1. Основным вопросом античной философии, указывающим на переход от мифологического мышления к философскому мышлению, был вопрос:
а) о смысле жизни;
б) о первоначале бытия;
в) о существовании Бога;
г) о соотношении души и тела. [4. С.60]
2. Первым западноевропейским философом единодушно признан:
а) Пифагор;
б) Цицерон;
в) Фалес;
г) Гельвеций. [4. С.60]
3. К представителям античного атомизма относят:
а) Зенона;
б) Демокрита;
в) Плотина;
г) Левкиппа
д) Эпикура. [4. С.63,72; 1. С.93]
4. Согласно воззрениям стоиков:
а) истина абсолютна;
б) истина относительна;
в) истина интуитивна;
г) истина иррациональна. [4. С.64-65]
5. Истинное бытие по Платону есть мир:
а) эйдосов;
б) чувственных вещей;
в) материи;
г) демиурга. [1. С.98-99]
6. Основоположником античной диалектики считают:
а) Вольтера;
б) Сократа;
в) Платона;
г) Кузанского. [4. С.65]
7. Соотнесите высказывание «Человек есть мера всех вещей…» с автором:
а) Марк Аврелий;
б) Порфирий;
в) Протагор;
г) Абеляр. [4. С.64]
8. Высказывание «Бытие есть, а небытия нет» принадлежит:
|
|
а) Плотину;
б) Юму;
в) Пармениду;
г) Гегелю. [4. С.62]
9. Установите соответствие между понятиями и философскими школами:
а) атараксия стоицизм;
б) апатия неоплатонизм;
в) эманация эпикуреизм. [4. С.73,75]
10. Цель человеческой жизни – счастье, понимаемое как удовольствие, считают:
а) элейцы;
б) атомисты;
в) эпикурейцы;
г) марксисты. [2. С.56]
11. Соотнесите автора и суждение:
а) Эпикур – «Я знаю, что ничего не знаю»;
б) Гераклит – «Назад, в милую общину»;
в) Сократ – «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»;
г) Плотин – «…когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». [4. С.62,73,75]
12. I-VII вв. средневековой европейской философии называются этапом:
а) софистики;
б) апологетики;
в) патристики;
г) схоластики. [4. С.84]
13. Согласно провиденциализму историей управляет:
а) Божественный промысел;
б) рок;
в) народ;
г) выдающиеся личности. [2. С.68]
14. Сотворение мира Богом из Ничего, актом своей воли называется:
а) эсхатологизмом;
б) прагматизмом;
в) эволюционизмом;
г) креационизмом. [2. С.59]
15. Августин Блаженный был автором книг:
а) «Критика чистого разума»;
б) «Исповедь»;
в) «Новый Органон»;
г) «О граде Божием». [2. С.67; 4. С.84]
16. Спор об «универсалиях», т.е. общих понятиях, разделил средневековых философов на:
а) материалистов и идеалистов;
б) эмпириков и рационалистов;
в) реалистов и номиналистов;
г) рационалистов и иррационалистов. [4. С.88]
17. Возрождение как движение в европейской культуре возникает в:
|
|
а) Италии;
б) России;
в) Франции;
г) Германии. [1. С.123]
18. Родоначальником гуманизма считается:
а) У. Оккам;
б) Фр. Вольтер;
в) Фр. Петрарка;
г) Я. Бёме. [4. С.97]
19. Специфической чертой натурфилософии Возрождения является:
а) пантеизм;
б) монизм;
в) атеизм;
г) плюрализм. [2. С.74]
20. Выделите философов Возрождения:
а) Ориген;
б) Авиценна;
в) П. делла Мирандола,
г) Ф. Аквинат;
д) Н. Кузанский;
е) К. Маркс. [4. С.97-110]
21. Основная заслуга Н. Макиавелли в философии политики в том, что он отделил политику от:
а) эстетики;
б) науки;
в) морали;
г) философии. [4. С.104]
22. Сторонниками эмпиризма являются:
а) Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс;
б) Г. Гегель, И. Кант, Фр. Шеллинг:
в) К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун;
г) А. Шопенгауэр, Фр. Ницше, А. Бергсон. [4. С.112-126]
23. Соотнесите автора и суждение:
а) Декарт – «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать»;
б) Бэкон – «Мыслю, следовательно, существую»;
в) Локк – «Знание – сила»;
г) Спиноза – «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». [2. С.79,82,87,89]
24. Центральным понятием рационалистической метафизики является:
а) субстанция;
б) интенция;
в) верификация;
г) рефлексия. [2. С.84]
25. Самостоятельно существующие субстанции Г. Лейбниц назвал:
а) атомами;
б) формами;
в) идеями;
г) монадами. [2. С.87]
26. Соотнесите автора и произведение:
а) Декарт – «Великое восстановление наук»;
б) Спиноза – «Рассуждение о методе»;
в) Гоббс – «Этика»;
г) Бэкон – «Левиафан». [4. С.112,116,117,127]
27. Фр. Бэкон – родоначальник эмпиризма, разработал метод познания:
а) дедуктивный;
б) экспериментальный;
в) гипотетический;
г) индуктивный. [4. С.112-114]
28. Соотнесите автора и понятие:
а) Спиноза – плюрализм;
б) Декарт – монизм;
в) Лейбниц – дуализм. [4. С.116-121]
29. Родоначальником либерализма был:
а) Б. Паскаль;
б) Дж. Беркли;
в) Дж. Локк;
г) П. Лафарг. [4. С.121]
30. По мнению Т. Гоббса, нормальным состоянием первобытного человека является:
а) война против всех;
б) всеобщее благоденствие;
в) мир со всеми;
г) мир с сильными. [4. С.127]
а) не имеет частей. [4. С.120]
31. Высказывание: душа, разум – это «чистый лист бумаги» принадлежит:
а) Марку Аврелию;
б) П. Абеляру;
в) Дж. Локку;
г) Д. Юму. [4. С.122]
32. Мысль о том, что человек по своей природе добр, принадлежит:
а) Ж.Ж. Руссо;
б) Л. Фейербаху;
в) О. Конту;
г) Г. Лейбницу. [4. С.140]
33. Согласно Канту, высшей ступенью интеллектуальной деятельности человека является:
а) интуитивная способность суждения;
б) рассудок;
в) интуиция;
г) разум. [4. С.150]
34. Объективным принципом нравственности по Канту является:
а) долг;
б) закон;
в) право;
г) категорический императив. [4. С.154]
35. Философия Фейербаха есть:
а) субъективный идеализм;
б) антропологический материализм;
в) вульгарный материализм;
г) объективный идеализм. [4. С.171]
36. Соотнесите автора и произведение:
а) Гегель – «Сущность христианства»;
б) Фейербах – «Феноменология духа»;
в) Маркс – «Диалектика природы»;
г) Энгельс – «Тезисы о Фейербахе». [2. С.105-107,114]
37. Высшей ступенью развития абсолютного духа по Гегелю является:
а) искусство;
б) философия;
в) религия;
г) право. [4. С.169]
38. Источником содержания сознания для материалистов выступает:
а) Бог;
б) ощущения;
в) объективный мир;
г) разум. [4. С.189]
39. Критерием истины в марксизме выступает:
а) практика;
б) польза;
в) непротиворечивость мышления;
г) условное соглашение. [4. С.178,191]
40. Высказывание «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» принадлежит:
а) Н. Макиавелли;
б) Вл. Ленину;
в) К. Марксу;
г) Фр. Энгельсу. [4. С.182].
Семинар 3. Основные направления и особенности развития неклассической западноевропейской философии (от А. Шопенгауэра до XX века)
Учебная цель: обосновать преемственность современной западной философии с предшествовавшей ей европейской культурой, раскрыть её плюралистический характер.
|
|
Воспитательная цель: показать, что человек русской культуры без понимания смысла западной культуры не может считать себя полноправным участником мировой цивилизации.
Вопросы для обсуждения
1. Волюнтаризм А. Шопенгауэра – провозвестника новой философской парадигмы и его развитие в иррационализме Фр. Ницше [у-1,123-128; у-2,25-31,180-187; у-3,879-900].
2. От философии жизни (Фр. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер, Г. Зиммель и др.) к биофилософии (Э. Уилсон, Б. Ренш, М. Рьюз, Д. Халл и др.) [у-1,329-336; у-2,180-196].
3. Позитивизм:
· философская парадигма индустриального общества («первый» позитивизм) [у-1,116-120; у-2,46-65];
· теория познания в роли научной философии (эмпириокритицизм или «второй позитивизм») [у-1,120-123; у-2,80-100];
· критерий научности в неопозитивизме (аналитической философии, логическом позитивизме) – принцип верификации [у-1,227-239; у-2,197-276; у-3,953-961];
· философия науки (постпозитивизм) – принцип фальсификации К. Поппера, концепция парадигм и научных революций Т. Куна [у-1,240-254].
4. Психоаналитическая традиция понимания и исследования человека (З.Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер и др.) [у-1,205-208; у-2,276-301].
5. От феноменологии к экзистенциализму и герменевтике:
· феноменология Э. Гуссерля [у-1,213-217; у-2,301-395];
· экзистенциальная концепция человеческого бытия (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, К. Ясперс и др.) [у-1,217-220; у-2,396-686];
· герменевтика как искусство понимания (В. Дильтей, Э. Бетти, М. Хайдеггер, Х.Г. Гадамер и др.) [у-1,220-223].
6. Творческая личность как высшая ценность культуры в персонализме (Э Мунье, П. Рикёр, К. Войтыла и др.) [у-1,211-213].
7. Структурализм: западная философия на пути к постмодернизму:
· первые шаги структурализма. Структурная лингвистика [у-1,223-226; у-2,587-593];
· К. Леви-Стросс и структурная антропология [у-2,593-619];
· М Фуко и его «онтология дискурса» [у-2,619-655];
· Ж. Делез и философский облик постмодерна [у-2,655-674].