Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России

Введение

Современное общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Переход к рыночным отношениям определяет необходимость организационно-экономических преобразований во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товара и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономики высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкретную среду и в общественное разделение труда.

Хозяйственная практика в малом бизнесе находится в причинно-следственной зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и дифференциацией товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе.

Недостаточное внимание уделено изучению влияния малого предпринимательства на структурные преобразования региональной экономики; формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе развития малого бизнеса; методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах нехарактерных для промышленно развитых стран условиях, условиях переходного периода, переживаемого Россией. Во всем это заключается актуальность выбранной темы, потому что малый бизнес играет немалую роль как в экономике отдельно взятого государства, так и во всем мире.

Цель данной работы является выявить характерные черты малого бизнеса, охарактеризовать зарубежный опыт малого бизнеса и проблемы становления в России.

Задача данной курсовой работы состоит в:

- изучении этапов малого бизнеса, его видов и правовых основ;

- формировании особенностей и функций малого предпринимательства;

- изучении зарубежного опыта;

- анализе текущего состояния развития малого бизнеса в России;

- изучении особенностей государственного регулирования и инвестиционной политики.

Объектом курсовой работы является малый бизнес в России и за рубежом.

Предметом курсовой работы является малый бизнес как форма экономики.

В данной курсовой работе использованы теоретический анализ, индукция и дедукция, и эмпирические методы: обобщение и сравнение.

В данной работе использованы исследования таких авторов как Блинов А.О., Киселева Е.А., Горфинкель В.Я. и других, а так же WEB-ресурсы.

 

 

Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России

1.1 Этапы развития малого бизнеса

 

Как мы знаем, предприятие – это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Но, прежде всего, малое предприятие – это основное звено рыночной системы хозяйствования. Именно оно определяет деловую активность национального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом. Малое предприятие является самостоятельным товаропроизводителем. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. При этом малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов, участвуют в реализации социальных программ. Именно поэтому надо поддерживать малое предпринимательство, стимулировать его деятельность.

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и новые рабочие места. вследствие этого в последнее годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится свыше 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числя занятых, производят 12% ВВП и дают ¼ всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства [5, с.78].

Расширение масштабов и изменение структуры малого предпринимательства потребовало внесения изменений в его законодательную базу, устанавливающую такие статусы принятых в международной практике понятий, как микрофирма (до 10-15 занятых), малое предприятие (от 15 до 100 занятых), среднее предприятие (от 100 до 300-500 занятых). В Российской Федерации этот критерий не одинаков для разных отраслей экономики. предельные уровни численности (в среднегодовом исчислении) в различных сферах деятельности, установленные Законом РФ «О государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» приведены в таблице (см. таблица 1).

 

Таблица 1 - Численность работников малых предприятий

Отрасль деятельности Предельный уровень численности работников, чел.
Промышленность 100
Строительство 100
Транспорт 100
Сельское хозяйство 60
Научно-техническая сфера 60
Оптовая торговля 50
Розничная торговля и бытовое обслуживание населения 30
Остальные отрасли и другие виды деятельности 50

 

В российской истории малого бизнеса можно выделить следующие этапы:

Первый этап (1985-1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Второй этап (1987-1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нем участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом «кооперативного движения». Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведении. Так называемой малой приватизации. Она создала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Четвертый этап (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывавшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

1992 год – год шоковой терапии – характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) численность занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесцениванию сбережений населения, а с другой – к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало паралич инвестиционной деятельности, не преодоленной до сих пор.

Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера народного образования (2,8 раза).

В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфере материального производства.

По широкому распространенному мнению, модель шоковой терапии была малокоструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательства. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных реформ МП продемонстрировал свои позитивные возможности. Важнейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стало обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.

Феноменальный рост числа МП в 1992 году имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.

К позитивной роли торговой и посреднической деятельности МП следует отнести и их участие в создании новых хозяйственных связей. Инициированная либерализацией цен и рядом других факторов (сдача позиций военно-промышленого комплекса {ВПК}, утрата рынков стран Восточной Европы и пр.) полная «закупорка» ранее сложившихся каналов взаимосвязей между производителями, поставщиками и торговлей открыла широкое поле для деятельности малых фирм по снабжению и сбыту продукции. Конечно, для новых хозяйственных связей в полном объеме нужен новый технологический каркас экономики с соответствующими рыночными, высокоэффективными каналами движения товаров от производителей к потребителям. В стратегическом плане задача создания такого каркаса малому бизнеса не по силам, так как требует многих лет и огромных капитальных вложений.

Рывок малого предпринимательства в сторону торговой и посреднической деятельности стал также закономерной реакцией на введенный правительством налоговой прессинг. В бывшем СССР не было и в принципе не могло быть налоговой системы, адекватной рыночным условиям. Поэтому введение в практику хозяйственной жизни даже элементов нормальной налоговой ответственности должно вызвать у не привыкших к этому предпринимателей естественную реакцию отторжения. Но дело в том, что на эту реакцию наложился явный экстремизм правительственной налоговой политики, направленной на изъятие до 70-90% доходов предприятий. При этом правительство и не рассчитывало на то, что кто-либо будет сразу платить налоги в полной мере. Предпринимателей тем самым подталкивали к тому, чтобы искать и находить способы сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и посредничество, ориентированные на работу с трудно контролируемыми наличными средствами, открывали большие возможности для ухода от налогов.

Для этого года характерно такое понятие как «грюндерство». Примером может служить массовое появление эфемерных фермерских хозяйств в суровых климатических зонах и на низкокачественных почвах, где с точки зрения экономической целесообразности таких хозяйств в принципе не может быть даже в самой развитой рыночной стране. Многие малые предприятия появились на свет не в силу экономической целесообразности, не имею какой-либо программы долговременного развития, а только из общей надежды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную «лучшую жизнь» (в основном в стиле привлекательных трафаретов общества свободного предпринимательства и всеобщего потребления). В определенном смысле психологические ожидания скорого процветания доминировали над трезвым экономическим расчетом и даже здравым смыслом.

Именно этим объяснятся феномен бурного появления многочисленных частных мелких фирм в условиях очень быстрого свертывания какого-либо спроса на научную продукцию из-за острейшего инвестиционного кризиса, спада инновационной активности и фантастического дефицита бюджета всех уровней.

Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе еще не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Шестой этап. К 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо меняли направление своей деятельности. Такая ситуации закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился очередной этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавший, как было отмечено выше, значительными сокращениями прироста числа МП [3, с. 14].

Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлось резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. В нормальной рыночной экономике малое предпринимательство в большинстве случаев и по доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и крупному бизнесу. Оно идет вслед за ними.

Если в России еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по законам первоначального накопления капиталов, то к 1995 г. все четче стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались случаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало дорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в МП на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по стране.

В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений. Менее рентабельные МП, не выдержавшие экономической конкуренции со средними и крупными фирмами, были вынуждены свернуть свою деятельность. В этом смысле на нынешнем этапе российских реформ процессы централизации и концентрации капиталов также противостоят увеличению численности МП. Но в дальнейшем, возможно, новые крупные и средние предприятия будут активным образом стимулировать создание новых МП в структуре формируемых новых хозяйственно-технологических цепочек, то есть в будущем наибольшее распространение получат холдинги, так как именно они являются наиболее гибкой экономической структурой.

По официальным оценкам Госкомитета РФ, более трети зарегистрированных малых предприятий либо не приступили к хозяйственной деятельности, либо приостановили ее, не ликвидировавшись, то начавшаяся в 1995 г. перерегистрация официальная ликвидация реально не функционирующих малых предприятий должны были привести к дальнейшему существенному снижению малых предприятий. А с учетом того, что в ряде российских регионов реально действует чуть более половины зарегистрированных МП (по данным Госкомитета РФ), перерегистрация внесет определенные коррективы и в региональную структуру малого предпринимательства страны.

Замедление роста числа малых предприятий объясняется еще и тем, что не проявил свою силу – и в экономическом, и в социальном плане – такой мощный фактор увеличения малых предприятий, как рост безработицы. Несмотря на все программы ее бурного увеличения, вплоть до1996 г. официальная безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения. Реальная безработица может быть на порядок выше, на что указывают альтернативные расчеты экспертов профсоюзных объединений, международных организаций и пр. Но тем не менее официальный статус работающих (пусть даже на «полуживых» предприятиях), пока он действует, создает социально-психологический эффект, при котором люди отказываются заниматься иной самостоятельной деятельностью, в том числе пробовать свои силы в сфере малого бизнеса.

В 1995 г. среднесписочная численность занятых в МП по сравнению с 1994 г. увеличилась на 0,8%. Конечно, величина прироста невелика, но она подтверждает данные социологических опросов, в ходе которых руководители МП высказывали мнение о необходимости увеличения численности персонала предприятия. И что очень важно, они указывают на то, что настало время перехода от полулегальной занятости к нормальной, адекватной действующим законам.

Особо надо отметить усиление инвестиционной активности МП. Общий объем их капитальных вложений за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности – в 7,4 раза. можно констатировать, что в 1994-1995 гг. проводимая российским правительством политика умеренно-жесткой финансовой стабильности, с одной стороны, сопровождалась значительным замедлением темпов роста количества МП, но с другой стороны, имела выраженный оздоровительный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике.

В целом можно предположить, что новый рынок в динамике числа МП, в увеличении их макроэкономического веса по всем показателям неизбежен. Его следует ожидать по мере накопления предпосылок для формирования целостной системы рыночного хозяйствования, решительных шагов в области демонополизации экономики, дебюрократизации управления и, конечно, общего перехода к фазе оживления и подъема производства и производственного инвестирования.

Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в поддержки нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирование его инвестиционной активности. Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности МП в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволит перейти к следующему этапу по-настоящему рыночного развития российского малого бизнеса. Заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной – шестой этап с 1995 г. по настоящее время развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и ее стабильности в качестве среды хозяйствования.

На данном этапе актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать. В 90-е годы стабильного росла доля МП в общем объеме ВВП. Это – весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн.человек (посреднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости – 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре – Центральный экономический район с ядром в Москве. В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедление темпов роста числа малых предприятий [4, с.59].

 

1.2 Виды и правовые формы малых предприятий

 

Дадим краткую характеристику малым предприятиям. Сталкиваясь с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку, считая малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и виды предприятий. Но это не так. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.

Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты.

В то же время индивидуальные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадает [3, с.69].

Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой будет осуществлен поворот к позитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской хозяйственной среды. Однако для того, чтобы малый бизнес смог выполнять все задачи, для решения которых он предназначен, для того, чтобы он мог в полном объеме реализовать заложенный в нем потенциал и использовать все свои преимущества, необходима его поддержка со стороны государства.

Опыт развитых стран свидетельствует, что в каждой из них разработана государственная политика развития и поддержки малого бизнеса. Для реализации этой политики созданы специальные государственные общественные организации. Теперь обратим внимание на то, что сделано у нас, в России.

Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже более 24 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Ниже приведены некоторые законы и постановления правительства направленные на поддержание и регулирование процессов связанных с формированием малого бизнеса.

Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 1 и 20 июля 1993г., 30 ноября 1994г.). данным законом определены основные понятия: предпринимательская деятельность, субъекты предпринимательства, статус предпринимателя, формы предпринимательской деятельности.

Так, постановлением правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР», были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.

В соответствии с законом РСФСР «О конкуренции и ограничение монополистической деятельности на товарных рынках», Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 г. он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).

14 июня 1995 г. был принят федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», определивший общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Указом президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле 1994 г. правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 – 1995 гг. В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развития системы финансово-кредитной поддержке, информационное и консультационное обеспечение малый предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд [5, с.41].

В 1996 г. Государственной Думой была утверждена вторая Федеральная программа государственной поддержки предпринимательства на 1996 – 1997 гг.

Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. № 360 «Об утверждении программы Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах». В данном постановлении подчеркивается высокое значение развития малого бизнеса в условиях нарушенных производственно-хозяйственных связей, а также дается определение классификации фирм в зависимости от их численности.

Постановление Госкомстата РФ от 31 января 1998 г. № 7 «Об утверждении «Основных методологических положений по оценки скрытой (неформальной) экономики». Настоящее постановление содержит описание системы экономических подсчетов, используемых на федеральном и региональном уровнях, и применяемых с целью определения скрываемых предпринимателями объемов производимой продукции с целью получения экономической выгоды, которая скрывается или преуменьшается в целях уклонения от налогообложения.

Постановление правительства РФ от 3 июля 1998 г. № 697 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 – 1999 годы». В Программу включены подпрограммы: привлечение военнослужащих, увольняемых в запас, и членов их семей в малое предпринимательства; поддержка малого предпринимательства в области жилищно-коммунального хозяйства; поддержки малого предпринимательства в сельской местности; использование возможностей малого предпринимательства при реконструкции и банкротстве крупных предприятий.

Постановление правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 828 «Р Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 – 2000 годы». Постановление предусматривает реализацию мер, предусмотренных программой «молодежь России» (1998 – 2000 гг.), а также соответствующими региональными программами по поддержке и расширению занятости молодежи, включая молодежное предпринимательство [5, с.176].

Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. №832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 – 2000 годы». Постановлением предусматривается комплекс мер по преобразованию (приватизация, создание финансово-промышленных групп, демонополизация в инновационной сфере, малое предпринимательство и другие), направленные на создание рыночной инфраструктуры и способствующие активизации инновационной деятельности, обеспечивающей рост производства конкурентоспособной продукции и освоение высоких технологий.

В феврале 2000г. правительство приняло постановление «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2000 – 2001 годы». Государственная Дума одобрила эту программу, целью которой является обеспечение благоприятных условий для развития малого бизнеса на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Предполагается, что в результате реализации программы государственной поддержки будут охвачены от 200 до 250 тыс. малых предприятий, количество работающих мест увеличится до 8,5 млн. единиц. По завершению мероприятий программы общий вклад малого предпринимательства в объеме ВВП увеличится до 12%. В качестве приоритетного направления развития малого предпринимательства предусмотрена, прежде всего, его поддержка в агропромышленном комплексе и в сфере производства импортозамещающей продукции.

Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2005г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включаю крестьянские (фермерские) хозяйства». Постановлением предусматривается комплекс правил предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.

6 июля 2007г. был принят Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятие субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

 

1.3 Особенности и функции малого предпринимательства

 

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рябом качественных особенностей. К ним в первую очередь относят:

- единство права собственности и непосредственного управления предприятием;

- обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом;

- относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара;

- персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как уже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей;

- ключевую роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией;

- семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия. Но при этом необходимо отметить, что данный фактор порой может сыграть негативную роль в семейных отношениях;

- характер финансирования. Если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи и кредитные механизмы, действующие на рынке капитала, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и др.).

Как одну из особенностей, также можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение80:20 (доля оборотного капитала: доля основных фондов), то у малых 20:80.

В ряду функций малого предприятия выделяют экономические и социальные функции. К экономическим функциям относят:

– функция работодателя;

– производителя продукции и услуг;

– катализатора научно-технического прогресса;

– налогоплательщика;

– агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции социальные:

во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал;

во-вторых, используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях;

в-третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным «полигоном» для обкатки молодых кадров.

Уже сегодня актуальна проблема и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой. А именно создание малых предприятий по переработке промышленных отходов крупных и средних предприятий [3, с.6].

Следует также отметить взаимодействие малых предприятий с большой промышленностью. Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. Они так же доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.

Малые предприятия следует делить на две большие группы - это предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное и экстенсивное развитие экономики. Малые предприятия интенсивного направления признаны давать мощный импульс развитию крупных предприятий, именно здесь закладывается основа глобальных структурных изменений. Интенсивная малая экономика – это полигон для отработки всех аспектов научно-технической политики. однако нет возможностей, да и нет необходимости учитывать все до мелочей при глобальных изменениях в экономике.

Каждое крупное структурное изменение в экономике сопровождается массовыми высвобождением работников с предприятий отмирающих отраслей, их переподготовкой и привлечением на новые рабочие места. В значительной мере груз сглаживания социальных конфликтов в этот период, обеспечение временной занятости берут на себя малые предприятия экстенсивного типа. В данном случае они выполняют функции стабилизации общественного развития.

Важно отметить, что крупное производство не противопоставляется малому, что является одной из причин успешного развития малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют малые фирмы, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Например, в США, девять из каждых новых десяти технологических идей рождаются в малых фирмах.

Совсем другая ситуация в странах, где налажены устойчивые связи крупного и малого бизнеса. Часто приводят наглядный пример автомобильной промышленности Германии, не менее крупных японских концернов, которые имеют развитую сеть субподрядчиков, куда входят малые и мельчайшие предприятия – сотни и тысячи таких предприятий. Вот это все создает, с одной стороны, стыковку малого и крупного бизнеса, формирует у малого предприятия уверенность в том, что его продукция, его ноу-хау будут востребованы. И, поскольку крупные компании являются операторами мирового рынка, естественно, они воспринимают какие-то инновационные импульсы, стремятся их транслировать. И таким образом у малого бизнеса возникает потребность держать шаг вровень с потребностями времени, обновлять свою технологию и т.д. К сожалению реалии российской экономики пока далеки от этой идеальной картины.

 Опыт взаимодействия крупных предприятий с малым бизнесом – это в первую очередь взаимодействие с малыми предприятиями, которые создавались на базе дробления или аккумуляции каких-то финансовых ресурсов предприятия. И вторая группа – это малые предприятия, возникшие извне, с которыми в дальнейшем удалось установить связи крупным предприятиям.

Стимулировать кооперацию крупного и малого бизнеса можно только путем разумной экономической политики. Наличие малого бизнеса, поднимет крупную промышленность, - и тогда эти взаимоотношения возникнут сами собой. В дальнейшем можно будет уже ставить вопрос о необходимости стыковки малого и крупного бизнеса в определенной отрасли. При этом хотелось бы отметить, что формирование таких взаимоотношений является оптимальным только в условиях развитого рынка [3, с.115].

 

1.4 Зарубежный опыт

 

Малый бизнес в развитых странах – крупнейший производитель благ и услуг, крупнейший работодатель, катализатор научно-технического прогресса. В мире от половины до 2/3 всех изобретений приходится на сферу малого бизнеса. Однако приведенная статистика имеет и обратную сторону. Ее показатели формально свидетельствуют, что наши малые предприятия дают национальной экономики в процентом отношении вдвое больше, чем «их» малый бизнес дает Западу. Действительно, 7 российских предприятий на тысячу населения обеспечивают 14% промышленной продукции или 1 предприятие на тысячу населения в данном случае приходится всего 1% производства. Это говорит о высокой эффективности и динамичности российского малого бизнеса. Но, как было сказано выше, не имеет систематизированных структур и надежной государственной поддержки.

Во многих развитых странах малый бизнес существует более 25 лет с действующей государственной политикой. На примере 3 стран (США, Испания, Япония) попробуем разобраться и обратить внимание на государственное регулирование проблем малого бизнеса.

США – мировой лидер, обладающий огромной экономической мощью и лидирующим в мировом промышленном производстве. США производят самолеты, электронику, автомобили и многое другое. Однако сегодня сфера услуг занимает в экономике гораздо большое место. Это финансы, страхование, индустрия развлечения и медицинская помощь. Малый бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. В то время именно малый бизнес обеспечил в США создание рабочих мест, подчеркивая свою значимость. Причем государство уже субсидировало малые предприятия, пострадавшие в результате войны.

В 1953 г. в США создается Федеральное агентство – Администрация по делам малого бизнеса США, которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. Причем филиалы данной организации находятся во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого бизнеса распространяется на все штаты, а не на только на основные экономические центры США. Это главное преимущество в политики США по отношению к малому предпринимательству.

Также в США очень четко развита система критериев, по которой определяется малый бизнес. Эти критерии зависят от вида деятельности малого предприятия и отрасли, в которой оно работает. В одних сферах определяющим является количество работающих на предприятии человек, а в других – оборот и прибыль.

Но в чем же основные отличия развития малого бизнеса США от России? В нашей стране государство только сейчас стало обращать внимание на малый бизнес, а предприятия малого бизнеса были вынуждены в свое время самостоятельно развиваться, выживать, уходя от уплаты налогов и т.д. В то время как в США уже давно малый бизнес изначально является приоритетным направлением экономики на государственном уровне. Опыт США в создании различных программ малого бизнеса очень ценен, причем все программы реально работают, предусмотрены конкретные механизмы их реализации.

Малый бизнес Испании начал формироваться и активно развиваться в 70-е годы. высокие экономические показатели были достигнуты благодаря высокой степени развития малого бизнеса. Малые предприятия помогли избавить страну от безработицы, способствовали общему подъему.

Доля предприятий малого бизнеса Испании в некоторых отраслях доходят до 80% (сельское хозяйство), в остальных отраслях – в среднем 25-30% (строительство, промышленность, судостроение). Основные отрасли предприятий малого бизнеса – это, в первую очередь, агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, зерно), черная и цветная металлургия, пищевая промышленность (производство продуктов, кондитерских изделий, виноделие), строительство, туризм и т.д.

Выясним за счет чего, Испания добилась таких успехов и какие для этого созданы условия в стране.

В Испании разработано большое количество программ поддержки и развития малого бизнеса. Основное внимание испанского правительства обращено на те предприятия малого бизнеса, которые имеют высокую социальную значимость для Испании, создают рабочие места для социально уязвимых групп населения (студентов, женщин, иммигрантов и т.д.), способствуют подъему слаборазвитых регионов и районов. Государство Испании стимулирует множество организаций и фондов для поддержки малого бизнеса. Как важный положительный фактор развития малого бизнеса стоит отметить минимальный уровень бюрократии. Оформить регистрацию предприятия, получить лицензию – все можно сделать за 24 часа без излишней волокиты со стороны чиновников. Причем это может сделать даже нерезидент страны. Настолько благоприятные условия существует даже не в каждой стране Евросоюза. Таким образом, даже иностранные граждане развивают сектор малого бизнеса. Несомненно, все это создает благоприятный климат для малого предпринимательства и процветания малого бизнеса.

Мощный технико-экономический прорыв в послевоенные годы вывел Японию в тройку самых развитых стран мира. Это было достигнуто благодаря развитию малого бизнеса при мощной государственной поддержке. Несмотря на то, что многие всемирно известные компании и концерны по наукоемкому производству автомобилей, техники, инновационной продукции находятся именно здесь, малый бизнес составляет значительную долю в общих объемах промышленности Японии (около 40%). Однако нужно отметить, что малый бизнес в Японии в большей степени представлен в следующих отраслях: строительство, легкая промышленность, сфера услуг. Наукоемкие производства ведутся в основном лишь крупными компаниями. Это и есть основная задача экономического развития Японии - стимулирование инновационного высокотехнологического производства в малом бизнесе. стимулирование предприятий малого бизнеса ведется на всех уровнях, начиная от властей центрального правительства и заканчивая самостоятельными союзами и объединениями малых предприятий. Центральные власти и местные органы самоуправления субсидируют на всех этапах жизненного цикла предприятий малого бизнеса, непосредственно участвующие в создании наукоемкого и высокоразвитого производства. Для таких предприятий государство выделяет займы, обеспечивает кредитование малого бизнеса через предоставление поручительства и других видов кредитных гарантий. Также при централизованной поддержке государства в специальных центрах, некоммерческих организациях производится обучение кадров, осуществляется консультационно-информационная поддержка [6].

На примере трех стран (США, Испания, Япония) сделаем вывод, малый бизнес может стабильно развиваться и функционировать только в благоприятной для него среде. Такую среду должно создать само государство, но и сами предприниматели не должны оставаться в стороне. Поддерживая старые связи, не отказывая в помощи, открывая новые технологии, малый бизнес будет расти, если только государство окажет в этом ему свою поддержку.

Таким образом, развитие малого бизнеса в немалой степени зависит от исторического развития страны. От того какаю политику выберет государство, так и будет развиваться экономика страны. В России малый бизнес прошел 6 этапов своего развития, но это еще не конец. Нашу страну ждет еще не мало взлетов и падений, так развитие малого бизнеса вносит свои закономерности в экономику страны

Малый бизнес является неотъемлемой частью системы экономического развития. Для его законности должны существовать правовые нормы, но не только формально на бумаге, но и действовать на практике.

Как показывает опыт зарубежных стран, грамотно разработанная политика государства несет в себе уже половину успеха для экономики страны. Малый бизнес в развитых странах является катализатором научного прогресса, на его долю приходится больше половины научных изобретений мира, но в России все несет обратную сторону, и в первую очередь стоит задуматься о правовой форме нашего государства.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: