Факторы, влияющие на объем прибыли и характер ее формирования, можно подразделить на внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся: цены на производственные ресурсы, конъюнктура товарного и фондового рынков, система налогообложения предприятия, сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции, транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей и др.
К внутренним факторам относят: во-первых, объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции предприятия, жизненный цикл, продолжительность операционного цикла, сезонность производства и реализации продукции, система принятой учетной политики, амортизационная политика предприятия, неотложность инвестиционных программ, финансовый менталитет владельцев и менеджеров предприятия; во-вторых, факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др.).
|
|
Внешняя группа факторов играет в современных российских условиях первостепенную роль. Более того, эти факторы в основном определяют сферу функционирования предприятия, решение о расширении или сворачивании деятельности.
Резервы увеличения прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными источниками увеличения прибыли по обычным видам деятельности являются: увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта (Рисунок 1).
Резервы увеличения прибыли |
Увеличение доходов и сокращение расходов по обычным видам деятельности | Увеличение прочих доходов и сокращение прочих расходов |
Увеличение объемов продаж | Снижение себестоимости продукции | Увеличение операционных и внереализацион- ных доходов | Сокращение операционных и внереализацион-ных расходов |
Повышение отпускных цен | Оптимизация структуры продукции | Увеличение доходов от опера-ций с финансо-выми активами | Реализация нематериальных активов, имеющих спрос |
Поиск более выгодных рынков сбыта | Ускорение оборачиваемости оборотных средств | Реализация или сдача в аренду излишней или неиспользуемой части основных средств и иного имущества предприятия |
Оптимизация сроков реализации | Повышение качества товарной продукции |
Сокращение остатков нереализованной продукции |
Рисунок 1 – Схема резервов увеличения бухгалтерской прибыли
|
|