Методика педагогического требования

Педагогическое требование — это предъявление воспитаннику социально-культурной нормы отношения и поведения. На первом месте — отношение, поскольку от него зависит характер поведения. Именно отношение, а не поведение является объектом влияния педагога.

Формы предъявления педагогического требования разнообразны. Условно их можно разделить на группы:

1. Вербальные (транслируются посредством слов).

2. Невербальные (передаваемые без помощи слов).

Среди вербальных в свою очередь можно выделить:

• непосредственные;

• опосредованные.

К непосредственным относятся:

просьба в адрес собеседника, которая оформляется парадигмой «Прошу вас...» и сопровождается соответствующей мягкой интонацией;

совет, представляющий определенную свободу выбора человеку поступить так или иначе: «Я бы посоветовал вам...»;

рекомендация, подкрепляемая аргументами: «Я рекомендую (я настоятельно рекомендую) вам..., потому что...»;

деловое распоряжение, инструментуемое как волевое усилие и ограничивающее альтернативные вариации, но этически выдержанное: «Пожалуйста, откройте тетради...», «Пожалуйста, включите свет...» и т. п.;

приказ, имеющий жесткую инфинитивную форму глагола: «Принять...», «Уволить...», «Выполнить к...» и т. п.

Перечисленные формы не исчерпывают всего многообразия, но отражают динамику предъявления требования.

Опосредованные формы более многообразны, а следовательно, индивидуальны: рассказ, аналогия, вопрос, удивление, намек.

Важно, чтобы педагог отдавал, себе отчет в том, как реагируют на его воздействие дети и насколько воздействия продуктивны.

К невербальным формам относятся:

• пауза;

• мимическая выразительность;

• пластическая поза;

• интенсивность движения;

• экспрессия жеста.

Предъявляя требование, педагог должен разнообразить формы своего воздействия, подбирать оптимальный вариант воздействия, учитывая особенности психического и интеллектуального развития ребенка.

Технологические правила. Для формирования ценностного отношения ребенка к требованию необходимо:

доводить требование до логического конца: это не означает, что выполнение нормы нужно добиваться любой ценой;

подкреплять требование инструкцией (скрытой или открытой), так как дети могут еще не знать, как выполняется то или иное требование;

отбирать требования, соответствующие на данный момент развитию ребенка, то есть ориентироваться на индивидуальный уровень развития каждого школьника;

в том случае, когда ребенок находится в особом психическом состоянии, адресуемое ему требование приобретает форму акцентируемой детали (или системы деталей), которая позволяет переключить его внимание на деятельность, сопровождающую выполнение самого требования;

обращение педагога к детям должно иметь позитивную направленность: расширять сферу их деятельности, обозначать программу их действий, объяснять им то, чем они должны заняться. Так, обнаружив нарушение нормы со стороны детей (отвлекаются во время урока, разговаривают), педагог не запрещает, не пресекает их действия прямым указанием («Не крутитесь..., не разговаривайте..., перестаньте...»), так как в этом случае ограничиваются действия детей, и они не развиваются. Напротив, педагог увеличивает их активность, переводя ее в позитивное русло: «Пожалуйста, откройте книгу...», «Внимательнее посмотрите на доску. Какой вариант решения вы можете еще предложить?», «Прочитайте параграф, разбейте его на логические части, озаглавьте их».

В итоге — воздействие педагога, транслирующего требование, выстраивается как признание детства, забота о каждом ученике и его личностном развитии на основе учета индивидуальности и предоставления свободы выбора ребенку в сложившейся ситуации.

 

V. Алгоритм организации деятельности классного руководителя

По профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: