Государство и управление культурой

Существует мнение, что культура менее других сфер поддается институциональному упорядочению. В силу особой роли творческого начала в культуре она связана с индивидуальной деятельностью художников и мыс­лителей, писателей и артистов, которая не укладывается в попытки ее регламентации. Слава и популярность великих деятелей культуры, мыслителей, мастеров слова или кисти делали их значимым средоточием и выра­жением общественной жизни, как в прошлом, так и в современный период. Поэтому такое большое значение придается изучению не только самих произведений ли­тературы и искусства, но и жизни тех или иных дея­телей культуры.

Можно ли управлять культурой? По этому поводу ведутся долгие и подчас непримиримые споры между двумя сторонами, которые в тех или иных вариантах существуют почти во всяком обществе. Так, деятели культуры выступают преимущественно и постоянно с отвержением вмешательства государства или каких-либо посторонних институтов в такое “творческое и тонкое” дело,как культурное созидание. Борьба против всякого рода бюрократических или идейных ограниче­ний за свободу художника от всего, что сковывает его творчество, и за доступ широких слоев населения к продуктам художественного и интеллектуального твор­чества — постоянный факт истории культуры.

Тем не менее, как мы уже видели, настолько же постоянно существовали различного рода регулирующие институты, направляющие культурную жизнь, что-то по­ощрявшие, что-то ограничивающие, а иногда и подав­лявшие. В развитии культурного процесса возникают коллизии между тенденциями к централизации куль­турной деятельности со стороны государства и ее демократизацией, которую требуют неправительственные организации. Вмешательство правительственных орга­нов в работу культурных организаций и групп зачастую просто необходимо, так как без правительственной под­держки они могут не выдержать затруднений разного рода (и не только финансовых, но и правовых, поли­тических и т.д.) и перестают существовать. Вместе с тем государственное вмешательство чревато зависимостью культурной деятельности от власти, правящих кругов и деформацией культурной жизни в целом.

Если идти в глубь веков, мы найдем много свиде­тельств такого рода, когда государство или церковь, с одной стороны, были главными институтами, поддержи­вавшими искусство, литературу и науку, а с другой — они же запрещали те направления или отказывали в покровительстве тем художникам, мыслителям и изо­бретателям, которые либо противоречили общественным нормам, либо наносили ущерб государству или церкви. Позднее эти функции регуляции все больше стали пе­рехватываться рынком, хотя правовые принципы неиз­менно корректировали рыночную стихию. А в допол­нение к ним сформировались разнообразные органы, институты и формы регуляции культурной жизни и де­ятельности (фонды, спонсорство, патронаж, академии, премии, звания и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: