Защита интересов и прав налогоплательщиков в административном порядке

 

Административный способ защиты прав заключается в раз­решении возникших разногласий в рамках системы налоговых органов без передачи дела в судебные инстанции. В Российской Федерации на­логоплательщик вправе обжаловать ненормативный акт нало­гового органа и действия (бездействие) их должностных лиц, соответственно в вышестоящий налоговый орган или в адрес вышесто­ящего должностного лица.[5]

К преимуществам административного порядка обжалования можно от­нести:

· отсутствие требований по уплате государственной пошлины;

· упрощенная процедура рассмотрения жалоб;

· быстрота рассмотрения жалобы;

· обжалование даже с отрицательным для налогоплатель­щика результатом и очевидно, позволит ему лучше уяснить точку зре­ния налогового органа и при возможном последующем обращении в судебные органы, восполь­зоваться возможностью более тщательно подготовиться к защите своей позиции.

Подача жалобы возможна в течение трех месяцев с того дня, ког­да налогоплательщик узнал или должен был узнать о наруше­нии своих прав. В случае пропуска срока по уважи­тельной причине, подача жалобы возможна при наличии оп­равдательных документов (ст. 139 НК РФ). Жалоба оформляется в произвольной письменной форме. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по ней может ее отозвать на основании пись­менного заявления. Однако отзыв лишает права на ее подачу повторно по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.[6]

Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган производится в сроки, указанные в ст. 139, то есть в течение 3-х месяцев с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав. По общему правилу, подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия (п.1 ст.141 НКРФ). Однако если налоговый орган, рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемый акт или дей­ствие не соответствует законодательству, то данный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить испол­нение обжалуемого акта или действие. 1. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом. Таким образом, решение о приостанов­лении исполнения разработанного акта (действия) принимается руководителем налогового органа, получившего такой акт, либо вышестоящим налоговым органом, в соответствии с (п. 2 ст. 141 НКРФ).[7]

Сама жалоба рассматривается в течение одного месяца со дня ее получения (ст. 140 НКРФ). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. В результате принимается один из следующих возможных вариантов развития событий:

· жалоба остается без удовлетворения;

· акт налогового органа отменяется, и назначается допол­нительная проверка;

· решение отменяется, и производство по делу - прекращается;

· решение изменяется или выносится новое решение.

На действия или бездействие должностных лиц вышестоя­щий налоговый орган вправе вынести решение по существу.

В течение 3-х дней со дня его принятия сообщается в пись­менной форме лицу, подавшему жалобу (ст. 140 НКРФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: