Учебная цель: исследовать проблему бытия в истории философии, обосновать философское понимание материи и диалектики как учения о развитии.
Воспитательная цель: сконцентрироватьвниманиенаответственности человека как существа сознательного за все свои действия и мысли.
Вопросы для обсуждения
1. Категория бытия в истории философии. Бытие и небытие. Основные формы бытия. Многообразие и единство бытия [у-1,420-424; у-3,90-106; у-4,306-315,341-343; у-2,339-363; д-1,3,5,6].
2. Философское понятие материи, её структурность и неисчерпаемость [у-1,425-444;у-4,316-318,335-341; у-2,364-372].
3. Движение, пространство и время как атрибуты материи. Две концепции об отношении пространства и времени к материи:
· субстанциальная;
· реляционная [у-1,444-451; у-3,111-129; у-4,323-325; у-2,372-390; д-2].
4. Самоорганизация и системность. Типы систем [у-1,451-467; у-4,319-323,333-335].
5. Детерминизм. Причина и следствие. Объективный закон. Типы законов. Необходимость и случайность. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность [у-1,479-522; у-3,150-162].
6. Развитие. Диалектика – учение о развитии. Законы развития:
· закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза);
· закон перехода количества в качество;
· закон единства и борьбы противоположностей (закон диалектической противоречивости) [у-1,522-567; у-3,130-149,162-189; у-4,326-333; д-4].
7. Сознание как философская проблема:
· основные подходы к проблеме сознания в истории философии;
· предпосылки и условия возникновения сознания;
· сознание и мозг, идеальное и материальное;
· сущность сознания (сознание как отражение объективной реальности, сознание и самопознание, сознательное и бессознательное);
· структура и признаки сознания [у-1,254-283; у-3,229-286; у-4,344-356; у-2,431-451].
Основные философские категории
Онтология, бытие, «онтологический нигилизм», формы бытия: бытие природы, бытие социального, бытие духовного, материя, атрибуты материи: пространство, время и движение, система, элемент, структура, развитие, диалектика, законы диалектики: отрицания отрицания (закон диалектического синтеза); закон перехода количества в качество; закон единства и борьбы противоположностей (закон диалектической противоречивости), категории диалектики, мера, скачок, диалектический метод, синергетика, самоорганизация, единство мира, образ, практическая деятельность человека, сознание, мышление как деятельность, идеальное, абстрактное мышление, отражение и его формы, психика, принцип отражения, интенциональность.
Учебники
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – 3-е изд. – М., 2004.
2. Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. – М., 2005.
3. Философия под редакцией проф. В.П. Кохановского. Учебное пособие для высших учебных заведений. – Изд. 9-е. – Ростов-на-Дону, 2004.
4. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд. – М., 2005.
Дополнительная литература
1. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. –1997 – №7.
2. Гайденко П.П. Время и вечность: вопросы континуума // Вопросы философии. – 2000. – №7.
3. Кутырев В.А. Оправдание бытия (явление нигитологии и его критика) // Вопросы философии. – 2000 – №5.
4. Подборка статей о современном состоянии диалектики // Вопросы философии. – 1995 – №1.
5. Селиванов А.И. К вопросу о понятии «ничто» // Вопросы философии. – 2002 – №7.
6. Солодухо Н.М. Бытие и небытие как предельные основания мира // Вопросы философии. – 2001 – №6.
Проведите самоконтроль и подготовьтесь к письменному опросу
1. Философская концепция, согласно которой мир имеет единую основу всего сущего, называется:
а) дуализмом;
б) агностицизмом;
в) монизмом;
г) антиклерикализмом. [4. С.310-311]
2. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, согласно В.И. Ленина есть:
а) материя;
б) субстанция;
в) субстрат;
г) первооснова. [4. С.317]
3. К атрибутивным свойствам материи относят:
а) активность (движение, изменение, развитие);
б) количество;
в) качество;
г) пространство и время. [4. С.318]
4. Между движением и развитием существует следующая связь:
а) движение и развитие не связаны друг с другом;
б) движение тождественно развитию;
в) не всякое движение является развитием;
г) не всегда развитие есть движение. [4. С.324-325]
5. Единство количества и качества предметов с точки зрения диалектики называется:
а) мерой;
б) законом;
в) принципом;
г) антиномией. [4. С.327]
6. Качество предмета с точки зрения диалектики есть:
а) то, что никогда не изменяется в предмете;
б) то, что можно измерить в предмете;
в) упорядоченность, определённость;
г) совокупность необходимых свойств предмета. [4. С,327]
7. Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития как хаотического процесса в виде:
а) волнового процесса;
б) круговорота;
в) спирали;
г) синтеза. [1. С.538-548]
8. Трёхмерность, однородность, изотропность и непрерывность считаются свойствами:
а) времени;
б) пространства;
в) субстанции;
г) материи. [4. С.336]
9. Учение о самоорганизации материальных систем по-новому рассматривающее процессы развития называется:
а) герменевтикой;
б) материализмом;
в) коэвалюцией;
г) синергетикой. [4. С.333-335]
10. Внутренне упорядоченное множество взаимосвязанных элементов называется:
а) системой;
б) элементом;
в) структурой;
г) уровнем. [4. С.320]
11. Общие, устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами называются:
а) правилом;
б) законом;
в) принципом;
г) системой. [1. С.499-500]
12. Движение присуще:
а) бытию в целом;
б) бытию природы;
в) бытию социального;
г) бытию идеального. [4. С.323]
13. Согласно субстанциальной концепции, время и пространство:
а) не существуют самостоятельно;
б) зависят от скорости движения тел;
в) являются самостоятельными, ни от чего не зависящими сущностями;
г) зависят от свойств материи. [1. С.445]
14. Из многочисленных свойств сознания наиболее важными считаются:
а) идеальность;
б) интенциональность;
в) прогностичность;
г) креативность. [4. С.355]
15. Истолкование сознания как свойства высокоорганизованной материи, высшей формы отражения действительности, характерно для:
а) стихийного материализма;
б) диалектического материализма;
в) вульгарного материализма;
г) объективного материализма. [2. С.433]
Семинар 6. Философия познания (гносеология)
Учебная цель: освоить категории диалектики; формы и методы научного познания; раскрыть чувственный, рациональный и эйдетический характер познания.
Воспитательная цель: обратить внимание на существование объективной истины, для утверждения которой философы, часто не жалели своей жизни.
Вопросы для обсуждения
1. Структура процесса познания, его возможности и границы:
· чувственная ступень познания и её формы;
· рациональная ступень познания и её формы;
· практика и её роль в познании;
· научное и обыденное познание;
· научные революции и смена типов рациональности [у-2,455-465; у-1,283-317; у-3,375-388,399-415,496-503; у-4,358-362].
2. Творчество. Интуиция. Память. Воображение [у-2,465-469; у-1,317-343; у-3,362-366,388-399].
3. Приёмы, методы и формы научного познания:
· метод, его сущность и аспекты;
· общенаучные средства познания;
· всеобщий (философский) метод познания [у-2,557-565; у-1,372-405; у-3,461-484].
4. Истина как философская категория:
· понятие истины, аспекты и формы истины;
· теории истины;
· ложь, дезинформация, заблуждение [у-2,469-472; у-1,217-254; у-3,415-425; у-4,366-369].
5. Вера и знание [у-3,441-447].
6. Общество, наука, техника [у-3,503-514].
7. Научные, философские и религиозные картины мира [у-3,515-530].