Современная модель деятельности реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями

Система социальной реабилитации детей-инвалидов может эффективно развиваться только на основе использования программно-целевого метода.

«Именно поэтому в составе президентской программы «Дети-России» с 1993 г. Реализуется Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды». Она была направлена на:

· Создание эффективной системы профилактики детской инвалидности, реабилитации детей с ограниченными возможностями;

· Оказание различных видов консультативной и иной помощи семьям, в которых воспитываются дети с различными отклонениями в развитии;

· Создание равных возможностей для получения детьми с различными отклонениями в развитии медицинской помощи, образования, беспрепятственного доступа ко всем сферам жизнеобеспечения;

· Интенсификацию научных исследований в области профилактики, ранней диагностики, своевременной реабилитации и успешной интеграции детей с ограниченными возможностями в общество.

Одним из важных элементов реализации данной программы являлось создание и развитие реабилитационных центров для детей и подростков с оганиченными возможностями»[7].

«На ближайший период (2007-2010 г.г.) Правительством РФ утверждена

Федеральная целевая программа «Дети-России», в составе которой выделена программа «Дети и семья», включающая направление «Семья с детьми инвалидами»

Правовой базой создания центров социальной реабилитации детей-инвалидов является Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ, в статье 14 которого указывается, что социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам.

Документом, конкретизирующим задачи и функции центра, регламентирующим его деятельность, является Положение о реабилитационном центре, которое разрабатывается с учетом специфики его деятельности, особенностей региона, финансовых возможностей, кадрового обеспечения и т.д. При его разработке следует учесть подходы, содержащиеся в Примерном положении о реабилитационном учреждении. Утвержденном в 1996 г. Совместным приказом Минтруда России, Минздрава России и Минобразования России.

Базовым документом для разработки Положения также является Примерное положение о реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, утвержденное приказом Минсоцзащиты России от 14 декабря 1994 г. № 249.

В соответствии с Примерное положением Центр создается из расчета одно учреждение на одну тысячу детей с ограниченными возможностями, проживающих в городе или в районе.

Целью деятельности Центра является оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии. Квалифицированной медико-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.

Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи Центра по социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями:

· Выявление в городе или районе всех детей и подростков с ограниченными возможностями, проживающих в семьях; создание компьютеризованной базы данных о таких детях и подростках;

· Изучение совместно с консультативно-диагностическими службами здравоохранения и образования причин и сроков наступления инвалидности ребенка или подростка, определение исходного уровня здоровья и психики ребенка, прогнозирование восстановления нарушенных функций;

· Разработка на основании типовых базовых программах и координации в этих целях совместных действий медицинских, образовательных, социальных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и иных учреждений, способствующих реабилитации детей с ограниченными возможностями;

· Оказание помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в их социальной реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях;

· Социально-реабилитационная работа с родителями детей, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии;

· Повышение квалификации сотрудников учреждений социального обслуживания населения, семьи и детей по вопросам детской и подростковой реабилитации.

Порядок выявления работниками центра детей и подростков с ограниченными возможностями и на этой основе формирование компьютерной базы осуществляется на основе анализа:

· Заболеваемости детей-инвалидов;

· Посещаемости лечебно-профилактических учреждений детьми различных групп;

· Анализа посещаемости детей различных групп по обращаемости (на 1000 детей);

· Медико-социальной помощи инвалидам в учреждениях социальной защиты на основе федеральных, региональных и индивидуальных программ;

· Объема медицинских услуг, оказываемых инвалидам.

Центрами используются свыше 30 признанных реабилитационных методик, в том числе: метод кондуктивной педагогики, массаж, ЛФК, музыкотерапия, игротерапия, медикаментозная терапия, восстановительная терапия, лазеротерапия по В.Е. Илларионовой и т.д. В отдельных центрах успешно разрабатываются авторские методики, среди них – куклотерапия, иппотерапия, коррекционный труд и т.д.

Структурные подразделения Центра:

· Отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации

· Отделение медико-социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

· Отделение психолого-педагогической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями

· Отделение дневного пребывания и стационар для детей и подростков с ограниченными возможностями»[8]

Основные понятия и категории

Федеральная целевая программа «Дети-России»

Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды»

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

Задачи Центра

Положение о реабилитационном центре

Реабилитационные методики

Структурные подразделения Центра

Вопросы для контроля

1.  На что была направлена Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды»?

2. Какое направление включала в себя Федеральная целевая программа «Дети-России», утвержденная Правительством РФ на ближайший период (2007-2010 г.г.)?

3. Какой Федеральный закон является правовой базой создания центров социальной реабилитации детей-инвалидов?

4. Какой документ конкретизирует задачи и функции центра, регламентирует его деятельность?

5. Сформулируйте основные задачи Центра по социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.

6. Какие есть структурные подразделения Центра?

7. Перечислите реабилитационные методики, применяемые в Центре.

Тесты

1. Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды»  была направлена на:

А) создание эффективной системы профилактики детской инвалидности, реабилитации детей с ограниченными возможностями;

Б) оказание различных видов консультативной и иной помощи семьям, в которых воспитываются дети с различными отклонениями в развитии;

В) создание равных возможностей для получения детьми с различными отклонениями в развитии медицинской помощи, образования, беспрепятственного доступа ко всем сферам жизнеобеспечения;

Г) интенсификацию научных исследований в области профилактики, ранней диагностики, своевременной реабилитации и успешной интеграции  детей с ограниченными возможностями в общество.

Д) все варианты верны.

2. Одним из важных элементов реализации программы«Дети-инвалиды»    являлось:

А) улучшение уровня жизни родителей детей-инвалидов;

Б) создание сети кружков для детей-инвалидов;

В) привлечение спонсоров для финансирования лечения больных детей;

Г) создание и развитие реабилитационных центров для детей и подростков с оганиченными возможностями;

Д) все варианты верны.

3. Правовой базой создания центров социальной реабилитации детей-инвалидов является:

А) Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ;

Б) Уголовный кодекс;

В) Семейный кодекс;

Г) Федеральный закон «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» от 24.11. 1995 №181 – ФЗ;

Д)  нет верного варианта ответа.

4. Основные задачи Центра по социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями:

А) изучение совместно с консультативно-диагностическими службами здравоохранения и образования причин и сроков наступления инвалидности ребенка или подростка, определение исходного уровня здоровья и психики ребенка, прогнозирование восстановления нарушенных функций;

Б) разработка на основании типовых базовых программах и координации в этих целях совместных действий медицинских, образовательных, социальных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и иных учреждений, способствующих реабилитации детей с ограниченными возможностями;

В) оказание помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в их социальной реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях;

Г) социально-реабилитационная работа с родителями детей, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии;

  Д) все варианты верны.

5. Целью деятельности Центра является:

А) оказание квалифицированной медицинской помощи;

Б) организация досуга для детей-инвалидов;

В) правовая консультация родителей детей-инвалидов;

Г) оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии квалифицированной медико-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду;

Д)  все варианты верны.

6. Порядок выявления работниками центра детей и подростков с ограниченными возможностями и на этой основе формирование компьютерной базы осуществляется на основе анализа:

А) заболеваемости детей-инвалидов;

Б) посещаемости лечебно-профилактических учреждений детьми различных групп;

В) анализа посещаемости детей различных групп по обращаемости (на 1000 детей);

Г) медико-социальной помощи инвалидам в учреждениях социальной защиты на основе федеральных, региональных и индивидуальных программ;

Д) все варианты верны.

7. В Центре могут использоваться следующие реабилитационные методики:

А) метод кондуктивной педагогики;

Б) восстановительная терапия;

В) музыкотерапия;

Г) куклотерапия;

Д) все варианты верны.

8. Структурные подразделения Центра:

А) Отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации

Б) Отделение медико-социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

В) Отделение психолого-педагогической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями

Г) Отделение дневного пребывания и стационар для детей и подростков с ограниченными возможностями

Д) все варианты верны.

9. Документом, конкретизирующим задачи и функции центра, регламентирующим его деятельность, является:

А) Указ Президента РФ;

Б) Приказ Минздравсоцразвития РФ;

В) Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ;

Г) Положение о реабилитационном центре;

Д) нет верного варианта ответа.

10. Базовым документом для разработки Положения о реабилитационном центре является:

А) Примерное положение о реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, утвержденное приказом Минсоцзащиты России от 14 декабря 1994 г. № 249.;

Б) Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ;

В) Федеральный закон «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» от 24.11. 1995 №181 – ФЗ;

Г) Приказ Минздравсоцразвития РФ;

Д) нет верного варианта ответа.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: