Психологические причины неуспешных выступлений учеников

 Практика обучения музыке показывает, что причины неуспешных выступлений учеников весьма разнообразны. При этом их все же можно свести в две основные группы ошибки в ходе подготовки произведения к исполнению на сцене и недостаточное внимание педагогов к особенностям личности ученика. Неправильная оценка уровня подготовленности ученика к выступлению, - то есть, когда ученик выступает с не до конца готовым произведением. Отсюда весьма слышимый переход между фрагментами разной степени выученности, также сложности усугубляются тем, что художественные и технологические сложности превышают уровень исполнительский уровень ученика. Завышенная оценка успехов ученика: когда освоение им трудных в техническом отношении фрагментов произведения представляется педагогу весомым основанием для исполнения на сцене, несмотря на определенную недоработанность в музыкально-образном плане. Недостаточное внимание педагогов к повышенной напряженности нервно-психического состояния ученика перед выходом на сцену. Если не будут приняты меры для нормализации состояния, то на сцене ученик потеряет привычное ощущение исполнения, а также восприятие течения времени при исполнении. Это может проявляться по-разному: одни начинают все играть в очень быстром темпе (подсознательное желание скорее выйти из неблагоприятных условий), другие, наоборот, действуют необычайно медленно, с большим трудом осуществляя исполнительское действие. 

 

Выучивание произведения путем механического зазубривания текста, - при любой случайной ошибке такая подготовка приводит к расстройству успешно начатого выступления.

 Плохую службу может оказать непродуманное руководство учеником в заключительный период подготовки к выступлению. Если в последний день перед выступлением проводятся многочисленные репетиции и напряженные занятия, то исполнитель лишается значительного количества энергии, необходимого для выступления. Серьезной помехой успешному выступлению может оказаться неверная методика занятий: использование большого числа не всегда необходимых многообразных дополнительных упражнений, множества излишних аппликатурных вариантов, а также слишком долгое исполнения сочинения в медленном темпе.

 

Причинами сценического волнения выступают также особенности личности ученика:

· одни из них обладают сильным типом нервной системой, другие слабой;

· У одних - "внутренний контроль" за деятельностью, у других "внешний"

· одни характеризуются экстравертированностью, другие интровертировнностью.

· Одним свойственна адекватная самооценка, другим неадекватная.

 

Сила нервной системы человека-это такое ее свойство, которое характеризует функциональную выносливость, работоспособность нервных процессов. У исполнителя с сильным типом нервной системы волнение может вызвать повышенное напряжение мышц, ускоренное сердцебиение, проявление значительного энергетического потенциала, субъективное ощущение ускорения течения времени (временные промежутки кажутся короче, чем это есть на самом деле, - они подсознательно торопят время, стремясь быстрее начать выступление и сократить ожидание). Во время исполнения с успехом выполняют все технические трудности, но весьма поверхностно выполняют нюансировку, не всегда успевают донести музыкальный образ произведения.

 

Для исполнителя со слабым типом нервной системы волнение связано с другими явлениями. У них, в отличие от обладателей сильного типа, наблюдается дефицит энергетического потенциала, низкая температура рук и пальцев, течение времени для них замедляется, так что момент выхода на сцену, до которого казалось еще долго, наступает неожиданно быстро. Ученик с трудом справляется с техническими сложностями, но более полноценно осуществляет динамику, качественно озвучивает выразительные моменты фразировки.

 

Психологические исследования и жизненные наблюдения за поведением людей свидетельствуют о том, что одни люди склонны приписывать ответственность за итоги своей активности внешним силам (внешний контроль). Другие же считают, что результаты выполняемой ими деятельности определяются их собственными способностями (внутренний контроль). Для человека с внутренним контролем характерна большая уверенность в себе, последовательность, неотступность в стремлении, интерес к самопознанию, эмоциональная  устойчивость, доброжелательность. Для человека с внешним контролем характерна неуверенность в себе, недоверие к собственным воззрениям, желание отсрочить на неопределенное время осуществление своих побуждений.

 

Ученики с внутренним контролем по отношении к своей деятельности отличаются уверенностью в себе. Им необходимо разъяснить все аспекты поставленной задачи и способы ее решения в ходе выступление на сцене. Им свойственно проявление устойчивого внимания к замечаниям и предложениям педагога.

Ученики с внешним контролем по отношению к себе и своей деятельности мало уверены в своих силах и во многом надеются на случай. Им необходимо ободрение и поддержка педагога для снятия излишней тревоги за будущий результат. Перед выходом на сцену они не способны конструктивно осмысливать предложения педагогов, требующих незначительных изменений исполнения, поскольку держаться за то, что уже было отработанно в классе. Сразу после исполнения, ученик находится еще под влиянием сценического волнения, и не имеет возможности рационально воспринимать указания на недостатки исполнения. Поэтому все замечания, связанные с тем, что и в какой мере удалось показать на сцене, а что не удалось, следует оставить на другой день.

 

Серьезное значение для накопления у ученика опыта поведения на сцене имеет определенная периодичность выступлений. При этом нужно иметь ввиду, что слишком частые выступления ведут к снижению исполнительского уровня вследствие того, что за короткие сроки трудно восстанавливать качество профессионального умения. В тоже время слишком редкие выступления не содействуют поддержанию необходимой сценической формы и каждый выход к слушателям требует специально организованной подготовки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: