гражданского кодекса, вып.1.) С.5-13
16. П.И Стучка Введение в теорию гражданского права. Изд.второе. М.,,Государственное социально-экономическое изд-во,1931, С. 32.
17. П.И Стучка Введение в теорию гражданского права. Изд.второе. М.,,Государственное социально-экономическое изд-во,1931, С. 38.
18. А.Малицкий Предисловие к работе: Я..А.Конторович. Основные идеи гражданского права / пред.проф А.Малицкого. Харьков, Юрид. Изд-во НКЮ УССР,1928.
19. Я..А.Конторович Там же. С.17
20. П.И Стучка Там же С.89.
21. П.И Стучка Введение в теорию гражданского права. Изд.второе. М.,,Государственное социально-экономическое изд-во,1931, С. 89-90.
22. Ю.Рубин, В.Шустов. В поисках полноценной конкуренции// Коммунист. 1990,№13, С.44.
23. Материалы CCVI съезда КПСС.М.,1981, С.58
24. М.С. Горбачев Политический доклад ЦК КПСС XXVII съезду КПСС. М., Политиздат 1986. С.55.
25. Ю.Рубин, В.Шустов. В поисках полноценной конкуренции// Коммунист. 1990,№13, С.42-46.
26. Там же С.43.
27. В. Цапелик, А.Яковлев. Монополии в советской экономике. Истоки, формы, пути преодоления // Коммунист. 1990, № 15, С.61
28. Мануэль Хайднс. Проблемы введения рыночных сил в социалистическую экономику Восточно-Европейских стран // Мировой банк, рабочие материалы по Европе, Ближнему Востоку и Северо-Африканскому региону. Доклад № IDP –0057, апрель 1990. С.6-7.
29. А. Ковалев. Западноевропейская интеграция: замысел и реальность // Коммунист 1985, №15 С.96.
30. А. Ковалев. Западноевропейская интеграция: замысел и реальность // Коммунист 1985, №15 С.97.
31. Краткий политический словарь / Составление и общая редакция Л.А. Оникова и Н.В. Шишлгма. М.. «Политиздат», 1987, с. 135; Большой энциклопедический словарь /Под ред. A.M. Прохорова. М.. Изд. «Советская энциклопедия», СПб., Фонд «Ленинградская галерея», 1993. с. 423; Политическая экономия. Словарь / Под ред. проф. М.И. Волкова М., Изд. «Политиздат». 1983. с. 100.
32. Мануэль Хайднс. Проблемы введения рыночных сил в социалистическую экономику Восточно-Европейских стран // Мировой банк, рабочие материалы по Европе, Ближнему Востоку и Северо-Африканскому региону. Доклад № IDP –0057, апрель 1990. С.13.
33. Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, №22. ст.355
34. См.: В Стародубровский. Усилить 'экономическую роль предприятий. // Коммунист. 1987, № 6; Г. Б. Мирзоев Правовое регулирование предпринимательства в Российской Федерации. М., «Сериал», 1995.
35. Постановление СМ СССР от 18.05.89 № 412 «О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом» // СП СССР, 1989, № 24, ст. 82.
36. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, №11. ст.164
37. СП СССР, 1990, № 15, ст. 82.
38. СП СССР, 1990. № 24, ст. 114.
39. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, №30. ст.416
40. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, №30. ст.416
41. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, №21. ст.233
42. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, №12. ст.149
43. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, №16. ст.499
44. Гос. программа демонополизации и развития конкуренции на рынках РФ(Основные направления и первоочередные меры была утверждена Пост пр-ва РФ от 9 марта 1994 г. №191 // Собр. Актов Президента и пр-ва РФ 4.04.94.№ 14., ст.1052
45. Ведомости СНД и ВС РСФСР 16.01.92, № 3, ст. 89
46. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 24.08.1992, № 8, ст. 501; Собрание актов Президента и Правительства РФ. ] 9.10.92, № 16, ст. 1235
47. Я Мирзоев Правовое регулирование предпринимательства в Российской Федерации. М., «Сериал»,1995, с.33
48. Ведомости СНД и ВС РСФСР 1991, №18, ст 569, № 3, ст. 89
49. Ведомости СНД и ВС РСФСР 4.07.91, № 27.ст 927
50. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992, № 7, ст. 312
51. Г.Б. Мирзоев. Указ, работа, с. 34
52. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992, № 23, ст. 1271
53. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992, № 23, ст. 1275
54. Российские вести.18.11.93. №234
55. См.: Сравнительный анализ предложений по преодолению кризиса российской экономики и се глубокому реформированию. М.„ РАУ, 1992.
56. Е.А Суханов. Хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы //Вестник ВАС РФ. 1995, №6.
57. См. Постановление ВС РФ от 15.04 93. №4814-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 29.04.93. № 17, ст.614
58. См.: Указ Президента РФ от 26 августа 1992 г. № 954 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 31.08.92, № 9, ст. 598.
59. Мнение Ю.В. Кочеврина приводится в статье: О.А.Жидков. Антитрестовское законодательство и государственно-монополистическое регулирование экономики в США. // Правовое регулирование экономической деятельности в империалистических и развивающихся странах. Сб науч. Трудов. М., Институт государства и права АН СССР,1973, с. 52
60. Собрание законодательства РФ. 06.01.97, № 1, ст. 119.
61. Постановление Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального Закона от 18 июля 1995 года "О рекламе" // Собрание законодательства РФ. 17.03.97, ст.1372
62. Проблемы теории государства и права /Под ред. С.С. Алексеева. М., Изд «Юридическая литература»,1987. с.206.
63. См.: И.П. Соколова. Государственно-правовая основа антимонопольного законодательства
64. СПб., 1996. с.с. 4,22, 24
65. И.П. Николаев, Л. И. Малютина, С.Г. Чернова. Основы антимонопольного законодательства. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1998, с. 14.
66. См.: Ю.К. Тотьев. Антимонопольное право России. М., 1997.
67. Теория государства и права / Отв. редакторы А.И. Королев, Л.С Явич. JL, Изд. Ленинградского университета. 1987; Проблемы теории государства и права / Под. ред. С.С.Алексеева. М., Изд. «Юридическая литература», 1987; Курс лекций по теории государства и права / Под. ред. ЯЛ. Разгельдеева, А.В. Малько. Саратов, Изд. Поволжского кадрового центра, 1993; В.А Четвернш. Понятие права и государства. М., Изд. «Дело». 1997; А.И. Коваленко. Теория государства и права. Изд. «Новый юрист», 1997; А.В. Якушев. Теория государства и права. Изд. «Приор». 1999; В.В. Лазарев, С.В Липень. Теория государства и права: учебник для вузов. 2-е издание. М., «Спарк», 2000; Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / Под общ. ред. члена-корр. РАН, доктора юрид.наук. проф.В.С. Нерсесянца. М. Ичпательская группа Норма-Инфра-М, 1999
[1] Самуэльсон П. Экономика. М., 1964
[2] Хейне П.Экономический образ мышления. – М., 1992
[3] Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. Популярный очерк. - М.: Политиздат, 1988.
[4] Пигу.А. Экономическая теория благосостояния» М., 1985. Т.1. С.-326
[5] Тотьев.К.Ю. Конкуренция и монополии: Учебное пособие. М.; Юристъ,1996. С. 4.
[6] Аннерс Э. История Европейского права. М., 1994. С.- 28
[7] Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности. М., «НОРМА-ИНФА-М, 1998. С.37.
[8] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., Соцкгиз. 1962.-С.341
[9] П.И Стучка Введение в теорию гражданского права. Изд.второе. М.,,Государственное социально-экономическое изд-во,1931, С108.
[10] В Шретер Советское хозяйственное право 9право торгово-промышленное) Москва-Ленинград, Госуларственное изд,1928. С.17.
[11] В Шретер Советское хозяйственное право 9право торгово-промышленное) Москва-Ленинград, Госуларственное изд,1928. С.22
[12] Там же С.21-22
[13] Положение о народном суде, ст.22 и прим. // СУ.1920; В Шретер Советское хозяйственное право 9право торгово-промышленное) Москва-Ленинград, Госуларственное изд,1928. С.22
[14] А.В.Егоров. Гражданское право РСФСР (очерки гражданского кодекса, вып.1.) С.6.
[15] Там же. С.5.
[16] А.В.Егоров. Гражданское право РСФСР (очерки гражданского кодекса, вып.1.) С.5-13
[17] П.И Стучка Введение в теорию гражданского права. Изд.второе. М.,,Государственное социально-экономическое изд-во,1931, С. 32.
[18] П.И Стучка Введение в теорию гражданского права. Изд.второе. М.,,Государственное социально-экономическое изд-во,1931, С. 38.
[19] А.Малицкий Предисловие к работе: Я..А.Конторович. Основные идеи гражданского права / пред.проф А.Малицкого. Харьков, Юрид. Изд-во НКЮ УССР,1928.
[20] Я..А.Конторович Там же. С.17
[21] П.И Стучка Там же С.89.
[22] П.И Стучка Введение в теорию гражданского права. Изд.второе. М.,,Государственное социально-экономическое изд-во,1931, С. 89-90.
[23] Ю.Рубин, В.Шустов. В поисках полноценной конкуренции// Коммунист. 1990,№13, С.44.
[24] Материалы CCVI съезда КПСС.М.,1981, С.58
[25] М.С. Горбачев Политический доклад ЦК КПСС XXVII съезду КПСС. М., Политиздат 1986. С.55.
[26] Ю.Рубин, В.Шустов. В поисках полноценной конкуренции// Коммунист. 1990,№13, С.42-46.
[27] Там же С.43.
[28] В. Цапелик, А.Яковлев. Монополии в советской экономике. Истоки, формы, пути преодоления // Коммунист. 1990, № 15, С.61
[29] Мануэль Хайднс. Проблемы введения рыночных сил в социалистическую экономику Восточно-Европейских стран // Мировой банк, рабочие материалы по Европе, Ближнему Востоку и Северо-Африканскому региону. Доклад № IDP –0057, апрель 1990. С.6-7.
[30] А. Ковалев. Западноевропейская интеграция: замысел и реальность // Коммунист 1985, №15 С.96.
[31] А. Ковалев. Западноевропейская интеграция: замысел и реальность // Коммунист 1985, №15 С.97.
[32] Краткий политический словарь / Составление и общая редакция Л.А. Оникова и Н.В. Шишлгма. М.. «Политиздат», 1987, с. 135; Большой энциклопедический словарь /Под ред. A.M. Прохорова. М.. Изд. «Советская энциклопедия», СПб., Фонд «Ленинградская галерея», 1993. с. 423; Политическая экономия. Словарь / Под ред. проф. М.И. Волкова М., Изд. «Политиздат». 1983. с. 100.
[33] Мануэль Хайднс. Проблемы введения рыночных сил в социалистическую экономику Восточно-Европейских стран // Мировой банк, рабочие материалы по Европе, Ближнему Востоку и Северо-Африканскому региону. Доклад № IDP –0057, апрель 1990. С.13.
[34] Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, №22. ст.355
[35] См.: В Стародубровский. Усилить 'экономическую роль предприятий. // Коммунист. 1987, № 6; Г. Б. Мирзоев Правовое регулирование предпринимательства в Российской Федерации. М., «Сериал», 1995.
[36] Постановление СМ СССР от 18.05.89 № 412 «О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом» // СП СССР, 1989, № 24, ст. 82.
[37] Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, №11. ст.164
[38] СП СССР, 1990, № 15, ст. 82.
[39] СП СССР, 1990. № 24, ст. 114.
[40] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, №30. ст.416
[41] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, №30. ст.416
[42] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, №21. ст.233
[43] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, №12. ст.149
[44] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, №16. ст.499
[45] Гос. программа демонополизации и развития конкуренции на рынках РФ(Основные направления и первоочередные меры была утверждена Пост пр-ва РФ от 9 марта 1994 г. №191 // Собр. Актов Президента и пр-ва РФ 4.04.94.№ 14., ст.1052
[46] Ведомости СНД и ВС РСФСР 16.01.92, № 3, ст. 89
[47] Собрание актов Президента и Правительства РФ. 24.08.1992, № 8, ст. 501; Собрание актов Президента и Правительства РФ. ] 9.10.92, № 16, ст. 1235
[48]Я Мирзоев Правовое регулирование предпринимательства в Российской Федерации. М., «Сериал»,1995, с.33
[49] Ведомости СНД и ВС РСФСР 1991, №18, ст 569, № 3, ст. 89
[50] Ведомости СНД и ВС РСФСР 4.07.91, № 27.ст 927
[51]Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992, № 7, ст. 312
[52] Г.Б. Мирзоев. Указ, работа, с. 34
[53] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992, № 23, ст. 1271
[54] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992, № 23, ст. 1275
[55] Российские вести.18.11.93. №234
[56] См.: Сравнительный анализ предложений по преодолению кризиса российской экономики и се глубокому реформированию. М.„ РАУ, 1992.
[57]Е.А Суханов. Хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы //Вестник ВАС РФ. 1995, №6.
[58] См. Постановление ВС РФ от 15.04 93. №4814-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 29.04.93. № 17, ст.614
[59] См.: Указ Президента РФ от 26 августа 1992 г. № 954 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 31.08.92, № 9, ст. 598.
[60] Мнение Ю.В. Кочеврина приводится в статье: О.А.Жидков. Антитрестовское законодательство и государственно-монополистическое регулирование экономики в США. // Правовое регулирование экономической деятельности в империалистических и развивающихся странах. Сб науч. Трудов. М., Институт государства и права АН СССР,1973, с. 52
[61] Собрание законодательства РФ. 06.01.97, № 1, ст. 119.
[62] Постановление Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального Закона от 18 июля 1995 года "О рекламе" // Собрание законодательства РФ. 17.03.97, ст.1372
[63] Проблемы теории государства и права /Под ред. С.С. Алексеева. М., Изд «Юридическая литература»,1987. с.206.
[64]См.: И.П. Соколова. Государственно-правовая основа антимонопольного законодательства
СПб., 1996. с.с. 4,22, 24
[65] И.П. Николаев, Л. И. Малютина, С.Г. Чернова. Основы антимонопольного законодательства. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1998, с. 14.
[66] См.: Ю.К. Тотьев. Антимонопольное право России. М., 1997.
[67] Теория государства и права / Отв. редакторы А.И. Королев, Л.С Явич. JL, Изд. Ленинградского университета. 1987; Проблемы теории государства и права / Под. ред. С.С.Алексеева. М., Изд. «Юридическая литература», 1987; Курс лекций по теории государства и права / Под. ред. ЯЛ. Разгельдеева, А.В. Малько. Саратов, Изд. Поволжского кадрового центра, 1993; В.А Четвернш. Понятие права и государства. М., Изд. «Дело». 1997; А.И. Коваленко. Теория государства и права. Изд. «Новый юрист», 1997; А.В. Якушев. Теория государства и права. Изд. «Приор». 1999; В.В. Лазарев, С.В Липень. Теория государства и права: учебник для вузов. 2-е издание. М., «Спарк», 2000; Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / Под общ. ред. члена-корр. РАН, доктора юрид.наук. проф.В.С. Нерсесянца. М. Ичпательская группа Норма-Инфра-М, 1999
[68] Южанов.И.А «Очередные задачи антимонопольных органов. \ Вестник Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. № 6. 2000