Понятия «новация» («новшество»), «нововведение», «инновация» «инновационный процесс»

Содержание

 

Введение. 3

 

1. Предмет и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент». 4

2. Риск инновационных проектов и методы его снижения. 5

 

Заключение. 6

 

Список использованной литературы.. 7


Введение

 

К числу наиболее значительных негативных последствий экстенсивного развития экономики в России следует отнести преобладание на предприятиях многих отраслей промышленности морально устаревших основных фондов с большей степенью износа и высоким уровнем ресурсоемкой выпускаемой продукции, недостаточную загрузку части производственных мощностей, утяжеление структуры российской экономики старыми технологиями производства. Все это в конечном итоге привело к тому, что многие предприятия по уровню производительности труда и качества выпускаемой продукции не соответствуют жестоким конкурентным требованиям мировых товарных рынков.

В настоящее время слабым звеном организационно-экономического механизма управления инновационной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услуг.

Поэтому инновационный менеджмент имеет такое огромное значение для развития инновационной деятельности фирм и нормального функционирования их в условиях рыночной экономики.

Рассмотрим, что такое «новация (новшество)», «нововведение», «инновация», «инновационный процесс», какую роль инновации играют в жизни общества, риск инновационных проектов и методы его снижения, как проводится анализ рисков в инновационной деятельности, какие методы управления рисками применяют в инновационной деятельности.

 




Предмет и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент»

Понятия «новация» («новшество»), «нововведение», «инновация» «инновационный процесс»

 

Согласно толкового словаря С.И.Ожегова «новшество – новое явление, новый обычай, новый метод, изобретение», а «новация – нечто новое, новшество».

Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств».

Таким образом, понятие «нововведение» означает прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее.

Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Нововведение означает, что новшество используется. С момента к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

Новация – нововведение в области техники, организации труда или управлении, основанное на использовании достижений науки и передового опыта.

Слово «инновация» (от англ. Innovation) по смыслу идентично слову «нововведение»; оно рассматривается как развивающийся комплексный процесс создания, распространения, использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности инновационной деятельности.

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на: - продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов; - процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для рынка инновации делятся на: - новые для отрасли в мире; - новые для отрасли в стране; - новые для данного предприятия (группы предприятий).

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить: - инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.); - инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); - инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации: - радикальные (базовые); - улучшающие; - модификационные (частные).

Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна, производственная применимость и коммерческая реализуемость.

Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает инновационный процесс. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.

Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:

1) создание новшества и его распространение;

2) диффузия нововведения.

Следовательно, инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия – распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.

Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведения, - инновационные менеджеры.

Инновационные менеджеры способствуют продвижению инновационного процесса, стараются прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: