Правовыми основами охраны здоровья в России прежде всего является основной закон государства – Конституция Российской Федерации.
В соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения.
Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным
Советом Российской Федерации в 1991 году, провозгласила, что каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. Государство принимает меры, направленные на развитие всех форм оказания медицинских услуг, включая бесплатное и платное медицинское обслуживание, а также медицинское страхование, поощряет деятельность, способствующую экологическому благополучию, укреплению здоровья каждого, развитию физической культуры и спорта (ст.25).
Установленные Основами законодательства об охране здоровья граждан нормы, касающиеся прав пациентов, полностью корреспондируются с правами граждан, изложенными в Законе Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», принятом Верховным Советом РФ в 1991 году, с изменениями и дополнениями в редакции от 2 апреля 1993 года
№4741-1. Принятие закона создало новую правовую ситуацию.
Закон предусматривает два равноправных участника (страховщика и лечебно-профилактическое учреждение) договора на предоставление гражданам лечебно-профилактической помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Если нарушение прав граждан трактуется как нарушение договорных обязательств, то за этим следуют санкции в соответствии с разделом договора
«Ответственность сторон», предусматривающие штрафы, а не дисциплинарные взыскания, на которые в лучшем случае мог рассчитывать пациент при государственно-административной системе организации здравоохранения.
Реализация государственной политики в области обязательного медицинского страхования в соответствии с законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», возрастающее число обращений граждан в территориальные фонды ОМС, их филиалы, страховые медицинские организации определяют необходимость проведения последовательных действий по обеспечению защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования, развития системы вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи как важнейшей и основной части защиты прав пациентов.
Сравнение национальных систем здравоохранения
По идентификационным признакам
Идентификационный признак | Россия | Германия | США | Япония | Велико-британия |
Преобладающая система здравоохранения | |||||
Форма собственности Метод управления Технология управления | Государственная Директивный Централизованная | Государственная Директивный Централизованная | Частная Самоуправление Децентрализованная | Государственная Директивный Централизованная | Государственная Директивный Централизованная |
Источник финансирования Метод управления риском | Бюджет Гарантия | Страховой фонд, бюджет Страхование, гарантия | Страховой фонд, выручка Страхование, компенсация | Страховой фонд, бюджет Страхование, гарантия | Страховой фонд, бюджет Страхование, гарантия |
Дополняющая система здравоохранения | |||||
Форма собственности Метод управления Технология управления Источник финансирования Метод управления риском | Частная Самоуправление Децентрализованная Страховой фонд, выручка Страхование, компенсация | Частная Самоуправление Децентрализованная Страховой фонд, выручка Страхование, компенсация | Государственная Директивный Централизованная Бюджет Гарантия | _ _ _ _ _ | Частная Самоуправление Децентрализованная Страховой фонд, выручка Страхование, компенсация |