Акцентуация характера

Акцентуацией называют отдельные черты характера, выделяющиеся в личности выше среднего уровня. Например, человек с педантичной акцентуацией характера будет стремиться к совершенству при выполнении любой работы, будь то правительственное задание или мытье тарелок после обеда. Он несколько раз проверит перед уходом, выключил ли электричество, запер ли входную дверь на замок и т. д. и т. п. Акцентуация ни в коей мере не является патологией. Если человек испытывает нервно-психические нагрузки, затрагивающие эту усиленную черту характера, он становится чрезмерно уязвимым. Современными исследованиями доказано, что наибольшая агрессивность присуща детям, обладающим циклоидной, эпилептоидной и лабильной акцентуациями характера. Расшифруем термины:
- "лабильность" - это невероятная скорость протекания нервных процессов, склонность к частой смене эмоций и импульсивности действий;

- "циклоидность" означает склонность к резкой смене настроения в зависимости от внешней ситуации;

- "эпилептоидность" подразумевает недостаточную управляемость, педантичность и конфликтность, склонность "застревать" в ситуации.

Ребенок с лабильной акцентуацией характера будет находиться в постоянном поиске новых впечатлений и легко поддаваться влиянию окружающих. Собственного независимого взгляда на вещи у него нет. Он не умеет самостоятельно думать и тем более планировать действия. Напротив, ему свойственно действовать под влиянием момента, необдуманно и порой совершенно безрассудно. Такой ребенок предпочтет подчиняться, а не вести за собой, он никогда не будет заводилой в играх со сверстниками. Он легковерен и все, что ему говорят, принимает за чистую монету. Если вы отмечаете, что ваш ребенок чрезвычайно доверчив, склонен к импульсивным действиям под влиянием момента, легко поддается влиянию любого находящегося рядом человека, не способен оценивать свои поступки и выдает бурные, но непродолжительные и поверхностные эмоциональные реакции, - велика вероятность, что он обладает лабильной акцентуацией характера. Такой ребенок может проявлять агрессивность от страха, поддавшись влиянию другого человека, либо из желания не выделяться из своей группы, быть как все.

Циклоидная акцентуация характера отличается сменой периодов хорошего настроения периодами уныния и депрессии. То бурная радость, то не менее бурная печаль, постоянные эмоциональные перепады - из одной крайности в другую. Если ваш ребенок склонен к резкой смене настроений в зависимости от ситуации, или же его настроение и душевное состояние часто меняются без всякой видимой причины, - вероятно, он обладает циклоидной акцентуацией характера. Поведение ребенка в таком случае непредсказуемо и часто противоречиво. При этом ребенок никак не может достичь эмоционального равновесия, что раздражает его и предрасполагает к проявлениям агрессии.

Эпилептоидная акцентуация характера изначально предполагает крайнюю степень раздражительности и неспособность хоть сколько-нибудь сдерживать свои эмоции. В этом случае можно говорить уже не об агрессивных проявлениях, а о настоящей агрессии. Дети с эпилептоидной акцентуацией характера с самого раннего детства не переносят критики в свой адрес, нетерпимы к мнению окружающих. Они совершенно уверены, что правы могут быть только они. И потому любое мнение, отличное от собственного, встречают в штыки. Они невероятно вспыльчивы, под влиянием гнева ругаются, громко кричат, визжат, плюются, кусаются и дерутся. При этом они совершенно не контролируют свои действия. В детском саду и школе их характеризуют как детей импульсивных и конфликтных. Они трудно управляемы, поскольку не слушаются старших; под влиянием импульса склонны к побегам из дома.

Социально-биологические причины

Вполне естественно, что мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки. Согласно бытующим в нашем обществе стереотипам, особенно укрепившимся за последние десять-пятнадцать лет, мужчина должен быть грубым и агрессивным, в общем, "крутым". Неагрессивные дети в школе уже воспринимаются как редкость. Приходится родителям настраивать своих детей к тому, чтобы давали сдачи, поскольку иначе они просто не смогут "вписаться" в "мужское общество", в котором одной из основных ценностей является умение постоять за себя. Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться "белыми воронами" и изгоями в значимой для себя группе, среди одноклассников или друзей по уличным играм.

Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Нередко агрессивные реакции детей бывают обусловлены установками, предрассудками и системой ценностей значимых для них взрослых. Например, дети из семей, в которых отношение к людям зависит от их положения на иерархической лестнице, от своеобразной "табели о рангах", способны сдержаться, когда их отчитывает учитель, но нахамят уборщице, гардеробщице или дворнику. Хорошо, когда в семье финансовое благополучие. Но если члены семьи измеряют все количеством денег, их дети начинают неуважительно относиться ко всем, кто зарабатывает мало. Это проявляется в вызывающем поведении в школе, в демонстративном пренебрежении по отношению к учителям.

Детям, особенно подросткам, свойственно делить всех людей на "своих" и "чужих". К сожалению, это нередко приводит к откровенной агрессии против "чужаков". На Западе существует такое явление, как подростковые банды. У нас в стране это явление не приобрело таких масштабов, хотя когда-то были "схватки боевые" в масштабах "двор на двор", да и теперь сложившиеся компании могут враждовать друг с другом. Дети, как губка, пропитываются всем, что можно назвать "семейными установками". Именно поэтому очень тревожит факт агрессивного поведения детей, вызванного расовыми предрассудками или расовой неприязнью.


Заключение

При нормальном ходе развития ребенок в дошкольном возрасте переходит к усвоению правил социального взаимодействия и кооперации, у него возникает потребность в социальном соответствии, он приобретает способность перешагнуть эгоцентризм своего восприятия и чувствования, способность к сопереживанию, повышается производительность поведения, осознанности целей. Условия жизни ребенка, закрепляющие у него агрессивные установки и способы реагирования, оказываются серьезной преградой на пути развития системы социальных взаимоотношений ребенка. Эта разновидность агрессии у дошкольников очевидно, наиболее тесно связана с формированием агрессивности как личностной черты. При этом представляется очевидным что разработка эффективной программы профилактики и коррекции негативных сторон поведения и личностного неблагополучия ребенка должна быть осуществлена в рамках общей позитивной программы содействия развитию личности дошкольника.
    Детей с агрессивным поведением в дошкольном возрасте гораздо больше, чем детей, в отношении которых реальной представляется угроза искаженного формирования личности, детей, агрессивных в истинном смысле этого слова. Изменив свое отношение к детской агрессии, поняв, что агрессия дошкольников — это такая же просьб о помощи, как слезы и слова, мы делаем шаг навстречу ребенку, которому требуется наше участие, чтобы понять этот сложный мир и научиться в нем жить, научиться созидать его. Требуется, потому что он — ребенок.
Итак, агрессивные действия наблюдаются уже у маленьких детей, и по мере взросления детей можно отметить устойчивость выраженности агрессивности, т.е. агрессивный ребенок, скорее всего, вырастет агрессивным взрослым. Это позволяет предположить, что уровень агрессивности представляет собой врожденную характеристику человека, которая, имея под собой благодатную социальную почву, становится устойчивой личностной чертой.



Приложение

Дет­ский пси­хо­лог Эд­ви­га Антье в кни­ге «Аг­рес­сив­ность» объ­яс­ня­ет при­чи­ны аг­рес­сив­но­го по­ве­де­ния де­тей раз­ных воз­рас­тов и со­ве­ту­ет ро­ди­те­лям, как луч­ше по­сту­пить, столк­нув­шись с по­доб­ны­ми ре­ак­ци­я­ми ре­бен­ка.

Дo 1 го­да

При­чи­ны аг­рес­сии: го­лод, ки­шеч­ные ко­ли­ки, страх, чувст­во не­за­щи­щен­нос­ти, по­треб­ность в по­сто­ян­ном под­тверж­де­нии ма­те­рин­ской люб­ви.

Спо­со­бы вы­ра­же­ния: плач, крик.

Что де­лать: кор­мить, брать на ру­ки, лас­кать, улы­бать­ся, раз­го­ва­ри­вать. Ча­ще бы­вать с ре­бен­ком; да­же на­хо­дясь до­ма, но­сить его на жи­во­те или спи­не в рюк­зач­ке или пе­ре­ме­щать за со­бой в стуль­чи­ке-ле­жан­ке.

Че­го не де­лать: не остав­лять пла­чу­ще­го ре­бен­ка без вни­ма­ния; не кри­чать на не­го; не успо­ка­ивать с по­мощью сос­ки; не пу­гать гром­ки­ми зву­ка­ми и рез­ки­ми дви­же­ни­я­ми; не на­вя­зы­вать ему свою во­лю в иг­ре.

1–1,5 го­да

При­чи­ны аг­рес­сии: не­до­вольст­во вво­ди­мы­ми огра­ни­че­ни­я­ми и за­пре­та­ми.

Спо­со­бы вы­ра­же­ния: упрям­ст­во, от­каз от еды и сна, ноч­ное про­буж­де­ние, плач.

Что де­лать: до­ход­чи­во и сдер­жан­но объ­яс­нять каж­дое свое «нет»; быть ав­то­ри­тет­ным, но не ав­то­ри­тар­ным ли­де­ром; по­ощ­рять, но кон­тро­ли­ро­вать дет­ское лю­бо­пыт­ст­во и ис­сле­до­ва­тель­ский азарт; при­хо­дить на по­мощь пла­чу­ще­му ре­бен­ку со всей воз­мож­ной по­спеш­ностью.

Че­го не де­лать: ни­ког­да с си­лой не трясти ре­бен­ка за пле­чи (это мо­жет при­вес­ти к кро­во­из­ли­я­нию в мозг); не под­чи­нять се­бя пол­ностью его во­ле; не до­пус­кать, что­бы он по­дол­гу пла­кал.

1,5–3 го­да

При­чи­ны аг­рес­сии: на­чав­ша­я­ся са­мо­и­ден­ти­фи­ка­ция ре­бен­ка; кон­фликт не­удов­летво­рен­ных дет­ских же­ла­ний и по­треб­нос­тей с во­лей и взгля­да­ми ро­ди­те­лей.

Спо­со­бы вы­ра­же­ния: крик, уда­ры но­га­ми, щип­ки, уку­сы, ца­ра­панье, битье иг­ру­шек.

Что де­лать: не по­дав­лять ярость, а дать ей вы­плес­нуть­ся; при­зы­вать ре­бен­ка к по­ряд­ку спо­кой­но, до­бро­же­ла­тель­но и твер­до; боль­ше иг­рать с ре­бен­ком.

Че­го не де­лать: не вы­сме­и­вать ярость ре­бен­ка, не отве­чать аг­рес­си­ей.

Лет

При­чи­ны аг­рес­сии: не­уем­ная энер­гия, по­сто­ян­ная жаж­да по­зна­ния ми­ра и об­ще­ния; рев­ность к ма­те­ри.

Спо­со­бы вы­ра­же­ния: бран­ные сло­ва, плач, кап­ри­зы.

Что де­лать: боль­ше раз­го­ва­ри­вать с ре­бен­ком, но из­бе­гать мо­ра­ли­за­тор­ст­ва и но­та­ций; раз­ви­вать у не­го чувст­во юмо­ра. На­чи­ная с 5 лет боль­шинст­во де­тей осва­ива­ют но­вые, ме­нее вар­вар­ские спо­со­бы об­ще­ния.

Че­го не де­лать: не под­да­вать­ся на про­во­ка­цию и иг­но­ри­ро­вать бран­ные сло­ва, не сквер­но­с­ло­вить в при­сут­ст­вии ре­бен­ка; не остав­лять его на­дол­го од­но­го, а при­бе­гать к по­мо­щи дру­гих чле­нов семьи или при­гла­шать ня­ню.

Лет

При­чи­ны аг­рес­сии: ес­тест­вен­ная (воз­раст­ная) аг­рес­сив­ность.

Спо­со­бы вы­ра­же­ния: пе­ре­бран­ки со сверст­ни­ка­ми, воз­ня, дра­ки.

Что де­лать: на­пра­вить энер­гию ре­бен­ка на по­движ­ные иг­ры, за­ня­тия в сек­ци­ях и круж­ках; учить его об­ле­кать эмо­ции в сло­вес­ную фор­му; ори­ен­ти­ро­вать на со­ци­аль­ные цен­нос­ти; до­зи­ро­вать вре­мя про­смот­ра те­леп­ро­грамм и ком­пью­тер­ных игр.

Че­го не де­лать: не сты­дить ре­бен­ка, если он не су­мел по­бе­дить в дра­ке; не по­зво­лять ему смот­реть те­ле­пе­ре­да­чи со сце­на­ми чрез­мер­ной жес­то­кос­ти и на­си­лия; не по­ощ­рять увле­че­ние слиш­ком «кро­ва­вы­ми» ви­део­игра­ми.

 

Используемая литература:

1. Зденек Матейчик. Родители и дети. Москва, Просвещение, 1992

2. moikompas.ru

3. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003. – С.46-96.

4. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н /Д., 2006. – С. 99-109.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: