Восстановительная стоимость основных средств

Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежат изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ и Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации. частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств (9; с.31 в редакции от 18.05.2002 № 45н).

Коммерческой организации разрешается производить переоценку объектов основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

 Начиная с 2011 года в связи с поправками в ПБУ 6/01, организации должны делать переоценку основных средств на конец отчетного года. Результаты проведенной по состоянию на конец отчетного года переоценки объектов основных средств, согласно приказа Минфина России от 24.12.2010 №186н, подлежат отражению в бухгалтерском учете обособлено. Если предприятие приняло решение о переоценке, то переоценка должна проводиться регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. Под восстановительной стоимостью основных средств понимают стоимость воспроизводства основных средств, то есть приобретение и строительство инвентарных объектов исходя из действующих цен на момент переоценки. Различие между первоначальной и восстановительной оценками заключается в том, что при оценке по первоначальной стоимости основные средства, приобретенные или созданные в разные годы, выражаются в ценах соответствующих лет, в то время как восстановительная стоимость отражает основные средства в ценах действующих на момент, когда производится их переоценка. Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на финансовый результат в качестве прочих расходов, зачисляется в финансовый результат в качестве прочих доходов. Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится финансовый результат в качестве прочих расходов. Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на финансовый результат в качестве прочих расходов (9; с.31 в редакции от 24.12.2010 №186н).......Увеличение стоимости основных средств, оборудования к установке и незавершенного строительства отражается следующими бухгалтерскими проводками:

 Кредит 83 субсчет «Переоценка»- Дебет 01 субсчет «Переоценка»-проведена дооценка основного средства;

 Кредит 02 субсчет «Переоценка»- Дебет 83 субсчет «Переоценка»-увеличена сумма амортизации при проведении дооценки;

 Кредит 01 субсчет «Переоценка»- Дебет 91 субсчет «Переоценка»-проведена уценка основного средства;

 -Кредит 91 субсчет «Переоценка»- Дебет 02 субсчет «Переоценка»- уменьшена сумма амортизации при проведении уценки.

 Для проведения переоценки основных средств могут привлекаться независимые оценщики. Основные требования, предъявляемые к оценщикам описаны в Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (3; с.31).

   

         3. УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

3.1 Учет поступления собственных основных средств                                    Согласно Постановлению Госкомстата РФ от 21 января 2003г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» основными документами по:

- приему, являются формы ОС-1, ОС-1а, ОС-1б, ОС-3;

- внутреннему перемещению ОС-2

- учету наличия и движения ОС-4, ОС-4а, ОС-4б;

-учету оборудования, подлежащего монтажу ОС-14, ОС-15;

- учет выявленных дефектов оборудования ОС-16.

 Поступающие основные средства принимает постоянно действующая или временно созданная комиссия, назначенная руководителем организации. Данная комиссия осуществляет контроль за правильностью и обоснованностью совершения операций с основными средствами.

 Акт о приемки- передачи основных средств применяется для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями для:

  а) включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, - в момент приобретения, для объектов, требующих монтажа, - после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию), поступивших:

        - по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды (если объект основных средств находится на балансе лизингополучателя) и др.;

        - путем приобретения за плату денежными средствами, изготовления для собственных нужд и ввода в эксплуатацию законченных строительством зданий (сооружений, встроенных и пристроенных помещений) в установленном порядке;

  б) выбытия из состава основных средств при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации.

Акт о приемке-передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений) (форма № ОС-1) составляется на один поступивший объект.

Акт о приемке-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений) (форма № ОС-1б) составляется на группу объектов, если они однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.

Акт о приемке-передаче здания (сооружения) (форма № ОС-1а) составляется соответственно при приобретении зданий и сооружений.

Для оформления приемки объектов основных средств приобретенных в розничной сети или при самостоятельном изготовлении, комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладная) приемки - передачи на каждый объект в отдельности или на группу объектов. Акт подписывают члены комиссии, а затем утверждает руководитель или другое уполномоченное лицо.

 При приеме-передаче объекта между организациями для включения в состав основных средств для организации-получателя или выбытия его из состава основных средств для организации-сдатчика оформляется общими документами по формам N ОС-1, ОС-1а, ОС-1б - для объекта основных средств, групп объектов или зданий, сооружений, которые утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров.

В актах указывают наименование объекта, его первоначальную стоимость, инвентарный номер, присвоенный объекту, место эксплуатации объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.

После оформления акт приемки - передачи передают в бухгалтерию предприятия. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и др.). Все сведения, отраженные в формах № ОС-1, ОС-1а, ОС-1б, бухгалтер должен отнести в инвентарные карточки или книгу.

Пообъектный учет основных средств ведется на инвентарных карточках либо по форме № ОС-6 (на каждый объект), либо по форме № ОС-6а (на группу объектов), либо в инвентарной книге по форме № ОС-6б. (для малых предприятий).

Инвентарная карточка (книга) применяется для учета наличия объекта или групп объектов основных средств, а также учета движения внутри организации. Ведется работником бухгалтерии и заполняется в одном экземпляре на каждый объект или группу объектов основных средств.

Записи в карточках производятся на основании актов о приеме-передаче и сопроводительных документов (технических паспортов заводов-изготовителей и др.). Прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов.

Акт о приеме (поступлении) оборудования форма № ОС-14 применяется для оформления и учета поступившего на склад оборудования, если планируется последующее его использование в качестве объекта основных средств. Акт № ОС-14 составляется в двух экземплярах, подписывается приемной комиссией и утверждается руководителем или уполномоченным лицом. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается на складе. Если невозможно качественно осуществить приемку оборудования, составляется предварительный акт на основании наружного осмотра. Зачисление готового к эксплуатации оборудования в состав основных средств организации оформляется формой № ОС-1 или ОС-1б.

Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж форма № ОС-15. Заполняет комиссия организации-заказчика, уполномоченная на передачу оборудования сторонней организации в монтаж. При проведении монтажных работ подрядным способом в состав приемной комиссии входит представитель подрядной монтажной организации. В получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается непосредственно в акте, и ему передается копия акта. Зачисление готового к эксплуатации оборудования в состав основных средств организации оформляется формой № ОС-1 или ОС-1б.

Дефекты в оборудовании, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытании, а также по результатам контроля, отражаются в акте о выявленных дефектах в оборудовании по форме ОС-16. Данные документ могут составлять собственные работники предприятия, если ревизию, монтаж или испытание оборудование производило структурное подразделение той же организации, которой принадлежит это оборудование, тогда акт составляется в одном экземпляре. Если эти работы выполняются монтажной организацией, то акт составляется в двух экземплярах его представителем. Первый экземпляр остается у монтажной организации, а второй передается представителю предприятия заказчика.

Приемку законченных работ по достройке и дооборудованию объекта, производимых в порядке капитальных вложений, оформляют актом приемки - сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов по форме № ОС - 3.

Если ремонт, реконструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя организация, то акт составляют в двух экземплярах (по экземпляру для обеих сторон).

Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) и другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение основных средств (форма ОС-2). Накладную выписывают в двух экземплярах работник цеха (отдела) - сдатчика. Первый экземпляр передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: