На стадии выбора миссии необходимо акцентировать внимание на отдельных факторах внешней среды. Из всего многообразия факторов внешней среды достаточно будет провести оценку стратегической зоны хозяйствования (СХЗ). Она позволит выбрать собственную позицию в конкуренции Удобным приемом для выбора позиции в конкуренции является матрица Бостонской консультативной группы (БКГ).
Она позволяет сопоставить различные СХЗ, в которых работает предприятие или которые пытается завоевать.
Доля рынка по сравнению с конкурентом
Размер матрицы по вертикали (рис 2.1) задает показатель роста объема спроса, по горизонтали — соотношение доли рынка, принадлежащей предприятию, и доли рынка, принадлежащей ее ведущему конкуренту.
Рис. 2.1 – Матрица БКГ
Для построения матрицы БКГ целесообразно исходные данные представить в таблице по форме 2.1.
Таблица 2.1 - Исходные данные для построения матрицы БКГ
Показатели
| Изделия (виды услуг) | ||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | |
Рост объема спроса (реализации) | 150 | 85 | 105 | 112 | 118 |
Относительная доля рынка | 120 | 125 | 95 | 55 | 35 |
|
|
Матрица БКГ предлагает следующий набор решений о дальнейшей деятельности фирмы в соответствии с СХЗ:
• «Звезды» оберегать и укреплять;
• по возможности избавляться от «Собак», если нет веских при
чин для того, чтобы их сохранить;
• для «Дойных коров» необходим жесткий контроль капвложе
ний и контроль со стороны высшего руководства;
«Дикие кошки» подлежат специальному изучению, чтобы ус
тановить, не смогут ли они при известных капвложениях пре
вратиться в «Звезды».
На основании данных, приведенных в таблице 2.1, построим матрицу БКГ (рис. 2.2).
Под №1 в таблице представлены автоуслуги, оказываемые шахтам и другим предприятиям на основании договоров на перевозку рабочих.
Под №2 услуги транспорта, оказываемые на городских маршрутах.
№3 – это продажа бензина и ГСМ на автозаправочных станциях;
№4 – оказание диагностических услуг;
№5 – оказание услуг по ремонту автобусов и грузовых автомобилей.
Как видим, анализируя матрицу БКГ, наиболее перспективным является оказание автоуслуг перевозок рабочих на основании договоров. Данный вид услуг необходимо укреплять и оберегать.
Рост объема спроса по сравнению с конкурентом (доли единицы) | Высокая | №3 №4 №5 | №1 |
Низкая | №2 | ||
Низкая | Высокая | ||
Доля рынка по сравнению с конкурентом |
Рис. 2.2 – Матрица БКГ
Для услуг по перевозке пассажиров в пределах черты города на маршрутных транспортных средствах необходим жесткий контроль капитальных вложений и контроль со стороны руководства.
|
|
Продажа бензина и ГСМ на автозаправочных станциях, оказание диагностических услуг и услуг по ремонту – все эти услуги подлежат изучению с целью выяснить, не смогут ли они при известных капитальных вложениях превратиться в «Звезды».