Социальное познание, стороны социального познания: онтологическая, гносеологическая, аксиологическая; социальная философия, теория общественно-экономических формаций, теории локальных цивилизаций, теория элит, постиндустриальное общество, психокультурный фрейдизм, фрейдо-марксизм, коллективное бессознательное, общество, органическая теория общества, народонаселение, ноосфера, биосфера, геополитика, этногенез, пассионарность, географическая среда, окружающая среда, географический детерминизм, экология, социальная экология, социальная деятельность, крайний индивидуализм, крайний коллективизм, государственное устройство: унитарное, федеративное; формы правления: монархия, республика; политические режимы: тоталитаризм, демократизм; философия права, правообразующие принципы: равенство, свобода, справедливость; моральное сознание, единство исторического процесса, эсхатологизм, историцизм, культурно-исторический тип, «осевая эпоха».
Учебники
1. Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. – М., 2005.
|
|
2. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – 5-е изд. – М., 2005.
3. Философия под редакцией проф. В.П. Кохановского. Учебное пособие для высших учебных заведений. – Изд. 9-е. – Ростов-на-Дону, 2004.
4. Философия: учебник / Спиркин А.Г. – 2-е изд. – М., 2008.
5. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд. – М., 2005.
Дополнительная литература
1. Духовность, художественное творчество, нравственность // Вопросы философии. – 1996. – №2.
2. Историософия: структура предмета и дискурса // Вопросы философии. – 2004. – №7.
3. Капустин. Б.Г. Различия и связь между политической и частной моралью // Вопросы философии. – 2001. – №9.
4. Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы круглого стола) // Вопросы философии. – 1992. – №6.
Проведите самоконтроль и подготовьтесь к письменному опросу
1. Концепция «локальных цивилизаций» создана усилиями:
а) П.Я. Чаадаева, К. Ясперса, А. Вебера;
б) П.А. Лаврова, Р. Гвардини, Э. Жильсона;
в) Н.А. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби;
г) В.Н. Вернадского, К. Юнга, М. Фуко. [3. С.323]
2. Идею об «осевой» культуре сер. I тыс. до н.э. обосновал:
а) К. Ясперс;
б) И.А. Ильин;
в) Х. Ортега-и-Гассет;
г) А. Адлер. [3. С.323]
3. Объектом познания социальной философии является:
а) общество;
б) природа;
в) Бог;
г) техника. [4. С.380]
4. Целесообразная деятельность людей, преобразующая природные и социальные силы для удовлетворения исторически сложившихся потребностей общества называется:
а) производством;
|
|
б) практикой;
в) трудом;
г) деятельностью. [3. С.305]
5. Термин «социология» ввёл в науку:
а) Н.К. Михайловский;
б) А. Вебер;
в) З. Фрейд;
г) О. Конт. [4. С.390]
6. Намерения и цели людей, система их внутренней мотивации, обусловлена объективными материальными факторами их общественной жизни считают:
а) прагматисты;
б) либералы;
в) марксисты;
г) славянофилы. [44. С.397]
7. К сторонникам формационного подхода изучения общества не относят:
а) Фр. Энгельса;
б) П.Б Струве;
в) Н.Я. Данилевского;
г) К. Маркса. [3. С.320]
8. Совокупность общественных явлений и процессов, в основе которых лежит исторически определённый способ производства материальных благ, называется:
а) формацией;
б) организацией;
в) строем;
г) типом. [3. С.320]
9. Элементами духовной жизни общества являются:
а) производительные силы;
б) производственные отношения;
в) религиозные организации;
г) моральные отношения. [4. С.503]
10. Основными элементами политической системы общества являются:
а) инфраструктура;
б) армия;
в) интеллигенция;
г) государство. [4. С.480]
11. Политическая власть стабильна только тогда, когда она легитимна, т.е. признаётся справедливой:
а) церковью;
б) большинством народа;
в) пролетариатом;
г) творческой элитой. [4. С.477]
12. Система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов называется:
а) экономикой;
б) религией;
в) моралью;
г) наукой. [4. С.526]
13. К мировым религиям не относится:
а) христианство;
б) буддизм;
в) конфуцианство;
г) ислам. [4. С.542-546]
14. Понятие «постиндустриальное» общество ввел в научное употребление:
а) К.Д. Кавелин;
б) Ж. Бодрийар;
в) Э. Фромм;
г) Д. Белл. [2. С.505]
15. Термин «культура» первоначально означал:
а) возделывание природы;
б) воспитанность;
в) возделывание почвы;
г) образованность. [2. С.514]
Семинар 8. Человек как предмет философии
Учебная цель: исследовать проблему человека в истории философии, учитывая, что человек – сложная целостная система, которая принадлежит одновременно и природе, и социальному миру, рассмотреть проблему жизни и смерти в духовном опыте человека, смысла и цели человеческого существования.
Воспитательная цель: выяснить основные права и обязанности личности, значение разных философских подходов к проблеме свободы, рассмотреть мораль как регулятор социального поведения.
Вопросы для обсуждения
1. Проблема человека в истории философии:
· Древний Восток и Древняя Греция;
· средние века;
· Новое время;
· современная философия;
· русская философия [у-5,566-578; у-3,218-228; д-2,3,4].
2. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация личности. Нравственно-духовная сущность личности [у-5,595-598; у-4,308-312,327-336; у-1,572-580; д-1].
3. Проблема антропосоциогенеза;
· эволюционизм Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина;
· трудовая теория Фр. Энгельса;
· теория антропогенеза Т. де Шардена [у-5,579-583; у-1,408-414].
4. Единство биологического и социального:
биологическое и социальное в историческом развитии человека;
биологическое и социальное в онтогенезе человека [у-5,83-588; у-4,312-318; у-1,416-420].
5. Смысл и цель человеческого бытия. Ценности и личность [у-5,598-614; у-3,214-218; у-2,212-214].
6. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека [у-1,420-426; у-2,243-247].
7. Человечество перед лицом глобальных проблем:
· глобальные проблемы и социальный прогресс;
· происхождение глобальных проблем;
· взаимосвязь и иерархия глобальных проблем [у-3,542-557; у-1,596-600].