Фонд оплаты труда и его структура

          Переход к рыночной экономике существенным образом  трансформировал подход к регулированию средств, расходуемых предприятием на формирование личных доходов работников. В современных условиях предприятиям средства на заработную плату никто не выделяет. Поскольку заработная плата является денежным эквивалентом, то для каждого конкретного работодателя издержки на оплату труда его работников представляют большую часть общих издержек на производство продукции, которые работодатель должен возместить в процессе ее реализации на рынке товаров и услуг.

 

Для оценки размера заработной платы наемных работников используется показатель фонда оплаты труда. Фонд заработной платы отражает условия оплату труда, гарантии и компенсации, определенные работодателем и работником на основе коллективных и трудовых оговоров, которые и формируют индивидуальную заработную плату работников.

 

        ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА - суммарные денежные средства предприятия организации, израсходованные в течение определенного периода времени на заработную плату,  выплаты, доплаты работникам.
      Затраты на оплату труда формируются в сумме и измеряются в % к объему продаж (уровень фонда заработной платы)


Фонд оплаты труда состоит из:
1. выплат з/п за выполняемую работу исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и окладов;

2. стоимости продукции, выдаваемой работникам в порядке натуральной оплаты;                       

3. выплаты стимулирующего характера по систематическим положениям, включая премии, надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам;

4. выплаты компенсирующего характера, связанные со сложностью и режимом работы, в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством РФ;

5. оплаты в соответствующих действующих законодательством очередных, дополнительных и учебных отпусков;

6. оплаты труда работников не состоящих в штате, но по заключенным с ними договорами;

7. стоимость бесплатных услуг: питание и форменная одежда.

Так как заработная плата имеет две формы оплаты труда - сдельная и повременная, в свою очередь и фонд заработной платы имеет две формы:

1. Фонд заработной платы при сдельной оплате труда:

ФЗПсд=Т*Тс*к, где Т-трудоемкость, планируемая к выпуску продукции; Тс-часовая тарифная ставка; к – плановый процент выполнения норм

2. Фонд заработной платы при повременной оплате труда:

ФЗПп=Тс*Фпл*Чр, Тс-часовая тарифная ставка, Фпл - план фонда рабочего времени одного рабочего; Чр - численность рабочих.

 

Структура фонда заработной платы на предприятии довольно сложна. Помимо прямой оплаты труда за проработанное время или за произведенную продукцию или работу (при сдельной или договоренной оплате) в фонд оплаты труда включаются стимулирующие и компенсирующие выплаты – премии, компенсации за неблагоприятные условия труда, за работу в северных и отдаленных местностях, а также все денежные суммы, выплачиваемые за непроработанное время очередных и дополнительных отпусков, за время выполнения государственных или общественных обязанностей.

В условиях рынка и многоукладной экономики при возникновении конкуренции между предприятиями значение научно обоснованного, объективного и точного планирования фонда заработной платы существенно возрастает. Фонд должен быть минимальным, но достаточным для нормального функционирования предприятия.          Излишек фонда оплаты труда ложится на себестоимость продукции, сокращаетприбыль и снижает рентабельность. В то же время недостаток фонда, особенно в период инфляции, вызывает относительное снижение уровня заработной платы, может привести к увеличению текучести кадров, дестабилизации коллектива и даже социальным конфликтам вплоть до забастовок. Поэтому роль планирования фонда заработной платы существенно возрастает.

 

 




Планирование численности работников предприятия и

Производительность труда

 

ГК «Виктория» — крупная торговая компания России, успешно работающая с 1993 года. «Виктория» управляет розничными сетями различных форматов, предлагая покупателям качественное обслуживание при совершении покупок и доступные цены на товары.

«Виктория» - является открытым акционерным обществом. Сегодня магазины Группы компаний «Виктория» — это:

· 7 супермаркетов «Виктория»,

· 21 магазина «Дёшево»,

· 17 магазинов «Квартал»,

· магазин «Кэш»

Одним из направлений деятельности Группы компаний является выпуск питьевой воды под торговой маркой «Виктория». При супермаркетах имеются производственные цеха, их продукция — хлебобулочные и кулинарные изделия, которые ежедневно поставляются на прилавки магазинов.

Ярким представителем этой торговой сети является супермаркет «Виктория», расположенный по адресу г. Калининград, бульвар Л. Шевцовой, д. 1. Работает данный магазин с 7.00 утра до 2.00 ночи, что очень удобно для жителей Балтийского района.      Супермаркет «Виктория» занимается продажей продовольственных и непродовольственных товаров, а также оказание дополнительных услуг для покупателей.

 

Экономическая характеристика супермаркета «Виктория»

п/п Основные показатели деятельности магазина Отчетный период Единицы измерения
  1   Розничный товарооборот   25265460   Ден. единиц
  2   Площадь предприятия   3000   кв.м.
3   Численность сотрудников   320   человек

 

Задание 1.

Рассчитать среднюю численность работников торгового предприятия за апрель месяц, если, списочная численность

на 1 апреля – 300 чел.;

на 5 апреля – 310 чел.;

на 12 апреля – 315 чел,;

на 30 апреля – 320 чел.

 

Ч средняя =((300*4) + (310*7) + (315*18) + 320) / 30 = 312 чел.

Вывод: средняя численность сотрудников супермаркета «Виктория» составляет 312 человек.

Задание 2.

Произвести расчет численности работников супермаркета «Виктория» с торговой площадью 3000 кв.м.

Средняя площадь одного условного рабочего места - 35 м кв.

Режим работы с 7_00 – 2_00 часа, перерыв на обед 1 час, без выходных

Подготовительно-заключительное время (ПЗВ) – 20 мин в день

В плановом году выходных – 100 дней

Праздников – 11 дней

Отпуск – 14 календарных дней

Невыход по уважительной причине – 7 дней

В магазине 7 руководителей

18% - могут подменять продавцов

 

1) Рассчитываем количество условных рабочих мест:  К урм = S м2 / Н S м2

    К урм = 3000/35 = 86 м кв. - количество условных рабочих мест

2) Рассчитываем ПЗВ

ПЗВ = (подготовительно-закл. время в день * количество раб. дней) / 60мин.

ПЗВ = (20 * 7) \ 60 = 2,3

3) Рассчитываем недельный фонд рабочего времени

     Н фрм = ((Время работы в день * количество раб. дней) + ПЗВ) * количество дней в месяц

      Н фрм = ((18 * 7) + 2,3) * 86 = 11,033 часов.

4) Недельный фонд рабочего времени сотрудника = 40 ч. (по трудовому кодексу РФ)

5) Рассчитываем численность явочную

      Чя = Недельный фонд Рвр магазина / Недельный фонд Рвр сотрудника

     Чя = 11.033 / 40 = 276 чел.

6) Рассчитываем Коэффициент увеличения

Коэффициент увеличения = Фном / Фполез

       Кув = (365 – 100 – 11) / (365 – 100 – 11 – 28 -7) = 1,16

7) Рассчитываем численность среднюю максимальную с учетом невыхода на работу

       Чр макс = Чя * К увеличения

        Чр макс = 276 * 1,16= 320 чел.

8) Рассчитываем Коэффициент замены: Кзамены = (АУП * 18%) / 100

   Кзамены = (7 * 18%) / 100 = 1ч.

9) Рассчитаем численность работников плановую: Чр план = Чр макс – Кзамены

         Чр план = 320 – 1 = 319 человек

Вывод: в планируемом году в магазине «Виктория» будет работать 319 человек

Задание 3.

Товарооборот в сопоставимых ценах и численность работников торгового предприятия характеризуется следующими данными:

 

Показатели Отчетный период Планируемый период Изменение (+;-) Темп роста, %
Т/об, ден.ед. 25265460 26165570 900110 104
Число всех работников, чел. 315 319 4 102
ПТ(выработка), ден.ед. 80208 82024 1816 103

 

Вычислить производительность труда в расчете на одного работника; изменения и темп роста.

 

1) ПТ на одного работника:

    ПТ = 25265460 / 315 = 80208 (отчетный период)

    ПТ = 26165570 / 319 = 82024 (плановый период)

2) изменения:   планируемый период – отчетный период

     т/об = 26165570 – 25265460 = 900110 д.ед

     число работников = 319 – 315 = 4 человека

    ПТ работников = 82024 – 80208 = 1816 д.ед.

2) темп роста %: Т.роста = (План. период / Отч. Период) * 100%

т/об = (26165570 / 25265460) * 100% = 104 %

Число работников = (319 / 315) * 100% = 102%

ПТ на одного работника = (82024 / 80208) * 100% = 103%

Вывод: в планируемом году в супермаркете «Виктория» товарооборот увеличится на 900110 ден. Ед., число работников увеличится на 4 человека, Производительность труда повысится до 82024 ден. Единиц на одного работника.

 

 

 

Заключение

В результате проведенных исследований в супермаркете «Виктория»  в следующем году планируется увеличить число работников до 319 человек. Производительность труда увеличиться на 1816 ден.ед.,что влечет за собой рост объемов  товарооборота. Это свидетельствует о том, что предприятие обладает совершенными производственными мощностями, квалифицированными работниками, что приводит к увеличению среднегодовой выработки.

Одной из главных причин данных улучшений является проведение правильной кадровой политики. В компании применяются различные программы, помогающие сотрудникам компании ускорить профессиональный (карьерный) рост. Уделяет большое внимание своим молодым специалистам. В целом можно уверенно сказать, что кадровая политика компании занимает важное место в политике организации. Она продуманна и стратегически ориентирована. У сотрудников есть уверенность в завтрашнем дне, что уже стимулирует их работать более плодотворно.

Главным элементом организации являются её работники, так как составляют основную статья капиталовложений с точки зрения затрат по их найму и обучению. Улучшение кадровой политики влечет за собой к повышению производительности труда. Она является важным показателем продуктивности труда. Положительная динамика этого показателя определяет экономию трудозатрат на предприятии и ведет к экономическому росту в стране. Механизация и автоматизация труда позволяют повысить производительность труда при неизменных затратах живого труда.

Поэтому хорошая кадровая политика- это хорошая кадровая стратегия- а это и успех фирмы. Ведь, если организация будет благоприятно адаптироваться к изменениям технологий и требованиям рынка, то её ожидает процветание.

 

 

Список литературы:

1. Бондарь И.К. Производительность труда: вопросы теории и практики: Наук. думка, 2000 – 152 с.

2. Гурьянов С.Х., Поляков И. А., Ремизов К.С. Справочник экономиста по труду: (Методика расчетов по экономике труда на промышленных предприятиях). - М: 2003г.3. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА – М., 1998г.4. Ремизов К.С. Основы экономики труда: М.- 2004г.5. Рофе А.И. Экономика и социология труда – М.: МИК, 2005г.

       6. Экономика труда/Под ред. Г.Р. Погосяна, Л.И. Жукова – М.:          

          7. Н.Л. Зайцев: ‘Экономика промышленного предприятия’. Учебное пособие. 2001г.

       8.О.И. Волков, В.К. Скляренко: ‘Экономика предприятия’. Курс лекций. 2002г.

                                     Государственное образовательное учреждении

                                       высшего профессионального образования

                                    АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

                               При ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                Калининградский филиал

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Экономика организации

Тема: кадровая политика и производительность труда

 

Выполнила:

Студентка 2 курса

дневного отделения

специальность: 080501.51

Афанасьева Д.Д.

 

Преподаватель:

Борзова Л.Г.

Оценка:

____________________

 

30 апреля 2010г.

 

Калининград, 2010


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: