Обоснование и выбор системы защиты человека

Выбор системы защиты человека при проектировании рабочих мест и технологических процессов – сложная технико-экономическая задача. Она исходит из того, что затраты на обеспечение безопасности и страховые выплаты связаны с затратами на средства защиты. Качественная зависимость этих величин отображена на рис.6.9.

Рис.6.9.

На рис.6.9 обозначены:

ВРМ, ВТП – показатель безопасности рабочего места или технологического процесса,

V – затраты на средства защиты человека на рабочем месте или технологическом процессе,

J - страховые выплаты, связанные с травмами или гибелью людей.

Совместное решение функций      (6.14)

позволяет найти то значение затрат на безопасность, которое обеспечивает баланс между уровнем защиты и страховыми выплатами.

После того, как определена сумма средств на защиту, необходимо выбрать собственно систему защиты. Этот выбор исходит из того, какого уровня безопасности необходимо добиться при проектировании.

Известно, что качественная зависимость между средствами защиты, показателем безопасности и затратами на защиту могут быть представлены графиками рис.6.10.

Организационные меры – обучение, инструктажи и тому подобное повышают уровень безопасности, причём чем чаще они поводятся, чем качественнее обучение, тем большее влияние они оказывают на безопасность, тем больше затрат необходимо на их проведение.

Организационно-технические мероприятия предполагают затраты на плакаты, указатели, надписи, таблички, они также положительно сказываются на безопасности человека. Меры профилактики значительно дороже, но и эффект от них значительно выше.

Установка сигнализации предупреждает человека об опасностях и поэтому значительно повышает безопасность, хотя и требует существенных затрат.

Ручные средства защиты от параметров источников опасности значительно повышают уровень безопасности, но и требуют больших денежных средств.

Существенно эффективнее автоматические средства защиты по источникам опасности и рабочим местам, однако они требуют и существенных денежных средств.

Наиболее совершенными системами защиты являются, естественно, автоматизированные, но они требуют и больших денежных затрат.

Поскольку как по средствам , так и по ВТР могут быть приняты разные решения, они определяются экспертным методом, хорошо известным в практике.

25. Отчётность о травматизме.

Все организации должны сдать отчет о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях за 2008 год по новой форме.

Утверждена новая форма статотчетности № 7-травматизм «Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях».

Отчет представляют все юридические лица, кроме микропредприятий, осуществляющие все виды экономической деятельности, кроме: финансовой деятельности; государственного управления и обеспечения военной безопасности; образования; предоставления услуг по ведению домашнего хозяйства; деятельности экстерриториальных организаций.

При составлении формы должна быть обеспечена полнота заполнения и достоверность содержащихся в ней статистических данных. Раздел «Справочно» должен быть заполнен в обязательном порядке. В форме № 7-травматизм отражаются сведения о пострадавших при несчастных случаях на производстве. Сведения о затратах на мероприятия по охране труда показываются по данным бухгалтерского учета.

Показатели производственного травматизма изучают с помо­щью различных методов.

Статистический метод основан на анализе статистического материала по травматизму. Исходные данные для анализа содер­жатся в актах формы Н-1, в отчетах предприятий по формам № 7-т и 1-т. С помощью этого метода можно определить сравнительную динамику производственного травматизма за ряд лет. При этом используют несколько показателей.

Показатель частоты травматизма Пч представляет собой от­ношение числа травм (несчастных случаев) Т за отчетный период (с потерей трудоспособности за день и более) к среднесписочной численности работающих Р за тот же период, отнесенной к 1000:

Пч = 1000Т/Р.

Показатель тяжести травматизма Пт характеризует среднюю продолжительность временной нетрудоспособности и представля­ет собой отношение числа дней нетрудоспособности Д всех пост­радавших за учетный период к общему числу случаев Т1 за тот же период (без учета смертельных и инвалидных исходов, учитывае­мых отдельно):

Пт = Д/ Т1

Показатель потерь рабочего времени Пп (на 1000 работающих) за определенное время полнее характеризует состояние травматизма:

Пп = 1000 Д/Р.

Показатель летальности Пл обычно используют при анализе травматизма в больших подразделениях (в районе, области, рес­публике, в целом по системе агропрома) и определяют (на 10000 работающих) как отношение числа летальных исходов Л к средне­списочной численности работающих за идентичные периоды:

Пл = 10^4 Л/Р.

К разновидностям статистического метода относят групповой и топографический.

При групповом методе травмы группируют по однородным признакам: возрасту, квалификации и специальности пострадав­ших; видам работ; причинам несчастных случаев и т. п.

Пои топографическом методе несчастные случаи наносят условными-

знаками на план расположения оборудования в цехе или

Монографический метод состоит в детальном расследовании обстоятельств каждого несчастного случая (рабочего места, оборудования, технологического процесса и др.).

Эрг ономический метод заключается в комплексном изучении

человек — машина — производственная среда (с учетом метрических данных человека).

Экономический метод основан на определении экономического ущерба от травматизма и предназначен для выяснения экономической эффективности затрат на разработку и внедрение мероприятий по охране труда.

24. Содержание функций и операций управления безопасностью

Управление БЖД – организационное воздействие на систему «человек – окружающая среда» с целью перевода объекта в более надёжное (безопасное) состояние. Вопросы методики и управления безопасностью наиболее полностью решаются при использовании системного подхода.

Системный анализ – совокупность методологических средств для подготовки и принятия решения по сложным про- блемам безопасности. Системный подход предполагает, что процесс принятия решения должен начинаться с чёткого формулирования цели или целей. Рассмотрение проблемы предполагает её целостность, т.е. недопустимо какое-либо локальное решение, не

учитывающее особенности остальных составляющих системы. Необходимо параллельное рассмотрение и анализ нескольких альтернативных путей решения поставленной задачи, что позволяет выбрать оптимальный вариант достижения цели.

Функции управления БЖД:

1. Анализ и оценка состояния объекта.

2. Прогнозирование и планирование мероприятий для достижения целей и задач управления.

3. Непосредственное формирование управляемой и управляющей систем.

4. Организация системы контроля за управлением.

5. Определение эффективности управления.

6. Стимулирование работников, творчески решающих проблемы.

Методологическая последовательность при проектировании БЖД:

1. Декомпозиция проектируемых или существующих объектов на элементы.

2. Идентификация опасностей по каждому конкретному элементу.

3. Выявление потенциальных причин опасностей.

4. Количественная и качественная оценка опасностей.

5. Анализ альтернативных путей совершенствования.

6. Комплексная оценка объектов по параметрам безопасности.

7. Оценка эффективности принятых решений.

42. План ликвидации ЧС.

Планирование ГО на предприятии (в учреждении, организации) включает составление: плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время, плана гражданской обороны, планов служб ГО, эвакокомиссии, приведения в готовность и действий невоенизированных формирований (все планы составляются на конкретный год).

Исходя из этого планируется текущая работа органов управления и служб по вопросам ГО и ЧС на год (период). Разрабатываются:

А. Текстуальные планы на формализованных бланках (основные разделы, наименование мероприятия (работы), ответственные исполнители, сроки и отметка о выполнении). Среди них планы работы: комиссии по чрезвычайным ситуациям с календарным планом основных мероприятий; штаба ГО с таким же планом: служб и формирований ГО.

Б. Комплект документов планирования и учета обучения по вопросам ГО и ЧС. В том числе: организационный приказ председателя КЧС - руководителя предприятия (учреждения, организации) по обучению. В нем определяются количество групп, их списочный состав и руководитель: какие виды учений и тренировок и в какие сроки провести с органами управления, невоенизированными формированиями и на предприятии в целом; какими руководящими (нормативными) документами пользоваться при организации обучения; сроки разработки материалов и представления их на утверждение. Составляются также документы по планированию и учету всех видов обучения в штабе ГО, в служебных и невоенизированных формированиях (программы, расписания занятий, журналы учета занятий по группам и в формированиях; организационные приказы и комплект документов по Проведению учений и тренировок). Наконец, разрабатывается план создания и наращивания учебно-материальной базы.

В. Приказ председателя КЧС (руководителя предприятия) о финансовом и материальном обеспечении мероприятий комиссии по чрезвычайным ситуациям и штаба ГО.

В планах обычно указываются: документы, которыми следует руководствоваться при планировании; сроки разработки документов; перечень и характеристика химически, взрыво-, пожаро-, радиационно. эпидемиологически опасных объектов, последствия аварий, на которых могут повлиять на жизнедеятельность объекта (возможные поражения людей, заражение территории, разрушения, возгорания элементов предприятия и т. п.); меры защиты, спасательные и другие неотложные работы, проводимые городом, административным и муниципальным округом, районом и потенциально опасным объектом в интересах данного предприятия; способы оповещения и получения информации об аварийных ситуациях. их предотвращения и локализации, а также принятия мер защиты; направления, способы частичной эвакуации (отселения) людей и ее обеспечение при авариях на химически опасных объектах; отражаются информация о способах радиационной, химической, инженерной, пожарной и медицинской защиты: вопросы взаимодействия органов управления, сил и средств.

Характеристика предприятия и состояния на нем ГО обычно оформляется следующим образом. Вычерчивается схематический план предприятия, на котором отображаются мероприятия и состояние ГО, а в легенде к нему в виде инженерной и пожарной карточек описывается состояние всех элементов объекта. Указываются здания (цеха) с их характеристиками: типы и количество СДЯВ в элементах предприятия; защитные сооружения; коммуникации; склады и открыто размещенные легковозгораемые материалы; взрыво- и пожароопасные технологические трубопроводы на эстакадах и системы пожарного, а также производственного водоснабжения; другие элементы, аварии на которых могут угрожать людям, затруднить ведение спасательных и

38. Структура управления безопасностью

Управление безопасностью имеет три направления:

1. Управление охраной окружающей природной среды.

Основой управления охраной окружающей среды являются законодательные и подзаконные акты, рассмотренные выше, которые предполагают единую систему управления в стране, а также международное сотрудничество в области охраны природы.

Управление ООС базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. Мониторинг осуществляет наблюдение за антропогенными изменениями, а также за естественной малоизмененной природой. В системе различают три уровня: санитарно-токсический, экологический и биосферный.

2. Управление охраной труда

Организация и координация работ по охране труда возложена на службы (или инженера) охраны труда. Кроме того, эта служба в соответствии с Рекомендациями по организации работы службы охраны труда проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, совместно с соответствующими службами предприятия разрабатывает мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также организует их внедрение; организует работу на предприятии по проведению проверок технического состояния здании, сооружений, оборудования цехов на соответствие их требованиям безопасности, аттестации рабочих мест в части условий труда и техники безопасности, по обеспечению здоровых условий труда; проводит вводный инструктаж и оказывает помощь в организации обучения работников по вопросам охраны труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004—90 и действующими нормативными документами, участвует в работе аттестационной комиссии и комиссий по проверке знаний инженерами, техниками и служащими правил и норм по охране труда, инструкций по технике безопасности, а также выполняет некоторые другие функции.

3. Управление ЧС

Управление ЧС обеспечивается единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Система принята правительством РФ 21.11.95 г. РСЧС объединяет органы государственного управления РФ всех уровней, различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с обеспечением безопасности и защиты населения, предупреждением, реагированием и действиями в ЧС. РСЧС обеспечивает координацию сил и средств этих органов управления и организаций по предупреждению ЧС, защите населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и применении возможным противником современных средств поражения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: