Классификация труда по тяжести и напряженности

    Трудовую Деятельность можно прежде всего разделить на физический и умственный труд.

Трудовая деятельность человека и производственная среда постоянно меняются в результате постоянного ис­пользования достижений и продукции научно-техническо­го прогресса и осуществления широких социально-эконо­мических преобразований. Вместе с тем труд остается пер­вым, основным и непременным условием существования че­ловека, экономического, социального и духовного разви­тия общества, всестороннего совершенствования личности.

В соответствии с принятой физиологической классифи­кацией трудовой деятельности в настоящее время разли­чают следующие формы труда.

Формы труда, требующие значительной мышеч­ной энергии. Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышен­ных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000—6000 ккал) и выше в сутки.

Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд не­достатков. Это прежде всего его неэффективность, свя­занная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.

Механизированные формы труда. При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пре­делах 12,5—17 МДж (3000—4000 ккал) в сутки.

Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Про­фессии механизированного труда нередко требуют специ­альных знаний и навыков.

Вусловиях механизированного производства наблюда­ется уменьшение объема мышечной деятельности, в рабо­ту вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конеч­ностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механиз­мами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда.

Формы, связанные с частично автоматизирован­ным производством. Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автомати­зированных линий и управлением электронной техникой. Ха­рактерные черты этого вида работ — монотонность, повы­шенный темп и ритм работы, нервная напряженность.

Физиологическая особенность автоматизированных форм труда — это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние "оперативного ожидания" различно по степени утомляемости и зависит от отноше­ния к работе, срочности необходимого действия, ответствен­ности предстоящей работы и т. д.

Групповые формы трудаконвейер. Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конк­ретные операции, строгой последовательности их выпол­нения, автоматической подаче деталей к каждому рабоче­му месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.

Монотония — одно из отрицательных последствий кон­вейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой дея­тельности, развивающееся при действии однообразных по­вторных раздражителей, что снижает возбудимость ана­лизаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость ре­акции, и, как следствие, быстро наступает утомление.

Формы труда, связанные с управлением производ­ственными процессами и механизмами. Человек вклю­чен в систему управления как необходимое оперативное звено — чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека. С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления про­изводственным процессом: в одних случаях пульты управ­ления требуют частых активных действий человека, а в других — редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором — работник нахо­дится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства (например конструк­торы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др.), так и вне его — ученые, врачи, учителя, писатели, арти­сты, художники и др.

Интеллектуальный труд заключается в переработке ианализе большого объема разнообразной информации и, как следствие этого, — мобилизация памяти и внимания, час­тота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты состав­ляют 10—11,7 МДж (2000—2400 ккал) в сутки.

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности чело­века, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия яв­ляется неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональ­ной деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического тру­да, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электрон­ную технику.

Умственный труд связан с приемом и переработкой ин­формации, требует напряжения сенсорного аппарата, вни­мания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Формы умственного труда подразделяются на опера­торский, управленческий, творческий труд, труд медицин­ских работников, труд преподавателей, учащихся и сту­дентов. Отличаются они по организации трудового процес­са, равномерности нагрузки, степени эмоционального на­пряжения.

Операторский труд. В условиях современного много­факторного производства на первый план выдвигаются функ­ции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания поку­пателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или глав­ного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повы­шенной нервно-эмоциональной напряженностью.

Управленческий труд — труд руководителей учреж­дений, предприятий, характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повы­шенной личной ответственностью, периодическим возник­новением конфликтных ситуаций.

Творческий труд — наиболее сложная форма трудо­вой деятельности, требующая значительного объема па­мяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программи­стов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конст­рукторов.

Труд преподавателей, торговых и медицинских работ­ников, работников всех сфер услуг отличается постоянны­ми контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия пра­вильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов — это напряжение ос­новных психических функций, таких как память, внима­ние, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспо­собности организма, созданию комфортных условий для тру­довых коллективов и отдельных работников.

    Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно работы мозга по получению и переработке информации. По степени напряженности труд подразделяется на следующие классы: оптимальный – напряженность легкой степени, допустимый – напряженность средней степени, напряженный труд 2-х степеней.

    Наиболее легким считают умственный труд, в котором отсутствует необходимость принятия решения (оптимальный). Если же оператор работает и принимает решение в рамках одной инструкции, то такие условия труда относятся к допустимым. К напряженным вредным условиям 1-й степени относят труд, который связан с решением сложных задач по известным алгоритмам или работой с использованием нескольких инструкций. Творческая деятельность, требующая решения сложных задач при отсутствии очевидного алгоритма решения. Должна быть отнесена к напряженному труду 2-й степени тяжести.

        

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: