Т.А. Кулаговская, Сев.-Кав. государственный технический университет, г.Ставрополь
В условиях рыночной экономики становятся особенно актуальными вопросы рациональной и эффективной организации процессов управления и контроля над движением материальных и финансовых потоков на предприятии с целью повышения эффективности материально-технического снабжения самого предприятия и сбыта производимой им готовой продукции. Это необходимо для оптимизации уровня запасов и эффективного их использования, уменьшения их уровня на предприятиях, а также для минимизации оборотных средств, вложенных в эти запасы.
Логистика – это динамично развивающаяся отрасль, богатая как проблемами, так и возможностями для оптимизации издержек в логистических цепях. Экономия затрат при использовании логистики достигается в основном за счет оперативного, гибкого и четкого управления запасами и снижения их совокупной величины.
У многих предприятий запасы составляют основную долю всех активов. Появление новых продуктов ведет к дальнейшему наращиванию запасов. Однако сокращение запасов всего на несколько процентных пунктов может дать значительное повышение прибыльности.
|
|
Внедрение логистики приводит к значительному сокращению запасов. Тем не менее, и на сегодняшний день имеются значительные неиспользованные резервы для совершенствования управления запасами. Они кроются в систематизации материальных потоков, разработке аналитического аппарата для управления ими, совершенствовании моделей и методов оптимизации запасов и т.д.
Колоссальный объем средств, вложенных в запасы, придает проблеме научного управления ими первостепенную важность.
С ликвидацией дефицита запасных частей в товаропроводящей сети, автотранспортные организации (АТО) и станции технического обслуживания автомобилей (СТОА) получили возможность в пределах своих финансовых средств приобретать материальные ресурсы, соответствующие их действительным потребностям. В данных условиях организации автотранспорта и автосервиса заинтересованы в объективной оценке потребности в запасных частях и агрегатах, и определении запасов этих ресурсов. Рост номенклатуры и ассортимента запасных частей на складах АТО и СТО различных уровней требует развития методов, связанных с систематизацией и группированием многономенклатурных запасов. В настоящее время реализуемые на уровне микрологистической системы АТО функции планирования, прогнозирования потребности в запасных частях и агрегатах, а также структурирование материальных ресурсов и определение уровня их запасов не отвечают требованиям рыночной экономики.
|
|
Концепция логистики в обеспечении потребности в транспортных услугах в настоящее время приобретает особое значение. Не изученность данного вопроса привела к тому, что в последние годы произошло резкое снижение качества работы единой транспортной системы и её элементов.
Эти факты свидетельствуют о необходимости разработки современных подходов к управлению материальными ресурсами АТО.
На сегодняшний день проблемы классификации материальных ресурсов являются не только по-прежнему значимыми, ни и приобретают особую актуальность.
Первые публикации по АВС-анализу появились более ста лет назад. До сегодняшнего дня аналитики всего мира используют этот практический инструмент. Тем не менее, общепринятого подхода к вопросу структуризации материальных ресурсов не существует до настоящего времени. Вопрос разбиения номенклатуры материальных ресурсов на заданное количество подмножеств единственным и оптимальным способом остается нерешенным и открытым. Требуется решение сложных управленческих задач с привлечением многих параметров.
Исследования метода АВС, на наш взгляд, должны быть продолжены по ряду направлений.
Во-первых, уточнения требует разрешающая способность метода, т.к. на складах современных предприятий номенклатура запасов включает тысячи наименований, объединенных в одну совокупность.
Вопрос оптимального разделения материальных ресурсов на группы, на наш взгляд, может быть решен с использованием многомерных статистических методов, в частности кластерного анализа. Кластерный анализ позволяет, как определить оптимальное количество кластеров (с использованием иерархического анализа), так и разделить материальные ресурсы на классы наилучшим образом (на основе выбора расстояния и меры сходства между группами).
Проверить статистическую гипотезу о правильности распределения материальных ресурсов на классы представляется возможным с использованием дисперсионного анализа. Проверка предположений дисперсионного анализа основывается на построении описательных графиков и таблиц дисперсионного анализа. В ходе проведения дисперсионного анализа представляется возможным подтвердить гипотезу о том, что средние в каждом из классов материальных ресурсов значимо отличаются и выделенные классы действительно однородны.
Особое значение в процессе классификации материальных ресурсов, по-нашему мнению, должно быть уделено корреляционному анализу между группами А, В и С. Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что в целях наилучшего удовлетворения клиентов, которые предпочитают закупать коррелированные детали вместе, на склад они должны поступать одновременно и одинаково контролироваться.
Классификация запасов осложняется тем, что каждый товар имеет свои характеристики и условия реализации, взаимоотношения в цепи поставок часто меняются, в разных точках цепи поставок и на разных уровнях управления по-разному ведется учет материальных запасов. В настоящее время назрела настоятельная необходимость создания экономико-математической модели классификации материальных ресурсов по методу АВС, основанной на объеме запасов и величине затрат, приходящихся на каждую позицию номенклатуры.
Такая модель, на наш взгляд, должна выглядеть следующим образом:
где С0- суммарная цена по данному виду номенклатуры, руб
С1- затраты на ресурсы в зависимости от их размещения на складе, руб
С2- затраты на ресурсы в зависимости от частоты контроля, руб
С3- страховой заказ (зависящий от деления запасов на группы XYZ и политики-стратегии управления запасами).
С4- прочие затраты.
Многие виды расходов на запасы трудно определить, собрать воедино и измерить. Поэтому, на наш взгляд, необходимо отслеживать конкретные расходы, связанные с конкретными изделиями и использовать их в процессе принятия решений.
|
|
По итогам суммирования всех затрат по каждой позиции номенклатуры должен производится анализ АВС по комплексному показателю, после чего общие затраты на управление запасами различных номенклатурных групп необходимо минимизировать.
По сути, в результате таких исследований, мы получаем метод АВС в динамике. Это приводит к необходимости постоянного отслеживания состояния материальных ресурсов, так как между составляющими различных групп происходит постоянное движение.