Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                       3

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ                                                                                                                                   

1.1 Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия.   5

1.2 Формы реализации инновационной политики предприятия.                11             

ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

2. 1 Сущность планирования инновационной политики                                20

Техническое развитие предприятия                                                       24

Организационный прогресс на предприятии                                       25

Оценка эффективности инноваций                                                         27

3 МЕТОДЫ ВЫБОРА ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ                      29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                               32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                      33

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конец XX – начало XXI столетия характеризуется бурными событиями в жизни человеческого общества. Сдвиги в экономических, политических, социальных его структурах периодически кардинально меняют устоявшийся, казалось бы, порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход событий. Появляются новые разновидности средств и предметов труда, транспортных средств, средств связи, новые формы организации труда и управления на предприятиях.

В основе этих движений – научно-технический прогресс, темпы которого все более ускоряются. Глубина связанных с ним преобразований, широкие последствия для национальной экономики и ее места в мировом хозяйстве делают жизненно необходимым для каждой страны не только участие в этом процессе, но также изучение и восприятие международного опыта организации научно-технического развития.

В условиях рыночной экономики инновационная политика промышленных предприятий является определяющим инструментом в конкурентной борьбе, обеспечивающим условия для реализации запросов потребителей.

Период времени от зарождения идеи до практического создания и внедрения новшества, его использования принято называть жизненным циклом инновации. Возникла потребность управления творческим потенциалом и повышением эффективности связи науки и производства. Этим и занимается инновационная политика – наука о формировании новшеств, их диффузии, а также факторах, противодействующих внедрению нововведений; адаптации к ним человека; организации и механизме инновационной деятельности; выработке инновационных решений и политики. Иначе говоря, инновационная политика – новая область исследований, необходимая для эффективного решения задач интенсификации и ускоренного развития инновационной экономики, прежде всего – создания, освоения и распространения различных типов новшеств. Т.о. инновационная политика, инновационная деятельность возникли как реакция на современные требования экономики, необходимость усиления восприимчивости её элементов к появившемся изменениям.

Целью инновационной политики предприятия является разработка непосредственно инновационного проекта, в котором необходимо обосновать его экономическую целесообразность. А поскольку инновации предполагают вложение инвестиций, то разработка инновационной политики осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке инвестиционной политики предприятия, утвержденными приказом Минэкономики России от 1 октября 1997 г. № 118.

Целью курсовой работы является изучение инновационной политики предприятия и методов ее выбора. В курсовой работе рассматриваются формы реализации инновационной политики предприятия, принципы и подходы инновационной политики, а также  факторы, влияющие на её проведение.

 

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия

 

Инновационная деятельность предприятия проявляется, прежде всего, в выработке и реализации инновационной стратегии и инновационной политики.

Инновационная стратегия – это система целей долговременного развития предприятия и мер по их достижению на основе инноваций. Она может быть агрессивной и оборонительной. Под агрессивностью понимается степень перемен, обеспечиваемых инновациями, скорость их внедрения и частота сменяемости. Под оборонительной стратегией понимается внедрение инноваций по необходимости, в порядке следования за лидером. Наибольшее повышение конкурентоспособности продукции и предприятия обеспечивает агрессивная стратегия.

Также различают новаторскую, имитационную и венчурную стратегии. Новаторская стратегия направлена на обеспечение высокой конкурентоспособности продукции путём самостоятельной разработки и внедрения инноваций большой степени радикальности с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации. Эта стратегия связана с различными рисками, основными из которых являются:

1) инновационный риск, определяемый ошибочностью идеи инновации, недостижением предполагаемого результата, моральным старением инноваций, особенно радикальных;

2) технологический риск, связан с тем, что даже при успешном испытании инновация может быть неэффективной в производстве вследствие увеличения периода освоения, неточности в оценке ожидаемых затрат и т. д.;

3) коммерческий риск – связан с неопределённостью результатов больших затрат на маркетинг продукта радикальной инновации вследствие конкуренции, а также действия других рыночных факторов;

4) финансовый риск – связан с возможностью ошибок в оценке единовременных затрат (инвестиций) и будущих доходов; он аккумулирует в себе все вышеперечисленные виды рисков и другие риски (политический, страновой и т. д.).

Имитационная стратегия направлена на использование уже известных продуктовых, технологических и других инноваций с незначительным их усовершенствованием. Она предусматривает разработку с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации, за исключением этапов НИОКР, конструкторской и технологической подготовки (начинается с разработки проекта и строительства). При данном виде стратегии значительно снижаются технологический, коммерческий, инновационный и финансовый риски, что обусловливает широкое её использование в мировой практике.

Венчурная стратегия предполагает использование предприятием инновационных разработок венчурных предприятий. Венчурные предприятия занимаются разработкой инноваций в быстро развивающихся отраслях промышленности, охватывая стадию разработки (НИОКР, подготовка конструкторской, технологической и проектной документации) и фазу внедрения (классический венчур). Эти предприятия могут также сопровождать разработанную инновацию в производстве на предприятии-потребителе (венчур сопровождения). В первом случае (классический венчур) венчурное предприятие несёт весь инновационный риск, а во втором (венчур сопровождения) – также часть технологического риска. Поэтому предприятия, использующие венчурную стратегию, связаны с меньшими рисками по сравнению с другими стратегиями.  Инновационная стратегия предприятия реализуется инновационной политикой.

Инновационная политика предприятия представляет собой совокупность направлений и методов воздействия хозяйствующего механизма на производство новых видов продукта и технологий.

Целью инновационной политики предприятия является разработка непосредственно инновационного проекта, в котором необходимо обосновать его экономическую целесообразность.

При разработке инновационной политики могут использоваться два подхода:

1. Целью инноваций является получение значительной прибыли на определённом отрезке времени за счет «пионерства» в какой-либо области. При этом внедрение инновации и её последующее распространение связывается с возможностью значительного снижения себестоимости и роста спроса на продукцию.

2. Целью внедрения является завоевание (закрепление) небольшого сегмента рынка с минимальной прибылью с последующим увеличением доли на рынке и прибыли.

При разработке инновационной политики затрагиваются следующие области деятельности:

– исследования и разработки (поисковые, фундаментальные, прикладные исследования, ОКР, опытное производство и распространение инноваций);

– повышение качества и сертификация продукции;

– обновление производственной базы (техническое перевооружение);

– создание, поддержание и развитие научно-технологического потенциала предприятия;

– освоение рынка инноваций (разработка мероприятий, связанных с маркетинговой политикой).

При формировании инновационной политики инновация рассматривается с двух позиций:

1. Наличие новых значимых технических решений, способных обеспечить рыночный успех;

2. Наличие специфических потребительских свойств (внешний вид, форма и т. д.), способных обеспечить успех при отсутствии значимых технологических решений.

Для обеспечения высокой эффективности инновационной политики при её проведении должны соблюдаться следующие принципы:

– целенаправленность, т. е. ориентация на достижение стратегических и тактических целей предприятия;

– приоритетность – выбор важнейших направлений деятельности в настоящее время с учётом возможностей предприятия;

– альтернативность проектных решений – разработка различных вариантов и выбор наилучшего из них;

– комплексность – охват инновациями смежных сфер деятельности;

– обоснованность – обоснование научно-технического, социального, экологического, экономического эффектов с учётом факторов внешней среды;

– адаптивность – корректировка плана проведения инновационной политики и отдельных проектов в связи с изменением факторов внешней среды.

Инновационная политика формируется и корректируется под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды предприятия.

Внешняя среда – это совокупность хозяйствующих субъектов и движущих сил, оказывающих влияние посредством факторов макросреды, подразделяемых на факторы прямого и косвенного влияния.

Факторы прямого влияния включают законы, учреждения государственного регулирования, поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, торговых, транспортных посредников. К факторам косвенного влияния относятся состояние национальной экономики страны, НТП, политические, демографические, социальные факторы.

Внутренняя среда – это совокупность субъектов и движущих сил предприятия, позволяющих установить успешные взаимоотношения с поставщиками ресурсов и потребителями продукции. К факторам внутренней среды, оказывающим влияние на проведение инновационной политики, относятся:

– материало-, энерго- и фондоёмкость производства;

– технический уровень, наукоёмкость производства, состояние научно-технического потенциала;

– степень износа основных фондов и т. д.

Основными факторами, способствующими реализации инновационной политики предприятия, являются:

– наличие резервов финансовых и материально-технических ресурсов на предприятии;

– высокий уровень научно-технологического потенциала предприятия;

– наличии на предприятии системы управления качеством на основе международных стандартов ISO;

– наличие системы материального и морального стимулирования инновационной деятельности;

– наличие оптимальной законодательно базы и государственная поддержка проведения инновационной политики.

Повышение конкурентоспособности продукции вследствие проведения мероприятий инновационной политики можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:

1. Уровень технологического развития (отношение объёма продукции, произведенной по отдельным видам технологий (по высоким, новым, традиционным) к общему объёму реализованной продукции);

2. Уровень экспортной ориентации (отношение объёма продукции, реализованной на отдельных сегментах рынка (на мировом, внутреннем) к общему объёму реализованной продукции);

3. Уровень сертификации (отношение объёма продукции, произведенной по технологиям, сертифицированным по международным стандартам ISO, к общему объёму произведенной продукции);

4. Уровень обновления (отношение объёма новой продукции, освоенной в производстве, к общему объёму произведенной продукции).

Помимо инновационной политики предприятия, существует государственная инновационная политика, являющаяся частью государственной социально-экономической политики. Она определяет цели инновационной стратегии, механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов и является фундаментом для проведения инновационной политики предприятия.

Формирование и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут воспользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности. Инновационная политика – мощный рычаг, с помощью которого можно регулировать циклические спады в экономике, обеспечить её структурную перестройку и заполнить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: