Менеджерский анализ внешней среды организации

 

На стадии выбора миссии необходимо акцентировать внимание на отдельных факторах внешней среды. Из всего многообразия факторов внешней среды достаточно будет провести оценку стратегической зоны хозяйствования (СХЗ). Она позволит выбрать собственную позицию в конкуренции Удобным приемом для выбора позиции в конкуренции является матрица Бостонской консультативной группы (БКГ).

Она позволяет сопоставить различные СХЗ, в которых работает предприятие или которые пытается завоевать.

Доля рынка по сравнению с конкурентом

Размер матрицы по вертикали (рис 2.1) задает показатель роста объ­ема спроса, по горизонтали — соотношение доли рынка, принадлежащей пред­приятию, и доли рынка, принадлежащей ее ведущему конкуренту.

 

Рис. 2.1 – Матрица БКГ

 

Для построения матрицы БКГ целесообразно исходные данные пред­ставить в таблице по форме 2.1.


Таблица 2.1 - Исходные данные для построения матрицы БКГ

Показатели

 

 

Изделия (виды услуг)

№1 №2 №3 №4 №5
Рост объема спроса (реализации) 150 85 105 112 118
Относительная доля рынка 120 125 95 55 35

 

Матрица БКГ предлагает следующий набор решений о дальнейшей дея­тельности фирмы в соответствии с СХЗ:

• «Звезды» оберегать и укреплять;

• по возможности избавляться от «Собак», если нет веских при­
чин для того, чтобы их сохранить;

• для «Дойных коров» необходим жесткий контроль капвложе­
ний и контроль со стороны высшего руководства;

«Дикие кошки» подлежат специальному изучению, чтобы ус­
тановить, не смогут ли они при известных капвложениях пре­
вратиться в «Звезды».

На основании данных, приведенных в таблице 2.1, построим матрицу БКГ (рис. 2.2).

Под №1 в таблице представлены автоуслуги, оказываемые шахтам и другим предприятиям на основании договоров на перевозку рабочих.

Под №2 услуги транспорта, оказываемые на городских маршрутах.

№3 – это продажа бензина и ГСМ на автозаправочных станциях;

№4 – оказание диагностических услуг;

№5 – оказание услуг по ремонту автобусов и грузовых автомобилей.

Как видим, анализируя матрицу БКГ, наиболее перспективным является оказание автоуслуг перевозок рабочих на основании договоров. Данный вид услуг необходимо укреплять и оберегать.

 

Рост объема спроса по сравнению с конкурентом (доли единицы)

Высокая                                                                                                  №3               №4   №5 №1
Низкая     №2

Низкая

Высокая

Доля рынка по сравнению с конкурентом

 

Рис. 2.2 – Матрица БКГ

 

Для услуг по перевозке пассажиров в пределах черты города на маршрутных транспортных средствах необходим жесткий контроль капитальных вложений и контроль со стороны руководства.

Продажа бензина и ГСМ на автозаправочных станциях, оказание диагностических услуг и услуг по ремонту – все эти услуги подлежат изучению с целью выяснить, не смогут ли они при известных капитальных вложениях превратиться в «Звезды».

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: