Анализ внешней и внутренней среды

Разработка стратегической модели начинается с анализа среды, в которой и благодаря которой функционирует предприятие. Анализ среды состоит из трех основных элементов:

1. Анализ макроокружения (анализ внешней среды);

2. Анализ конкурентной среды;

3. Анализ внутренней среды.

Анализ внешней среды

Успехи предприятия по изготовлению швейных изделий можно объяснить растущим спросом на определенные изделия в силу того, что в нашем городе и районе мало где можно приобрести или заказать то или иное швейное изделие, нужного фасона, размера, цвета и вида ткани и т.д. Неудачи, которые встречаются у ателье, можно объяснить некоторой несогласованностью действий со стороны персонала, из-за которой существует потенциальная опасность потери клиентов (например, несвоевременная обслуживание клиента, отсутствие необходимой ткани и т.п.).

Состояние экономики (экономический фактор)

В целом, экономическая ситуация в стране выправляется. Этому способствуют усилия президента и правительства, которые, занимаются экономикой, а также повышение деловой активности населения, адаптировавшегося к условиям рыночной экономики.

Курс иностранной валюты. Повышение курса евро и доллара иногда сказывается на деятельности предприятия и заставляет его искать наиболее подходящую цену, которая бы способствовала незначительному снижению спроса и сохранила бы прибыль на прежнем уровне.

Налоговая ставка. Данный экономический фактор оказывает позитивное влияние на деятельность нашего предприятия и дает возможность для дальнейшего развития и совершенствования за счет использования освобожденной от налога прибыли. Изменение налоговых ставок ведет либо к положительному. Либо к отрицательному влиянию на деятельность предприятия.

Инфляция. Не смотря на существенное снижение темпа инфляции за последний год, все же наблюдается небольшой рост цен. При этом существующая инфляция приводит к обесцениванию запасов продукции, оргтехники, сырья и денежных средств, возмещающих затраты предприятия, что в конечном итоге заставляет предприятие искать источник пополнения оборотных средств. Кроме этого увеличение затрат на производство и реализацию продукции приводит к повышению цены продукции, и, следовательно, снижению спроса на неё. Таким образом, инфляция может представить серьезную угрозу для достижения целей организации

Также изменение цен на сырье, транспорт, энергию, повышение арендной платы – все это заставляет повышать цены на всю продукцию.

Оценка этого фактора: -10.

Рыночный фактор

Реализация изготовляемой продукции – весьма перспективное направление в коммерческой деятельности предприятия, так как спрос на определенные виды изделий возрастает. И в данном случае, когда огромное количество фирм предлагают подобную продукцию, приоритетом при выборе той или иной фирмы или магазина становится не только ценовой фактор. В целом, цены на продукцию этого сектора везде одинаковы.

Кроме системы скидок и кредитов предприятие «Шьем для вас» предлагает выбор швейной продукции, что позволяет более эффективно работать в своем секторе.

Оценка этого фактора: +40.

Политический фактор

В целом, политическая ситуация в стране стабилизируется. Однако, внутренний рынок и деятельность организации постоянно находятся под влиянием политических событий и решений, и руководство организации должно следить за принимаемыми решениями и законами не только федерального правительства, но и местных органов власти, на территории которых функционирует каждое отдельное предприятие.

В целом, влияние политического фактора в данный момент на «Шьем для Вас» невелико. Однако можно отметить следующее:

1 Дополнительное сотрудничество в другими фирмами может принести определенную прибыль (в дальнейшем следует искать новых клиентов и поставщиков тканей);

2 Изменение валютного курса влияет на стоимость продукции;

Оценка этого фактора: -10.

Социальный фактор

Не смотря на то, что ателье «Шьем для вас» существует чуть более года, уже есть очевидные хорошие результаты: появились положительные отклики как от мелкооптовых покупателей, так и от розничных покупателей-заказчиков. Кроме того, у фирмы за столь короткий срок появились даже постоянные покупатели, которые отмечают высокопрофессиональную работу, доброжелательный настрой обслуживающего персонала. Это свидетельствует о хорошем отношении общества как к бизнесу в целом, так и к ателье в частности.

Оценка этого фактора: +40.

Технологический фактор

Этот фактор имеет достаточно большое значение для развития предприятия. Анализ технологической внешней среды показывает постоянное совершенствование технологий производства и разработки абсолютно новых различных товаров, что означает улучшение качества это позволяет более полно удовлетворить запросы заказчиков и покупателей. Наше предприятие не просто старается, оно обязано идти в ногу с пожеланиями своих заказчиков, разнообразием и качеством своей изготавливаемых изделий, т.к. от этого зависит будущее нашего ателье.

Оценка этого фактора: +50.

Природный фактор

Такое природное явление как изменение климата мало чем повлияет на спрос например, землетрясение или другие природные катаклизмы снизят уровень сбыта.

Оценка этого фактора: +10.

Правовой фактор

Предприятие действует в соответствии с нормами, установленными законодательством. В целом, правовая ситуация не оказывает сильного влияния на работу ателье.

Оценка фактора: +10.

Анализ конкурентной среды

Конкуренты внутри отрасли

В нашем городе функционирует два ателье, одно из которых «Шьем для Вас». В плане конкурентности можно сказать, что на данный момент это дает реальный шанс предприятию «Шьем для Вас» завоевать большое количество клиентов и практически вытеснить данного (единственного) конкурента. Поэтому наше предприятие старается как можно активно работать и проводить различные акции с целью завоевания доверия, уважения среди клиентов и конечно же повышения объема заказов и продаж.

Единственное предприятие-конкурент предлагает потребителю идентичный товар, поэтому слабые места следует искать в качестве обслуживания, уровне цен, предлагаемый выборе и т.д. одним словом, попытаться превратить их «минусы» в свои «плюсы». Например, ателье-конкурент расположен на окраине города и к тому же на втором этаже. Наше ателье находится в центре города и занимает первый этаж. (соответственно их «минус», а наш «плюс»).

Таким образом можно сказать, что предприятию следует обратить особое внимание на следующие направления:

· Качество обслуживания;

· Дополнительные услуги;

· Наличие и ассортимент продукции;

· Престижность.

Потребители продукции

Пока еще исследований по потребителям продукции ателье «Шьем для Вас» не проводило. Однако в целом, предприятие ориентируется на потребителей со средним, высоким и низким уровнем дохода. Небольшое снижение или увеличение доходов потребителей не приведет к существенному изменению доходов организации. Хотя предприятие стремиться, чтобы при ее упоминании у покупателей-заказчиков возникали такие понятия, как качество, престижность, профессионализм.

Потенциальные новые конкуренты

Появление новых конкурентов скорее всего не предвидится, так как населенность не большая.

В целом, оценка конкурентного фактора: +40.

На основе собранной информации по всем пунктам составим итоговую таблицу, в которой отражаются результаты оценки важности вышерассмотренных факторов внешней среды как для данного вида предпринимательства вообще, так и для данного предприятия в частности.

 

Анализ полученных результатов

Факторы  

Мера влияния

Итого

 

 

1-5

Угрозы

Возможности

 

-50 -40 -30 -20 -10 +10 +20 +30 +40 +50
Экономический 4         ·           -40
Рыночный 3                 ·   +120
Политический 2         ·           -20
Правовой 1           ·         +10
Технологический 5                   · +200
Социальный 3               ·     +120
Природный 1           ·         10
Конкурентный 5                 ·   +250

 


Таким образом, наибольшие возможности во внешней среде наблюдаются у конкурентного, технологического, рыночного и социального факторов, а наибольшая угроза со стороны экономического. Следовательно, обладая таким потенциалом предприятия следуют развивать свои положительные стороны и бросить максимум сил на борьбу с угрозой, при этом не забывая об остальных факторах внешней среды, так как ситуация может измениться в любой момент в любую сторону. То есть у предприятия есть все шансы, на которые оно рассчитывает, так как ситуация явно к этому располагает.

Анализ внутренней среды

После анализа внешней среды проводится оценка сильных и слабых сторон организации. Для успешного планирования необходимо не только полное представление о существенных внешних проблемах, но и внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.

Для исследования выделяются пять внутренних факторов:

1 Маркетинг.

2 Производство.

3 Финансы.

4 Человеческие ресурсы.

5 Культура организации.

Маркетинг

Направление деятельности предприятия «Шьем для Вас» мелкооптовая и розничная торговля швейных изделий. Пока предприятие занимает ограниченную долю рынка, но чтобы обеспечить прибыльность, предприятие большое значение придает качеству продукции, ее ассортименту, уровню обслуживания.

Ассортимент очень разнообразен: номенклатура товаров насчитывает более 200 наименований (и это только по результатам изучения прайс-листа, на самом деле товаров еще больше), и ассортимент постоянно расширяется.

В связи со спецификой товаров и услуг предприятие уделяет огромное внимание предпродажному обслуживанию клиентов за счет акций и небольших скидок. Поэтому к квалификации персонала предприятие подходит со всей ответственностью и проводит дни обмена опытом и по возможности направляет на повышение квалификации. Эффективное и добротное обслуживание помогает продать больше товаров, создает и сохраняет лояльность клиентов и предпочтительное отношение к ателье.

Среди клиентов ателье можно выделить две основные группы:

- приобретающие товар для себя;

- мелкорозничные покупатели (для дет.садов, для больницы и т.д.).

Опыт рекламы для ателье «Шьем для Вас» прошла удачно. Рекламные ролики на местном телевиденье, рекламные листы и акции для первых 10 клиентов, а также если учесть, то, что предприятие находится в центре города сыграли свою (большую) роль.

Производство

Важным для развития ателье является непрерывный анализ управления операциями, которые можно назвать производством.

Анализ данного фактора показывает, что уровень цен по сравнению с конкурентом много чем отличается. Качество и изменение цены может изменить прибыльность в целом. Подобные меры помогут выбить конкурента и занять лидирующие позиции.

Система управления и контроля запасов и заказов развивается и в связи с дальнейшим расширением предприятия в районе города в дальнейшем потребность в персонале будет необходима для этого будут разрабатывать планы.

Финансовые ресурсы

Анализ коммерческой деятельности ателье «Шьем для Вас» с момента ее появления и по сей день показывает непрерывный рост большинства показателей (это внушает уважение и показывает, насколько серьезно предприятие настроено на работу в нашем городе).

Своевременная уплата налогов, возможность использования собственных финансовых ресурсов для открытия новых ателье говорят о нормальном финансовом положении предприятия в целом.

Но финансовый анализ выявил и слабые стороны: достаточно крупные транспортные расходы. Что касается запасов тканей и т.д., то проблема эта легко решается при помощи оптовых магазинов «Ткани»: она снабжает всеми необходимыми видами тканей и элементами для пожива изделий в необходимых количествах. Таким образом, проблемы с достаточным количеством запасов сырья не случается.

Человеческие ресурсы

Предприятие имеет достаточно налаженную систему подбора кадров в соответствии с разработанными требованиями к сотрудникам. Существующие кадры полностью отвечают ее требованиям. Требования высоки, ибо ателье необходимы квалифицированные работники. Поэтому когда ателье находит человека, полностью удовлетворившего всем предъявленным требованиям, то оно платит заработную плату немного выше и создает все условия, чтобы удержать работника на предприятии. Ателье «Шьем для Вас» трепетно относится к своим работникам: использует систему премирования, составляет график работы, уделяет отдельное внимание питанию, проводит мастер классы (это позволяет повысить квалификацию малоопытных работников). Так же использует практику неформальных отношений в коллективе: поздравления, походы на природу семьями и т.д. словом, создает благоприятный климат для работы, что повышает производительность труда сотрудников.

Культура организации

На предприятии сложился созидательный тип организации. Этому способствуют демократизм и гуманизм в управлении. У организации имеется потенциал к дальнейшему развитию. Как и большинство российских компаний, предприятие не имеет специально разработанной системы норм и правил поведения людей в организации. Единственным правилом при работе является соблюдение трудовой дисциплины, своевременное выполнение заданий и доброжелательное отношение к каждому клиенту. За счет чего и создается имидж предприятия. На сегодняшний день предприятие ассоциируется у потребителей с престижной профессиональной компанией, предлагающей качество и умение.

SWOT-анализ

Выявив и оценив свои слабые и сильные стороны по сравнению с конкурентом, определив возможности и угрозы со стороны внешней среды, организация должна провести SWOT-анализ, который объединяет в себе два последних этапа (“S” – strength – сила, “W” – weakness - слабость, “O” – opportunity – возможность, “T” – threat – угроза).

И на основе информации о внешней и внутренней среде необходимо выделить то самое главное, на чем нужно сосредоточить свое внимание в первую очередь.

 

SWOT-анализ

Потенциальные внутренние сильные стороны Потенциальные внешние возможности фирмы
1. Устойчиво и рентабельно работающее производство; 2. Четкая система подчинения сотрудников; 3. Хорошее впечатление, сложившееся у покупателей об ателье; 4. Высокая культура обслуживания; 5. Система скидок и постоянные акции; 6. Благоприятный климат в коллективе; 7. Площадь рабочих залов; 8. Возможность использовать для расширения собственные финансовые источники. 1. Способность обслужить дополнительные группы клиентов и увеличить долю рынка; 2. Ослабление позиций конкурента; 3. Возможность быстрого развития в связи с постоянным спросом; 4. Положительные отклики и хорошие отношения с клиентами.
Потенциальные внутренние слабые стороны Потенциальные внешние угрозы фирмы
1. В связи с постоянным ростом – недостаточность штата Þ большая нагрузка на каждого сотрудника Þ эффективность работы в целом снижается» 2. Отсутствие отдела маркетинга; 3. Отсутствие отдела стратегического развития; 4. С связи с отсутствием 2-го и 3-го пунктов постоянная. 1. Неблагоприятное изменение курсов иностранных валют; 2. Возможность изменения в политике государства; 3. Выхода конкурента.

 

Приведя внутренние силы и слабости в соответствие с внешними угрозами и возможностями, руководство готово к выбору стратегической альтернативы.

 




РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: