Административный способ защиты прав заключается в разрешении возникших разногласий в рамках системы налоговых органов без передачи дела в судебные инстанции. В Российской Федерации налогоплательщик вправе обжаловать ненормативный акт налогового органа и действия (бездействие) их должностных лиц, соответственно в вышестоящий налоговый орган или в адрес вышестоящего должностного лица.[5]
К преимуществам административного порядка обжалования можно отнести:
· отсутствие требований по уплате государственной пошлины;
· упрощенная процедура рассмотрения жалоб;
· быстрота рассмотрения жалобы;
· обжалование даже с отрицательным для налогоплательщика результатом и очевидно, позволит ему лучше уяснить точку зрения налогового органа и при возможном последующем обращении в судебные органы, воспользоваться возможностью более тщательно подготовиться к защите своей позиции.
Подача жалобы возможна в течение трех месяцев с того дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска срока по уважительной причине, подача жалобы возможна при наличии оправдательных документов (ст. 139 НК РФ). Жалоба оформляется в произвольной письменной форме. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по ней может ее отозвать на основании письменного заявления. Однако отзыв лишает права на ее подачу повторно по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.[6]
Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган производится в сроки, указанные в ст. 139, то есть в течение 3-х месяцев с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав. По общему правилу, подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия (п.1 ст.141 НКРФ). Однако если налоговый орган, рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемый акт или действие не соответствует законодательству, то данный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действие. 1. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом. Таким образом, решение о приостановлении исполнения разработанного акта (действия) принимается руководителем налогового органа, получившего такой акт, либо вышестоящим налоговым органом, в соответствии с (п. 2 ст. 141 НКРФ).[7]
Сама жалоба рассматривается в течение одного месяца со дня ее получения (ст. 140 НКРФ). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. В результате принимается один из следующих возможных вариантов развития событий:
· жалоба остается без удовлетворения;
· акт налогового органа отменяется, и назначается дополнительная проверка;
· решение отменяется, и производство по делу - прекращается;
· решение изменяется или выносится новое решение.
На действия или бездействие должностных лиц вышестоящий налоговый орган вправе вынести решение по существу.
В течение 3-х дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (ст. 140 НКРФ).