Налоговые режимы для отдельных видов предпринимательской деятельности

В целях государственной поддержки развития малого бизнеса в Казах­стане в Законе Республики Казахстан О налогах и других обязательных плате­жах в бюджет (Налоговый кодекс) от 10 декабря 2008 года № 99-IV ЗРК пре­дусмотрен специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, суть которого заключается в особом (упрощенном) порядке расчета с бюджетом по отдельным видам налогов.

Специальный налоговый режим - это особый порядок расчетов с бюдже­том, устанавливаемый для отдельных категорий налогоплательщиков и преду­сматривающий применение упрощенного порядка исчисления и уплаты от­дельных видов налогов и платы за пользование земельными участками, а так­же представления налоговой отчетности по ним[7].

Специальные налоговые режимы предусматриваются в отношении:

1) субъектов малого бизнеса;

2) крестьянских (фермерских) хозяйств;

3) юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции;

4) отдельных видов предпринимательской деятельности.

Выбор специального налогового режима или общеустановленного по­рядка налогообложения производится предпринимателем на добровольной ос­нове. При этом субъект малого бизнеса вправе выбрать только одну форму расчетов с бюджетом.

Механизмы налогообложения в рамках названных форм расчетов с бюд­жетом позволяют учитывать различия на каждом уровне развития предприни­мательской деятельности в возможностях по найму квалифицированных спе­циалистов по налогам, постепенно прививать предпринимателю навыки нало­говой грамотности, сделать постепенный переход индивидуального предпри­нимателя, выросшего в солидное предприятие, к цивилизованным формам уче­та и налоговой отчетности.

Специальный налоговый режим на основе патента применяют индиви­дуальные предприниматели, которые соответствуют следующим условиям:

не используют труд наемных работников; осуществляют деятельность в форме личного предпринимательства;

доход за год не превышает 2,0 млн. тенге.

Для получения патента индивидуальному предпринимателю необходимо представить в налоговый орган по месту осуществления предпринимательской деятельности следующие документы:

1) заявление на получение патента для индивидуальных предпринимате­лей (форма 912.00[8]);

2) свидетельство о государственной регистрации индивидуального пред­принимателя;

3) документы, подтверждающие уплату в бюджет стоимости патента, обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования

 

 

4) в случае осуществления деятельности подлежащей лицензированию, лицензию на право осуществления такой деятельности.

В течение одного дня после подачи вышеуказанных документов налого­выми органами выдается предпринимателю патент.

Исчисление стоимости патента производится индивидуальным предпри­нимателем самостоятельно путем применения ставки в размере 2% к заявлен­ному (предполагаемому) доходу без учета затрат, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (ст. 375 с внесенными изменениями в со­ответствии с Законом РК от 07.07.06 г. № 177-Ш введенными в действие с 01.01.2007 г.).

Исчисленная сумма стоимости патента подлежит уплате в бюджет в ви­де:

1) индивидуального подоходного налога - в размере 1/2 части стоимости патента;

2) социального налога - в размере 1/2 части стоимости патента за мину­сом суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республи­ки Казахстан об обязательном социальном страховании.

При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма соци­ального налога равна нулю.

      При прекращении предпринимательской деятельности до истечения сро­ка действия патента внесенная сумма налогов возврату и перерасчету не под­лежит, за исключением случая признания индивидуального предпринимателя недееспособным.

В случае, если фактический доход превышает доход, заявленный при получении патента, налогоплательщик в течение пяти рабочих дней заявляет сумму превышения и производит уплату налогов с этой суммы. По заявлению налогоплательщика взамен ранее выданного патента ему выдается новый па­тент с указанием фактического дохода.

В случае, если фактический доход ниже дохода, заявленного при полу­чении патента, возврат излишне уплаченной стоимости патента производится по заявлению налогоплательщика после хронометражного обследования, про­веденного налоговым органом.

Налогоплательщик, применяющий специальный налоговый режим на основе патента, расчеты по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования и обязательным пенсионным взносам в накопитель­ные пенсионные фонды в налоговые органы не представляет (п. 8 ст. 374).

Патент может выдаваться как на один, так и несколько месяцев, в преде­лах одного календарного года. Непредставление предпринимателем в налого­вый орган по месту осуществления предпринимательской деятельности заявления на получение патента считается его согласием исчислять и уплачивать налоги в общеустановленном порядке, за исключением случая подачи заявления о времени приостановления предпринимательской деятельности

         Для получения очередного патента заявление на получение патента представляется до истечения срока действия предыдущего патента,

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты с бюдже­том на основе патента (кроме реализующих подакцизную продукцию), осво­бождены от применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью.

       В случае, если фактический доход превышает доход, заявленный при получении патента, налогоплательщик в течение пяти рабочих дней заявляет сумму превышения и производит уплату налогов с этой суммы. По заявлению налогоплательщика взамен ранее выданного патента ему выдается новый па­тент с указанием фактического дохода (п. 4 ст. 375).

         Если же фактический доход ниже дохода, заявленного при получении патента, производится возврат излишне уплаченной стоимости патента по за­явлению налогоплательщика после хронометражного обследования, проведен­ного налоговым органом. Формы налоговой отчетности, подлежащие пред­ставлению индивидуальными предпринимателями, применяющими специаль­ный налоговый режим на основе патента в 2008 году представлены в таблице I.

В случаях возникновения условий, не позволяющих применять специальный налоговый режим на основе патента, предпринимателю необходимо ' перейти на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации либо на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов. Освобож­дены от приема платежей с использованием платежных карточек при осущест­влении торговых операций (оказании услуг) на территории Республики Казах­стан [9].

При прекращении предпринимательской деятельности до истечения срока действия патента внесенная сумма налогов возврату и перерасчету не подлежит, за исключением случая признания индивидуального предпринимателя недееспособным.

В случаях возникновения условий, не позволяющих применять специальный налоговый режим на основе патента, налогоплательщик на основании заявления переходит на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации либо на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов. Указанное заявление подается в момент возникновения условий, не дозволяющих применять специальный налоговый режим на основе патента.

Налоговый орган вправе без вышеуказанного заявления перевести индивидуальных предпринимателей, применявших специальный налоговый режим на основе патента, на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов при установлении случаев. Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют субъекты малого бизнеса, соответствующие следующим условиям:

Для индивидуальных предпринимателей:

- предельная среднесписочная численность работников за квартал составляет 23 человек, включая самого индивидуального предпринимателя.

-предельный доход за квартал составляет 10 млн.тенге для юридических лиц.

- предельная среднесписочная численность работников за квартал составляет 50 человек.

-предельный доход за квартал составляет 25 млн.тенге.

Налоговым периодом для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, является квартал.

Таблица 1 - Формы налоговой отчетности, подлежащие представлению инди­видуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим на основе патента в 2008 году

Обязательные

В случае возникновения дополнительных условий

ФНО Наименова­ние формы Периодич­ность и срок представления ФИО Наименование фор­мы Периодичность и срок представле­ния Условие
1 2 3 4 5 6 7

912. 00

Заявление на

получение

патента

От 1 месяца до календарного года, очеред­ное заявление до истечения срока дейст­вия предыду­щего патента

300.0 0 Декларация по нало­гу на добавленную стоимость Ежеквартально, не позднее 15 числа, следую­щего за налого­вым периодом

Если яв­ляется платель­щиком НДС

307.0 0 Реестр счетов-фактур по товарам (работам, услугам), приобре­тенным в течение на­логового периода (от­четного квартала) Ежеквартально, не позднее 15 числа, следую­щего за налого­вым периодом
700.0 0 Декларация по зе­мельному налогу, на­логу на транспортные средства и налогу на имущество Ежегодно, не позднее 31 марта года, следующе­го за отчетным налоговым пе­риодом

В случае наличия объектов налого­обложе­ния

701.0 0 Расчет текущих пла­тежей по земельному налогу, налогам на имущество, транс портные средства Ежегодно, не позднее 15 фев­раля текущего на логового периода

         Для перехода на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации предпринимателю необходимо до начала квартала представить в налоговый орган по месту осуществления предпринимательской деятельности заявление по форме, утвержденной приказом Министра государственных до­ходов Республики Казахстан от 16 ноября 2001 года № 1554.

Вновь образованные юридические лица представляют заявление на при­менение специального налогового режима на основе упрощенной декларации в налоговый орган не позднее десяти рабочих дней после государственной ре­гистрации юридического лица.

Вновь образованные индивидуальные предприниматели представляют заявление на применение специального налогового режима на основе упро­щенной декларации в день постановки на регистрационный учет по месту осуществления деятельности.

В случаях несоответствия условиям ведения деятельности по упрощен­ной декларации или при добровольном выходе из специального налогового режима субъект малого бизнеса переходит на общеустановленный порядок ис­числения и уплаты налогов на основании заявления, начиная с квартала, сле­дующего за отчетным.

Индивидуальный предприниматель при превышении показателей, уста­новленных пп. 1) п. 2 ст. 376, вправе применить специальный налоговый ре­жим на основе упрощенной декларации как юридическое лицо при изменении организационно-правовой формы.

Уплата социального, корпоративного или индивидуального подоходного налогов и представление отчетности по ним при переходе с общеустановлен­ного порядка исчисления и уплаты налогов на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации производится в общеустановленном порядке.

Исчисление налогов на основе упрощенной декларации производится субъектом малого бизнеса самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 процентов.

После определения суммы налога ставке 3% производится корректировка исчисленной суммы в сторону уменьшения в зависимости от численности занятых работников в размере 1,5% от суммы налогов. При этом корректиров­ка может производиться только в случае, если среднемесячная заработная плата наемных работников по итогам отчетного квартала составила:

У индивидуальных предпринимателей – не менее 2-кратного минимального размера месячной заработной платы(МЗП), установленной законодательством Республики Казахстан (в 2008 году МЗП согласно ст. 8 Закона Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2008 год» от 6 декабря 2007 года № 8-15 – 10 515 тенге, соответственно, двукратный минимальный размер МЗП равен 21 030 тенге)

У юридических лиц – не менее 2,5-кратного минимального размера месячной заработной платы (в 2008 году – 26287,5 тенге).

При превышении предельного размера дохода, установленного п. 2 ст. 376 НК РК, производится исчисление сумм налога отдельно с предельной суммы дохода и с фактически полученной суммы дохода. Разница между данными суммами налога подлежит уплате в бюджет без корректировки, предусмотренной пунктом 4 ст.377

       Корректировке подлежит только сумма налога, исчисленного с предель­ной суммы дохода.

При превышении предельной среднесписочной численности, установ­ленной п. 2 ст. 376 ПК РК, корректировка производится только на предельную среднесписочную численность.

      Упрощенная декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15 числа второго месяца, следую­щего за отчетным налоговым периодом (ст. 437 ПК РК)(форма 910.00).

        Уплата в бюджет начисленных по упрощенной декларации налогов про­изводится в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным нало­говым периодом, в виде индивидуального (корпоративного) подоходного на­лога и социального налога[11].

При этом индивидуальный (корпоративный) подоходный налог подле­жит уплате в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной дек­ларации, социальный налог - в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации за минусом суммы социальных отчислений в Госу­дарственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании.

При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма соци­ального налога равна нулю.

При этом сумма в виде индивидуального подоходного налога является суммой индивидуального подоходного налога за самого индивидуального предпринимателя.

Поэтому с заработной платы, начисленной наемным работникам, инди­видуальный предприниматель обязан удержать индивидуальный подоходный налог у источника выплаты в общеустановленном порядке и представлять ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, расчет по индивидуальному подоходному налогу.

Представление упрощенной декларации и уплата налогов производится 3» налоговый орган по месту подачи заявления на применение специального валогового режима на основе упрощенной декларации.

Освобождены от приема платежей с использованием платежных карточек при осуществлении торговых операций (оказании услуг) на территории Республики Казахстан [12].

Корректировка налогов в зависимости от численности занятых направлена на создание заинтересованности предпринимателей в легализации доходов и фактической численности привлекаемых работников, поскольку с увеличением объемов дохода и количества численности работников сумма, остающаяся в распоряжении субъекта малого бизнеса после уплаты налогов, увеличивается.

Упрощенная декларация может представляться в явочном порядке;

По почте заказанным письмам уведомлением.

Регистрация налоговой отчетности, представленной предпринимателем в явочном порядке, должна производиться налоговым органом в его присутст­вии с обязательным проставлением налоговым инспектором входящего номера регистрации документа. На WEB-портале для налогоплательщиков РК www.taxkz.kz размещена оперативная информация о программных продуктах для налогоплательщиков по представлению налоговой отчетности в электрон­ном виде, удаленному просмотру лицевых счетов налогоплательщиков, XML- форматы налоговой отчетности, разъяснения и консультации по работе с про­граммным обеспечением, поисковая система реестра налогоплательщиков РК и НДС, информация о работоспособности серверов приема и обработки нало­говой отчетности и другое.

Поскольку исчисление налоговых обязательств по специальному нало­говому режиму основано на доходе и не требует учета затрат, связанных с осу­ществлением предпринимательской деятельности, предполагается упрощение и в вопросах ведения бухгалтерского учета субъектами малого бизнеса.

      Учитывая поступательное развитие предпринимателя от низшей к более высокой стадии развития предполагается заложить в систему ведения учета принцип «от простого к сложному».

Уплата в бюджет начисленных по упрощенной декларации налогов про­изводится в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным нало­говым кварталом.

Так, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельности в форме личного предпринимательства, будут вести учет доходов.

В случае наличия наемных работников появляется требование по учету их заработной платы и удержания индивидуального подоходного налога с нее. Если налогоплательщик становится плательщиком налога на добавленную стоимость, то появляются требование по учету по НДС. В случае появления основных средств появляется необходимость учета по основным средствам и т.д. Таким образом, будет обеспечиваться постепенный переход субъекта малого бизнеса к полному бухгалтерскому учету при выходе его из рамок специального налогового режима. Наряду с применением упрощенного порядка налогообложения субъекты малого бизнеса имеют льготы по применению контрольно-кассовых машин с фискальной памятью. Так согласно Налоговому кодексу освобождаются от обязательного применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью индивидуальные предприниматели (кроме реализующих подакцизные товары): -осуществляющие деятельность на основе разового талона или патента в рамках специального налогового режима для субъектов малого бизнеса; - с момента государственной регистрации которых не истекло шесть месяцев.         Формы налоговой отчетности, подлежащие представлению индивиду­альными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации в 2008 году представлены в Приложении L      Фиксированный налог распространяется на деятельность индивидуаль­ных предпринимателей, юридических лиц, оказывающие услуги: 1) в области игорного бизнеса; 2) игровых автоматов без денежного выигрыша; 3) по боулингу (кегельбану); 4) по картингу; 5) по бильярду; 6) по организации игры лото. Все выше перечисленные виды услуг объединяет 60 глава нового Налогового кодекса – «Фиксированный налог»            Размеры минимальных и максимальных базовых ставок фиксированного налога на единицу налогообложения в месяц установлены статьей 422 Налого­вого кодекса. Рассмотрим данный режим более подробно. В пределах утвержденных базовых ставок местные представительные органы устанавливают единые ставки фиксированного налога для всех нало­гоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории одной админи­стративно-территориальной единицы. Налоговым периодом для фиксированного налога является календарный квартал. Исчисление фиксированного налога производится путем применения со­ответствующей ставки налога к каждому объекту налогообложения, опреде­ленному статьей 421 Налогового Кодекса. При вводе в эксплуатацию объектов налогообложения до 15 числа месяца фиксированный налог исчисляется по установленной ставке, после 15 числа в размере 1/2 от установленной ставки. При выбытии объектов налогообложения до 15 числа месяца фиксиро­ванный налог исчисляется как за половину месяца, после 15 числа - по установленной ставке.   Фиксированный налог подлежит уплате в бюджет по месту регистрации объекта налогообложения не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.            При осуществлении иных видов предпринимательской деятельности, не указанных в статье 420 настоящего Кодекса, плательщики фиксированного налога обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по таким видам деятельности и производить расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке. Декларация по фиксированному налогу представляется не позднее 15 Вежа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, в налоговый орган месту нахождения объектов налогообложения. Все налогоплательщики, оказывающие услуги в области игорного бизнеса, игорных автоматов без денежного выигрыша, боулингу, картингу, бильярду, по организации игры лото осуществляют расчеты с бюджетом только с уплатой фиксированного налога, а также представляют декларацию по фиксированному налогу.       Осуществление расчетов с бюджетом на основе патента к данным налогоплательщикам не применительно и не предусмотрено действующим налоговым законодательством. Данный порядок не распространяется на исчисление, уплату и представление налоговой отчетности по индивидуальному подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты, и индивидуальному подоходному налогу по имущественному доходу и прочим доходам, не облагаемым у источника выплаты. При осуществлении иных видов предпринимательской деятельности налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по таким видам деятельности и производить исчисление и уплату корпоративного или индивидуального подоходного налога, налога на добавленную стоимость и акциза в общеустановленном порядке. Исчисление, уплата и представление налоговой отчетности по налогам и другим обязательным платежам осуществляются в установленных Кодексом порядке и сроках. Общее количество каждого вида объектов обложения, используемых в игорном заведении (стационарной точке), изменение общего количества объектов подлежат обязательной регистрации (перерегистрации) в налоговых органах. Субъектами данного налогового режима выступают индивидуальные предприниматели, юридические лица, оказывающие услуги: 1) в области игорного бизнеса; 2) игровых автоматов без денежного выигрыша; 3) по боулингу (кегельбану); 4) по картингу; 5) по бильярду; 6) по организации игры лото. Объектом налогообложения фиксированным налогом являются: 1)для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области игорного бизнеса. -игровой стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как организатор и(или) наблюдатель. -игровой автомат с денежным выигрышем -касса тотализатора -касса букмекерской конторы. 2) для налогоплательщиков, оказывающих услуги игровых автоматов безденежного выигрыша- игровой автомат без денежного выигрыша; 3)для налогоплательщиков, оказывающих услуги по боулингу (кегельбану)-игровая дорожка 4)для налогоплательщиков, оказывающих услуги по картингу – карт. 5) для налогоплательщиков, оказывающих услуги по бильярду –бильярдный стол. 6)для налогоплательщиков, организующих игру лото – организатор лото. Размеры ставок фиксированного суммарного налога с единицы объекта налогообложения устанавливаются местными представительными органами на основании данных, представляемых налоговыми органами, и являются едины­ми для налогоплательщиков, находящихся на территории одной администра­тивно-территориальной единицы. Так, например, в соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» и пунктом 4 статьи 258 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» Решением № 9/9 IX сессии третьего созыва Усть-Каменогорский городского маслихата установлены размеры ставок акцизов на игорный бизнес с единицы объекта налогообложения на территории города Усть-Каменогорска с 1 января 2005 года): Таблица 2 - Ставки акцизов на игорный бизнес [16] : № Объекты обложения Размеры ставок | 1 Игровой стол 400 МРП 3 Игровой автомат с денежным выигрышем 25 МРП 4 Касса букмекерской конторы 30 МРП 5 Касса тотализатора 80 МРП        Рассмотрим ставки фиксированного налога с единицы объекта обложе­ния, для юридических и индивидуальных предпринимателей в области игор­ного бизнеса на 2009 год для городов Алматы и Астана. Каждый месяц владелец казино вынужден платить 3000 долларов с ру­леточного стола и 1500 долларов со стола покера и блэк-джек. Существует и акцизный налог, который составляет 1400 минимальных расчетных показате­лей (МРП) со стола казино и 50 МРП - с игрового автомата (с 1 января 2009 рада 1 МРП - 1273 тенге)[17]. Фиксированный суммарный налог, подлежащий уплате за один кален­дарный год, определяется путем применения соответствующей годовой ставки ралога к каждому объекту обложения. Фиксированный суммарный налог, под­лежащий уплате за отчетный период, определяется путем деления исчислен­ий по году суммы на двенадцать. Таблица 3.- Ставки фиксированного налога с единицы объекта обложения, для юридических и индивидуальных предпринимателей в области игрового бизнеса на 2009 год. Размеры минимальных и максимальных базовых ставок фиксированного налога на единицу налогообложения в месяц: № п/п Наименование объекта нало­гообложения Минимальные размеры базовых ставок фикси­рованного налога (в ме­сячных расчетных по­казателях) Максимальные размеры ба­зовых ставок фиксированно­го налога (в месячных рас­четных показателях) 1 2 3. 4 1. ' Игровой автомат без выигры­ша, предназначенный для про­ведения игры с одним игроком 1 12 2. Игровой автомат без выигры­ша, предназначенный для про­ведения игры с участием более одного игрока 1 18 3.       Персональный компьютер, используемый для проведения игры. 1 4 4.      Игровая дорожка 5 83 5.     карт 2 12 6. Бильярдный стол                                                                 3 25 Источник: составлено автором Суммы акциза и фиксированного суммарного налога подлежат уплате в бюджет по местонахождению объектов обложения ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. При наличии у налогоплательщика нескольких игорных заведений (стационарных точек) в области (городе) фиксированный суммарный налог и акциз исчисляются отдельно по объектам обложения, находящимся в пределах одного района (района города). При вводе в эксплуатацию объектов обложения до 15 числа налогового периода фиксированный суммарный налог исчисляется как за полный налоговый период, после 15 числа - за половину периода. Налоговым периодом для исчисления и уплаты фиксированного суммы налога и акциза является календарный месяц. Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по местонахождению объектов обложения единую упрощенную декларацию по вызванному суммарному налогу и акцизу не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. Поскольку от количества объектов обложения зависит размер фиксированного суммарного налога, эти объекты подлежат регистрации. Регистрация объектов налогообложения фиксированным суммарным налогам производится на основании заявления налогоплательщика, предоставляемого в налоговый орган по местонахождению объектов обложения. В случае, если налогоплательщик имеет несколько игорных заведений (стационарных точек), находящихся в пределах одного населенного пункта, по желанию налогоплательщика регистрация объектов налогообложения может производиться в одном налоговом органе по выбору налогоплательщика. Налоговый орган на основании данных, указанных в заявлении, заполняет регистрационную карточку учета объектов в двух экземплярах, заверяет оба экземпляра печатью и подписью руководителя налогового органа. Один экземпляр регистрационной карточки учета объектов остается в налоговом органе, второй экземпляр ведается налогоплательщику. Регистрационная карточка учета объектов выдается на каждое игорное заведение(стационарную точку) отдельно с учетом используемых в них объектов налогообложения. Игорные заведения (стационарные точки) должны иметь оригинал регистрационной карточки учета объектов. При изменении общего количества каждого вида объекта налогообложения налогоплательщик обязан подать заявление в налоговый орган о перерегистрации объектов налогообложения. Перерегистрация объектов налогообложения производится путем внесения соответствующих изменений в регистрационную карточку учета объектов. Регистрация (перерегистрация) объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, производится налоговым органом в течение двух рабочих дней со дня подачи заявления и фиксируется в журнале регистрации (перерегистрации) учета объектов. Запрещается нахождение на территории игорного заведения (стационар- ной точки) незарегистрированных в налоговых органах объектов налогообложения. В соответствии со статьей 422 Налогового кодекса устанавливается оп­ределенный (упрощенный) порядок расчета с бюджетом на основе уплаты фиксированного налога. При этом, объектом обложения для них, являются игровые столы, игровые автоматы, игровые дорожки и т.д., к которым применя­емся ставки фиксированного налога, а не доход полученный за налоговый период. Согласно статье 3 Закона Республики Казахстан от 19 июня 1997 года N 131-1 «О государственной поддержке малого предпринимательства» субъектами - малого предпринимательства не могут быть признаны коммерческие организации осуществляющие деятельность в сфере игорного и шоу-бизнеса, банковскую деятельность и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента), а также организации, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг[19].  В мировой практике также используются специальные режимы. Так в Российской Федерации социальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элментов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусматриваемых статями 13-15 НК РФ (20, с.147).  В настоящее время в перечень специальных налоговых режимов включены упрощенная система налогообложения (УСН), ситсема налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.  В современный налоговый системе для субъектов малого предпринимательства действует четыре режима налогообложения (рисунок 1)           Режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства Общая система налогообложения   Упрощенная система налогообложения   Система налогообложения в виде единого налога на вмесненный доход для отдельных видов деятельности.   Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей   Рисунок 1. Режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства При этом если деятельность субъекта не попадает по воздействие единого налога на вмененный доход, налогоплательщик вправе по всему усмотрению выбрать либо общую, либо упрощенную систему налогообложения. Это относится и к производителям. Сельхозпродукции. Анализ зарубежного оптыа прминения специальных налоговых режимов в сфере малого предпринимательства показал, что не существует единой практики налогообложения малого бизнеса.  Режимы налогообложения малого бизнеса, применяемые в мире, можно разделить на три группы: 1)  общеустановленная система с определенным наборам льгот и налоговых стимулов для данных хозяйствующих субъектов; 2)  Упрощенные режимы налогообложения; 3)  налоговые режимы с неиспользованием косвенных методов определения налоговых обязательств.     Вторую и третью группу условно называют специальными налоговыми режимами, которые предназначены для решения проблемы стимулирования развития бизнеса с помощью налогового законодательства.     Международный опыт в области специальных режимов налогообложения достаточно разнообразен. Специальные методы налогового регулирования субъектов малого предпринимательства в зарубежной практике оправдали себя. При их правильном применении можно добиться положительных результатов в сфере улучшения экономического климата для малого бизнеса с целью стимулирования предпринимательской активности хозяйствующих субъектов, для которых и были созданы специальные налоговые режимы.    


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: