Глава 3. Регистрация субъектов хозяйствования в системе EORI

Одним из нововведений, заслуживающим внимания является внедрение с 1 июля 2009 г. в странах Европейского союза системы регистрации и идентификации субъектов хозяйствования – системы EORI (Economic Operator Registration and Identification). Осуществление торговли с третьими странами предусматривает использование участниками внешнеэкономической деятельности присвоенных регистрационных номеров EORI.

Каждая из стран — членов Европейского союза разрабатывает свою собственную национальную систему EORI, которая будет являться частью общей системы EORI Евросоюза.

В соответствии с предписаниями Постановления комиссии ЕС № 312/2009 от 16 апреля 2009 года, субъекты ВЭД подлежат однократной регистрации в системе EORI путем присвоения уникального идентификационного номера EORI, которым они обязаны будут пользоваться на территории всего Евросоюза во время проведения сделок и таможенных операций, для осуществления которых требуется их идентификация.

Субъекты хозяйствования из третьих стран (не являющиеся резидентами государств — членов ЕС) могут обратиться письменно за присвоением номера EORI в любой таможенный орган одного из государств - членов ЕС перед планируемым проведением на территории ЕС таможенных операций, либо обратиться с просьбой о присвоении номера EORI в ходе проведения первой таможенной операции, для осуществления которой необходимо воспользоваться номером EORI (в соответ­ствии с законодательством ЕС) в случае, если ранее им не был присвоен данный номер в другом государстве — члене ЕС.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь информирован Главным таможенным управлением Государственной службы доходов Латвийской Республики и Таможенным департаментом при Министерстве финансов Литовской Республики о том, что если импортер или экспортер Республики Беларусь сам не ввозит или не вывозит товары, а составляет контракт на перевозку товаров с перевозчиком, в таком случае ему код системы EORI необязателен. Перевозчик, который будет вывозить товары с территории ЕС, в том числе в Республику Беларусь, или ввозить товар на территорию ЕС, в том числе из Республики Беларусь, должен с 01.07.2009 иметь код системы EORI. В таком случае перевозчик Республики Беларусь в транзитной декларации ЕС (книжке МДП) будет указан как исполнитель транзитной процедуры, а также такой перевозчик (либо его представитель) будет ответственным за подачу предварительной декларации о ввозе/вывозе товаров на территорию ЕС. Такой перевозчик должен иметь код системы EORI [11, с. 2].

Структура номера EORI выглядит следующим образом: 2-буквенный код, обозначающий государство + 10 цифр + 5 букв, всего 17 знаков, например:

BY1234567890ABCDE

Введение кода EORI позволит облегчить работу таможенных органов по взаимодействию с субъектами хозяйствования, ускорить их идентификацию и создаст общеевропейскую базу данных о таких субъектах. Однако код EORI будет полезен не только для таможенных органов, но и для самих субъектов хозяйствования, которые смогут получить информацию о контрагентах в системе DDS (Data Dissemination System – система распространения данных Европейского союза) в сети Интернет на сайте Европейского союза по адресу: www.ec.europa.eu.

Следует уточнить, что такая проверка данных представится возможной лишь в том случае, если данный субъект хозяйствования при регистрации в системе EORI дал согласие на обнародование такой информации. При отсутствии таких данных на сайте можно проверить действительность кода EORI и его принадлежность [12, с. 89].

Такая информация является особенно ценной, если субъекты хозяйствования вступают в отношения впервые, не имея информации о деловой репутации друг друга. Наличие возможности её проверки у такого авторитетного источника как таможенная система Европейского союза позволит взаимодействующим фирмам избежать рисков в работе с недобросовестными контрагентами.

Заключение

В настоящей работе упомянуты лишь некоторые нововведения в области организации таможенного дела, связанные с облегчением выполнения различных таможенных формальностей и процедур. Однако на их примере в национальной и мировой таможенной системе можно проследить основную тенденцию, ведущую к упрощению таможенных формальностей, а также экономии средств и времени вследствие развития и внедрения информационных технологий в таможенное дело.

Основными мотивами, которые побуждают к созданию инноваций, являются экономические, финансовые и временные аспекты организации таможенного дела, что связано с ростом внешнеэкономической активности между странами, что, в свою очередь, продиктовано глобализацией мировой экономической системы в целом. Игнорирование мировых тенденций может просто оставить страну «не у дел», что приведёт к её изоляции, и, как результат, к падению экономической активности и торможению развития всей экономической системы государства в целом.

Существуют два источника, которые создают базу для того или иного нововведения:

 - собственный опыт в конкретной сфере деятельности;

 - заимствование.

Во всех рассмотренных в настоящей работе случаях речь идёт о явлениях принципиально новых, не существовавших ранее, поэтому материал для написания научной работы достаточно ограничен, однако данное обстоятельство только повышает ценность такой работы.

Список литературы к реферату

1. Таможенный кодекс Республики Беларусь 4 января 2007 г. № 204-З // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 2/1301 // Опубликовано в издании «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» 2007 г. – № 17, 2/1301.

2. О статусе «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности». Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 40. // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 1/11115 // Опубликовано в издании «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» 2009 г. – № 277, 1/11115.

3. Об утверждении инструкции о порядке присвоении статуса «добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» и инструкции об особенностях таможенного оформления в таможенном режиме выпуска для свободного обращения товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь». Постановление государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30 марта 2004 года № 28 // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 7/8441 // Опубликовано в издании «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» 2004 г. – № 413, 7/8441

4. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. ЭКОНОМИКС / Campbell R. McConnell, Stanley. L. Brue ECONOMICS; издание 14-е, ИНФРА-М. – 2003. – 983 с.

5. Пилюткевич В.С. Таможенное дело. Учеб. пособие / В. С. Пилюткевич. – Гродно. – Изд. ГрГУ. – 2002. – 131 с.

6. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Минск: -- Книжный Дом. – 2003. - 1312 с

7. Суровость таможенной либерализации... // Экономическая газета. Выпуск № 52 (769) от 13.07.2004.

8. Статус «Добросовестный участник ВЭД». Анализ нововведений // Таможенный вестник. № 1 (163) январь, 2010. – Белтаможиздат. – 2010. – 54 с.

9. Статус «Добросовестный участник ВЭД». Анализ новаций в практике присвоения // Таможенный вестник. № 2 (140) февраль, 2008. – Белтаможиздат. – 2008. – 54 с.

10. Условия подключения к национальной системе электронного декларирования» // Таможенный вестник. № 10 (160) октябрь, 2009. – Белтаможиздат, -- 2009. – 54 с.

11. О введении Европейским союзом с 01.07.2009 регистрации субъектов хозяйствования в системе EORI // Таможенный вестник. № 1 (157) июль, 2009. – Белтаможиздат, – 2009. – 36 с.

12. С 1 июля номер EORI становится обязательным для предпринимателей, занимающихся внешней торговлей // Вестник. № 6, июнь 2009. – Издательство Эстонской Торгово-Промышленной палаты. – 2009. – 48 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: