Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы

 

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы устанавливается на основании подпункта «ч» п. 1 ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Плательщиками налога являются юридические лица – предприятия и организации всех организационно-правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы предприятий (другие обособленные структурные подразделения), осуществляющие свою деятельность на территории, подведомственной представительному органу власти.

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, его конкретные ставки, льготы по налогу устанавливаются представительными органами власти в размере, не превышающем 1,5% объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории.

Порядок исчисления и уплаты налога в целом идентичен порядку исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в дорожные фонды.

Кроме того, при исчислении суммы налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы расходы предприятий и организаций на эти цели, рассчитанные исходя из норм, установленных местными органами власти, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе этих предприятий и организаций или финансируемых ими в порядке долевого участия, подлежат вычету непосредственно из самих сумм начисленного налога.

В случае недостаточности суммы исчисленного налога на покрытие указанных расходов предприятия и организации не будут являться налогоплательщиками этого налога.

При исчислении налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы объемом реализации по отдельным отраслям являются:

· для предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность (кроме заготовительных, снабженческо-сбытовых и торговых), – фактически полученная выручка от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акциза;

· для заготовительных, торгующих и снабженческо-сбытовых организаций – объем реализованных (выполненных) услуг, под которым следует понимать их валовой доход от реализации продукции. При этом для заготовительных и снабженческо-сбытовых организаций валовым доходом следует считать разницу между продажной и покупной стоимостью реализуемых товаров без НДС;

· по банкам и другим кредитным учреждениям налог исчисляется от суммы облагаемых доходов;

· по страховым организациям налог исчисляется от суммы поступления страховых взносов (премий), комиссионных вознаграждений по перестрахованию и других услуг, связанных со страховой и нестраховой деятельностью;

· по биржам налог исчисляется от сумм дохода, полученного в виде комиссионного сбора, вознаграждений со сделок, совершаемых на биржевых торгах, а также выручки, полученной от продажи и предоставления на ограниченный срок брокерских мест, платы за право участия в торгах, от стоимости информационно-коммерческих и других платных услуг.

Предприятия и организации, имеющие филиалы в других регионах, вносят указанный налог в соответствующие бюджеты пропорционально численности работающих или их фактической заработной плате в филиалах по согласованию юридического лица с исполнительными органами власти.

Расходы предприятий и организаций по уплате этого налога относятся на финансовые результаты деятельности предприятий.

Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, благоустройство территорий и другие цели

 

Данные сборы устанавливаются в соответствии с подпунктом «ж» п. 1 ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Введение целевых сборов на те или иные цели определяется органами власти для решения социально-экономических проблем, возникающих в регионе.

Плательщиками указанного сбора являются предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм – юридические лица осуществляющие свою деятельность на территории подведомственной местному органу представительной власти, который ввел этот сбор, включая филиал (обособленные структурные подразделения), расположенные отдельно от места регистрации юридического лица, а также граждане, проживающие на соответствующей территории, в дальнейшем именуемые «физические лица».

Предельный размер ставки сборов не может превышать размера 3% фонда заработной платы, рассчитанной от установленной законом минимальной месячной оплаты труда для юридического лица, и не более 3% от 12 минимальных установленных законом размеров месячной оплаты труда для физического лица на все виды целевых сборов по совокупности.

Представительные органы власти своими решениями могут устанавливать льготы по местным налогам и сборам в соответствии со ст. 10 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также освобождать от уплаты целевого сбора отдельных лиц или категорий плательщиков. Сроки уплаты целевых сборов устанавливаются представительными органами власти.

По решениям органов власти средства, поступившие в уплату целевых сборов, могут зачисляться на специальные счета местных бюджетов или во внебюджетные фонды и используются строго по назначению.



Налог на рекламу

 

Налог на рекламу является одним из самых существенных по объему поступающих платежей и возникает у предприятий и граждан, осуществляющих расходы по рекламе собственной продукции, работ и услуг.

Рекламой считается любая форма публичного представления товаров, работ, услуг через средства распространения информации. К средствам распростране­ния информации относятся:

· печать (газеты, журналы, каталоги, прейскуранты, справочники, отправления прямой печатной рекламы и другой печатной продукции);

· эфирное, спутниковое и кабельное телевидение;

· радиовещание;

· световые газеты (бегущая строка, световая фиксированная строка);

· иллюстративно-изобразительные средства (щиты, вывески, афиши, календари, плакаты и т. п.);

· аудио- и видеозапись;

· имущество юридических и физических лиц и др.

Юридическое и физическое лицо, от имени которого осуществляется реклама, именуется рекламодателем.

Место, на котором размещается реклама, именуется рекламным носителем.

Юридическое и физическое лицо, осуществляющее изготовление рекламы по заявке рекламодателя, именуется рекламоизготовителем, размещающее указанную рекламу на рекламных носителях – рекламораспространителем.

К рекламным услугам не относятся изготовление и распространение:

· информационных вывесок о режиме работы и правилах обслуживания потребителей, размещаемых в помещениях, используемых для реализации товаров, включая витрины;

· объявлений и извещений об изменении местонахождения организаций, номеров телефонов, телефаксов, телетайпов;

· объявлений органов государственной власти и управления, содержащих информацию, связанную с выполнением возложенных на них функций;

· предупреждающих табличек, содержащих сведения об ограничении производства работ, передвижений и т. д. в связи с особенностями данной территории или участка; прочих информационных сведений, объявлений, не содержащих характер рекламы.

Плательщиками налога на рекламу являются следующие рекламодатели:

· предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельны баланс, расчетный или иной счет, а также иностранные юридические лица;

· физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие свою деятельность на территории города.

Объектом налогообложения является стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг).

К расходам предприятия на рекламу относятся расходы на:

· разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.д.);

· разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки;

· приобретение и изготовление рекламных сувениров и т.д.;

· рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению и т. д.);

· световую и иную наружную рекламу;

· на приобретение изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и др.;

· хранение и экспедирование рекламных материалов;

· оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов, уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах;

· проведение иных рекламных мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью.

Не облагаются налогом услуги по рекламе, не преследующей коммерческие цели, включая рекламу благотворительных мероприятий.

Ставка налога на рекламу устанавливается в размере до 5% от стоимости (величины фактических затрат) рекламных работ и услуг у рекламодателя.

Налог на рекламу исчисляется исходя из установленной ставки налога и стоимости рекламных работ (услуг), определяемой исходя из фактически произведенных расходов в действующих ценах и тарифов без налога на добавленную стоимость.

Стоимость рекламных работ и услуг, оплаченных в иностранной валюте, для исчисления налога на рекламу пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка России, действующему на момент совершения хозяйственной операции.

Если рекламодатель производит рекламные работы самостоятельно, то стоимость таких работ для целей налогообложения определяется исходя из фактически произведенных прямых и косвенных расходов.

Юридические лица, являющиеся рекламодателями, ежеквартально представляют налоговым органам по месту своего нахождения в сроки, установленные для сдачи бухгалтерской отчетности, расчеты сумм налога, подлежащего перечислению в городской бюджет, согласно устанавливаемой форме.

Физические лица представляют налоговым органам расчет налога на рекламу за отчетный год одновременно с подачей деклараций о фактически полученных доходах от предпринимательской деятельности, но не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Налог на рекламу зачисляется в доход местного бюджета.

Если налоговым органом в результате проверке расчетов будет установлено, что налог на рекламу подлежит взносу в большей сумме, чем показано и расчете плательщика, уплата в бюджет доначисленных сумм налога по результатам перерасчета производится в 10-дневный срок со дня сообщения налоговым органом о сумме доплаты, а пеня начисляется по истечении срока, установленного для представления налогового расчета.

Излишне внесенная сумма налога на рекламу засчитывается в счет очередных платежей или возвращается плательщику налоговым органом в 10-дневный срок со дня получения его письменного заявления.

В целях правильности определения сумм налога на рекламу, плательщики ведут обособленный учет расходов по рекламе с выделением их на отдельном субсчете счете по учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Ответственность за правильность исчисления, полноту и своевременность перечисления сумм налога в бюджет возлагается на юридических и физических лиц являющихся плательщиками налога на рекламу.

Контроль за полнотой, правильностью и своевременностью внесения налога на рекламу осуществляется налоговыми органами.


2.5. Значение местных налогов и особенности их уплаты.

 

Местные налоги и сборы гарантируют финансовую поддержку при проведении таких важных для региона социальных решений, как содержание милиции и пожарной охраны, жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, организация рекламной деятельности, а также свободной торговли и других.

Виды местных налогов и сборов определены Законом РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации», последующими изменениями и дополнениями. Из Закона вытекают общие установки о плательщиках, о предельных размерах ставок, об источниках уплаты. Закон наделил органы власти на местах правами по введению налогов и сборов, определению категорий плательщиков, установлению ставок, порядка исчисления и сроков уплаты, а также по предоставлению льгот. Кроме того, местным органам власти Указом президента РФ №2268 (п. 7, 11) начиная со 2 квартала 1994г. было предоставлено право вводить дополнительные местные налоги и сборы [Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. -М.: Финансы, ЮНИТИ,1997.- с.203].

Налогоплательщик подлежит в обязательном порядке постановке на учёт в органах Государственной налоговой службы РФ. Вновь созданная либо возникшая в результате реорганизации налогоплательщик-организация обязана встать на учёт в налоговой инспекции не позднее 10 дней после её государственной регистрации. Налогоплательщик-организация, которая в соответствии с законодательством не подлежит государственной регистрации (представительство, филиал, а равно другое обособленное подразделение юридического лица), обязана встать на учёт в налоговой инспекции не позднее тридцати дней после принятия распорядительного акта об её создании либо реорганизации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Юридическое лицо может иметь обособленное подразделение (представительства, филиалы), расположенные вне места его нахождения. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами и должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Органам местного самоуправления предоставлено право на установление местных налогов и сборов на подведомственных территориях. Эти органы своими решениями о введении местных налогов и сборов утверждают положения о порядке исчисления и уплаты таких налогов, которыми определяют круг налогоплательщиков, решают вопросы предоставления льгот отдельным категориям плательщиков. Органы местного самоуправления вправе получать в местный бюджет предусмотренные законами РФ и законами субъектов РФ налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.

Таким образом, филиалы, представительства или другие обособленные подразделения юридического лица, составляющие отдельный баланс, имеющие в банке или ином кредитном учреждении текущий счёт являются самостоятельными плательщиками налогов, а за филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и текущего счёта, расчёты по исчислению и уплате местных налогов и сборов осуществляет юридическое лицо (головное предприятие).

Если из общего объёма налогооблагаемой базы невозможно определить её размер по каждому отдельному структурному подразделению (филиал, представительство и др.), то общая сумма выручки от реализованной продукции (работ, услуг) юридическим лицом распределяется по структурным подразделениям пропорционально численности в них работающих или фактически начисленной сумме заработной платы, а затем от этой доли исчисляется сумма налога, исходя из размера ставки, утверждённой органом местного самоуправления.

Исходя из расчёта доля начисленного налога на каждый филиал, по согласованию с исполнительной властью территорий, где расположены филиалы, перечисляет головное предприятие в согласованные сроки, в соответствующие бюджеты.

Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995г. № 660 «О порядке расчётов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения не имеющие отдельного баланса и расчётного (текущего, корреспондентского) счёта» утверждён порядок расчётов по уплате местных налогов и сборов юридическими лицами, имеющими в других регионах свои обособленные подразделения.

В Постановлении указано, что доля прибыли предприятий и организаций, включая организации с иностранными инвестициями, кредитные и страховые организации, которая приходится на структурные подразделения (не имеющие отдельного баланса и расчётного (текущего, корреспондентского) счёта), и по которой исчисляется налог, подлежит зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ по месту нахождения указанных структурных подразделений. Налог определяется исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов этих структурных подразделений соответственно в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов по организации в целом. (Письмо Госналогслужбы РФ от 07.12.98г. № ШС –6-01/865 "О некоторых особенностях расчётов юридических лиц и их обособленных подразделений по местным налогам и сборам") [Дадашев А.З. Черник Д.Г. Финансовая система России. - М.: ИНФРА-М, 1997.-248 с].

 

Глава 3. Система налогообложения и виды налогов на предприятии.

 

3.1 Организационно-правовая форма предприятия.

Главной отличительной чертой предприятий бытового обслуживания населения является особый характер создаваемых ими потребительских стоимостей-услуг бытового назначения:

· услуги, оказанные с созданием новых потребительских стоимостей (пошив одежды, обуви, вязание трикотажных изделий и т.д.)

· услуги связанные с восстановлением ранее созданных потребительных стоимостей (всякого рода ремонт одежды, обуви, мебели, бытовой техники, химическая чистка одежды и др.)

· услуги личного характера, направленные непосредственно на человека или на окружающие его условия и в предметах потребления не финансируемые (парикмахерские услуги и т.д.)

Октябрьское предприятие ООО "Служба быта" представляет эти услуги, но и также старается, не только организовать их производство (изготовление, ремонт), но и осуществляет обслуживание заказчика: прием индивидуального заказа, согласование пожеланий клиента, информацию о ходе выполнения заказа, примерку, выдачу готового заказа, выезд мастера на дом и т.п.

Организационно-правовая форма предприятия частная. Предприятие действует как самостоятельное юридическое лицо, имеет свой расчетный счет, штампы и печати, необходимые для осуществления производственной деятельности. Предприятие имеет устав общества с ограниченной ответственностью зарегистрированный 19 мая 1993 года за №232/4. В устав были внесены изменения за №477-ЭК от 13.03.95г. и №1158-ЭК за 11.02.99г. У предприятия есть свидетельство о праве собственности №502 от 20 августа 1993г., также есть свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, выданное 28.06.93г.

Предприятие имеет регистрацию в городском правлении статистики, и имеет паспорт хозяйствующего субъекта №23.082 от 29.03.95г.               3.2 Действующая система налогообложения на предприятии

ООО "Служба быта".

Все налоги предприятие ООО "Служба быта" выплачивает ежемесячно в бюджет.

Динамика перечислений налогов в бюджет различных уровней на п/п ООО "Служба быта".

№ п/п Виды налогов 1998г. (руб.) 1999г. (руб.) Темп роста (%) налоговых перечислений
1 Налог на прибыль 17885 17167 0,9
2 Арендная плата за землю 5526 6305 1,1
3 Налог на имущество 11971 11705 0,9
4 Подоходный налог 11313 16383 1,4
5 Налог на пользование автодорог 10461 10566 1
6 ЖКХ 4023 4006 0,9
7 НДС 80469 81201 1
8 Налог с продаж - 2357 -
9 Налог в пенсионный фонд 49678 53434 1
10 Фонд занятости 2240 2429 1
11 Медицинская страховка 5376 5829 1
12 Социальная страховка 8065 8744 1
  Всего: 207007 220126 1
  Выручка 417,2 562,3 1,3

Из данной таблицы, мы видим, что темп роста налога на прибыль снизился в 1999 году, в связи с низкой реализацией продукции. Арендная плата за землю повысилась, в связи с увеличением ставки за арендную плату. Налог на имущество снизился в 1999 году, в связи с тем, что у предприятия была переоценка имущества. Подоходный налог увеличился в связи с увеличением совокупного дохода.

ЖКХ снизился в 1999 году, в связи с уменьшением ставки. НДС увеличился в 1999 году в связи с увеличением реализации продукции. Налог с продаж был введен только с 1999 года. Социальные налоги увеличились в 1999 году, в связи с увеличением прибыли предприятия.

 

3.3.Производственно – правовая и учетная характеристика предприятия.

 

 Экономико – правовая характеристика предприятия

 ООО «Служба быта» является обществом открытого типа. Общество имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе, включая имущество, переданное ему акционерами в счет оплаты акций. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде. Вмешательство в административную и хозяйственную деятельность общества со стороны государственных, общественных и других организаций не допускается, если это не обусловлено их правами по осуществлению контроля и ревизии согласно действующему законодательству.

Органами управления общества являются:

- общее собрание акционеров;

- совет директоров;

- генеральный директор (единоличный исполнительный орган);

- правление (коллегиальный исполнительный орган);

- ликвидационная комиссия.

Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества является ревизионная комиссия (ревизор).

Совет директоров, генеральный директор, ревизионная комиссия избираются общим собранием акционеров. Ликвидационная комиссия при добровольной ликвидации общества избирается общим собранием, а при принудительной ликвидации комиссия назначается судом (арбитражем). Правление утверждается советом директоров по представлению генерального директора общества.

Общество хранит следующие документы:

1. Устав общества, изменения и дополнения к уставу;

2. Документы,подтверждающие права Общества на имущество находящееся на его балансе;

3. Внутренние документы Общества;

4. Положение о филиале или представительстве Общества;

5. Годовой финансовый отчет;

6. Проспект эмиссии акций Общества;

7. Документы бухгалтерского учета;

8. Документы финансовой отчетности;

9. Протоколы общих собраний Общества,заседаний Совета директоров общества;

10. Список аффилированных лиц Общества с указанием количества и категорий принадлежащих им акций;

11. Заключение ревизионной комиссии Общества;

12. Иные документы,предусмотренные Законом «Об Акционерных обществах».

Общество ежегодно опубликовывает в средствах массовой информации следующие документы:

1. Годовой отчет Общества, счет прибыли и убытков, бухгалтерский баланс;

2. Проспект эмиссии акций Общества;

3. Сообщения о проведении общего собрания акционеров

Важнейшими задачами действующего ООО являются:

1.Получение дохода;

2.Обеспечение потребителей продукции предприятия;

3.Недопущение сбоев в работе предприятия;

4.Обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;

5.Охрана окружающей среды.

Показатели 1999 г. 2000 г. Изменение в 2000 г. по сравнению с 1999 г. (+,-)
1 2 3 4
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (тыс. руб.) 69438 55309 - 14129
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (тыс. руб.) 58078 45628 -12450
Прибыль от реализации (тыс. руб.) 10422 8757 -1665
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (тыс. руб.) 9718 8379 -1339
 Прибыль до налогообложения (тыс. руб.) 9651 8164 - 1487
Чистая прибыль (тыс. руб.) 6273 5307 -966
Фонд оплаты труда (тыс. руб.) 13527,9 19405,6 +5877,7
Среднемесячная заработная плата на 1 работника (руб.) 1102 1453 +351

 

1 2 3 4
Среднесписочная численность (чел.) 1005 1098 +93
Коэффициент автономии 0,81 0,67 - 0,14
Коэффициент финансовой устойчивости 0,81 0,66 - 0,15
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств 0,24 0,49 + 0,25
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,05 0,03 - 0,02
Коэффициент текущей ликвидности 0,12 0,09 - 0,03
Коэффициент покрытия 1,01 1,00 - 0,01
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 2,06 1,10 - 0,96
Длительность одного оборота оборотных средств (день) 175 326 + 151
Доля дебиторской задолженности в оборотных средствах (%) 11,35 6,12 - 5,23
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности 18,19 18,02 - 0,17
Длительность одного оборота дебиторской задолженности (день) 19,79 19,98 + 0,19
Рентабельность собственного капитала (%) 4,8 5,0 + 0,2
Рентабельность текущих активов (%) 18,6 10,6 - 8,0
Рентабельность основных фондов (%) 5,69 4,81 - 0,88
Фондоотдача (руб.) 0,41 0,32 - 0,09
Фондоемкость (руб.) 2,44 3,07 + 0,63
Фондовооруженность (тыс. руб.) 168,71 154,72 - 13,99

 

При анализе таблицы следует отметить, что общая сумма доходов превышает общую сумму расходов. Однако анализ показателей указывает на то, что у предприятия происходит сокращение чистой прибыли – в 1999 г. она составила 6273 тыс. руб., в 2000 г. – 5307 тыс. руб. Сокращение чистой прибыли в 2000 г. обусловлено сокращением прибыли до налогообложения, наличием чрезвычайных расходов. Прибыль до налогообложения в 2000 г. по сравнению с 1999 г. сократилась на 1487 тыс. руб. и составила 8164 тыс. руб. На прибыль до налогообложения повлияло сокращение внереализационных доходов с 744 тыс. руб. в 1999 г. до 56 тыс. руб. в 2000 г. В 2000 г. наблюдается увеличение уровня прибыли от финансово-хозяйственной деятельности в общем объеме выручки от реализации до 15,15% по сравнению с 1999 г. (14,00%). Прибыль от реализации в 2000 г. снизилась и составила 8757 тыс. руб., несмотря на это незначительно увеличился ее уровень в общем объеме выручки от реализации до 15,83%. На снижение прибыли от реализации повлияло уменьшение выручки от реализации продукции на 14129 тыс. руб. по сравнению с 1999 г.

Следует отметить также ухудшение показателей ликвидности на предприятии. Так коэффициент текущей ликвидности, значение которого было в 1999 г. ниже оптимального (от 0,8 до 1) и составляло 0,12, в 2000 г. еще уменьшилось и составило 0,09. Такая же тенденция наблюдается по коэффициенту покрытия, его значение в 2000 г. – 1,00 при оптимальном (>2) и по коэффициенту абсолютной ликвидности, за отчетный период его значение уменьшилось на 0,02 и составило 0,03 при оптимальном (от 0,2 до 0,7). Эта ситуация говорит, что у предприятия не достаточно средств для покрытия своих обязательств. Одной из причин является сокращение спроса на продукцию предприятия.

При анализе коэффициентов оборачиваемости следует отметить, что коэффициент оборачиваемости оборотных средств сократился в 2000 г. по сравнению с 1999 г. и составил 1,03. Отрицательным моментом также считается увеличение длительности одного оборота почти в 2 раза. Это свидетельствует о неэффективности использования оборотных средств. При оценки показателей финансовой устойчивости отмечается за отчетный период уменьшение коэффициента автономии до 0,66 и коэффициента финансовой устойчивости до 0,67. Это говорит об ухудшении финансового положения предприятия и недостаточности собственных источников для формирования оборотных средств предприятия. В связи с этим растет зависимость» от заемных источников средств. Их доля в собственных средствах предприятия в 2000 г. составила 49% по сравнению с 1999 г.- 24%. Предприятию необходимо проанализировать структуру баланса и принять меры по увеличению его собственных средств.

Положительным моментом деятельности предприятия является сокращение доли дебиторской задолженности в оборотных средствах с 11,35% в 1999 г. до 6,12% в в 2000 г.

При анализе эффективности использования основных фондов рассчитывается показатель фондоотдачи, который показывает объем товарооборота на каждый рубль учитываемых на балансе основных фондов. В нашем примере фондоотдача низкая в 1999 году была равна 0,41 руб. на каждый рубль основных фондов, в 2000 году этот показатель несколько сократился и составил 0,32 руб. в связи с сокращением товарооборота до 55309 тыс. руб. Показатель фондоемкости имеет обратную тенденцию и показывает количество основных средств на рубль товарной продукции. В 1999 году этот показатель составлял 2,44 руб., а в 2000 году он незначительно увеличился до 3,07 руб. Фондовооруженность показывает насыщение работниками основных фондов. На предприятии фондовооруженность за последние 2 года имеет тенденцию к уменьшению в связи с незначительным уменьшением среднегодовой стоимости основных фондов и роста среднесписочной численности работников. Так в 1999 году фондовооруженность была равна 168,71 руб. на человека, а в 2000 году – 154,72 руб. При анализе деятельности предприятия следует отметить тенденцию увеличения среднесписочной численности работников: в 1999 г. она составляла 1005 человек, а к 2000 году увеличилась на 93 человека и составила 1098 чел. Так как получает прибыль в своей деятельности, то его можно отнести к рентабельным предприятиям, хотя рентабельность основных фондов низкая и имеет тенденцию к снижению: в 1999г. – 5,69%, в 2000 г. – 4,81%. Также сокращается рентабельность текущих активов в 2000 г. она составила 5%. Это связано с сокращением чистой прибыли и ростом оборотных активов на предприятии в 2000 г. Это свидетельствует о неэффективном использовании текущих активов. Предприятию необходимо принять меры по повышению эффективности использования основных фондов. Предприятию необходимо порекомендовать провести анализ выпускаемой продукции, возможно, целесообразно отказаться от некоторых видов продукции и оказываемых услуг, не пользующихся спросом. Большую помощь в выявлении резервов улучшения финансового состояния предприятия может оказать маркетинговый анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формирования на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции. С целью сокращения операционных расходов предприятию можно предложить частичную передачу в аренду основных средств и списание ненужных, лишних, неиспользуемых зданий, машин, оборудования или законсервировать часть основных фондов с целью минимизации уплаты налога на имущество. Это также будет способствовать сокращению расходов на их содержание и будет являться резервом снижения себестоимости продукции. Одним из основных и радикальных направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по достижению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет полного использования производственной мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения ее себестоимости, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводственных расходов и потерь, внедрение передового опыта, а также повышении заинтересованности работников в результатах труда.

 

Организация учета на предприятии и структура бухгалтерской службы.

 

 

        В начале работы предприятия и затем в начале каждого календарногот года предприятие заявляет в налоговые органы, ведающие его регистрацией, так называемуюучетную плитику предприятия на текущий год.

       Учетная политика предприятия – это выбор самим предприятиемопределенных и конкретных методик, формы и техники ведения бухгалтерского учета, исходя из установленных правил и особенностей деятельности фирмы.

При формировании учетной политики предприятия предполагается имущественная независимость и непрерывность деятельности организации, а также последовательность применения выбранной учетной политики.

Учетная политика организации формируется ее руководителем и подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и др.) организации.

ООО «Служба-быта» принял к исполнению на 2001 год следующую учетную политику:

1. Амортизация основных средств.

Амортизация основных средств производится линейным способом по стандартным нормам.

2. Учет ремонта основных средств.

Фактические затраты на ремонт основных средств включаются в себестоимость текущего отчетного периода.

3. Амортизация нематериальных активов.

Погашение стоимости нематериальных активов производится линейным способом начисления, исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока полезного использования, утвержденных распоряжением Генерального директора, с использованием соответствующих счетов бухгалтерского учета с п. 49 ПБУ РФ.

4. Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Лимит отнесения приобретенных товарно-материальных ценностей к МБП регламентируется Указом Президента РФ и на начало года составляет 100 минимальных размеров оплаты труда. Погашение стоимости МБП производится процентным способом исходя из себестоимости предмета. МБП стоимостью в пределах 1/20 части установленного выше лимита списываются путем 100% износа при передаче МБП в эксплуатацию, МБП стоимостью свыше 1/20 части установленного выше лимита списываются путем 50% износа при передаче МБП в эксплуатацию.

5. Оценка товаров.

Учет товарно – материальных ценностей производится по покупной стоимости товаров.

6. Учет реализации продукции, товаров, работ, услуг.

Учет реализованных товаров производится по счету 46.

7. Учет расходов будущих периодов.

Расходы будущих периодов отражаются на счете 31 и списываются равномерно в том периоде, в котором были фактически произведены.

8. Метод определения выручки.

Для целей налогообложения выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется по мере поступления оплаты товаров (работ, услуг).

9. Учет общехозяйственных расходов

В случае возникновения необходимости раздельного учета по разным видам деятельности общехозяйственные расходы учитываются отдельно и распределяются пропорционально полученной выручки.

10. Оценка запасов.

Материально-производственные запасы и расчет фактической себестоимости отпущенных в производство ресурсов производится методом себестоимости каждой единицы.

11. Порядок создания резерва по сомнительным долгам.

Создание резерва по сомнительным долгам не предусмотрено.

12. Учет курсовых разниц.

Курсовые разницы относятся на счет 80.

13. Учет распределения и использования прибыли.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется следующим образом: 5% от суммы прибыли согласно Устава отчисляется в резервный фонд. Оставшаяся прибыль поступает в распоряжение Учредителя, если иное не оговорено Учредителем.

14. Все налоги исчисляются и уплачиваются в соответствии с действующем Законодательством РФ.

 

Деятельность бухгалтерского аппарата определяется Положением о бухгалтерском учете и отчетности, в соответствии с которым бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением (службой) и не должна входить в состав другой части (службы) предприятия.

3.4. Особенности организации расчетов с бюджетом по налогам и налоговым сборам.

Порядок расчета налогов и отражение их в учете.

       На предприятии применяется мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета. На основании данных первичных или накопительных документов составляются мемориальные ордера для записи хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета. В мемориальном ордере записывается основание совершения данной операции, корреспондирующие счета и сумма. Мемориальный ордер заверяется подписью главного бухгалтера. Данные в мемориальных ордерах служат основанием для записи в регистрационный журнал. Общий итог регистрационного журнала равен итогам дебетовых и кредитовых оборотов по счетам.

Учет расчетов по налогам и сборам ведется на счете 68. Кредитовый оборот по счету 68 показывает начисление задолженности предприятия бюджету по налогам. Дебетовый оборот свидетельствует об уплате налогов в бюджет. Кредитовое сальдо на конец отчетного периода по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражает задолженность предприятия в бюджет, дебетовое – задолженность бюджета предприятию. Аналитический учет ведется по видам налогов и различным выплатам в бюджет. К 68 счету открыты субсчета по видам налогов. На предприятии по каждому субсчету счета 68 ведутся накопительные ведомости, в которых указывается остаток на начало отчетного периода по дебету или кредиту, обороты по счету с указанием корреспондирующих счетов, подводятся итоги по дебету и кредиту и выводится остаток. Для составления расчетов по всем видам налогов на предприятии ведутся нарастающим итогом с начала года контокоррентные карточки). В карточках указывается сальдо на начало года, обороты в течение отчетного периода, размер оплаты или задолженности предприятия. Данные сведения заносятся в карточку на основании накопительной ведомости. Ведение подобной карточки позволяет проследить начисление и оплату по каждому виду налога. Карточки хранятся в специальных ящиках – картотеках. Они регистрируются в специальном реестре для обеспечения контроля за их сохранностью. Кроме того бухгалтерия предприятия отражает расчет по каждому виду налога, исходя из базы начисления и % ставки. Также аналитический учет ведется в оборотной ведомости по аналитическим счетам) по каждому субсчету счета 68. Синтетический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется в оборотном балансе, куда записываются остатки и обороты из оборотной ведомости по аналитическим счетам. Итоги оборотной ведомости по аналитическим счетам сверяют с итогами соответствующего синтетического счета – они обязательно должны быть равны.

 

А. Пример расчета НДС, подлежащего уплате в бюджет (НДС б).

АООТ “Орелтекмаш” уплачивает НДС в бюджет ежемесячно, до 20 числа месяца, следующего за истекшем месяцем, так как выручка от реализации за каждый месяц квартала без НДС и налога с продаж свыше 1 млн. руб.

Учет НДС на предприятии ведется также в разрезе ставок НДС.

Первичным документом для учета НДС является счет-фактура. В ней указывается покупатель продукции, его адрес и ИНН, наименование товара, единица измерения, количество, цена, стоимость товаров, сумма налога, страна происхождения и т.д. Счет-фактура заверяется печатью организации, подписями руководителя, главного бухгалтера и подписью ответственного лица от продавца. Первый экземпляр счета-фактуры отдается покупателю, второй экземпляр – продавцу. Все выписанные счет-фактуры поставщиком заносятся в книгу продаж, где указывается дата и № счета-фактуры поставщика, наименование покупателя, его ИНН, дата оплаты счета-фактуры, продажи, облагаемые налогом, сумма НДС и т.д. Полученные счета-фактуры регистрируются в книге покупок. Данные записи являются основанием для составления бухгалтерских проводок. Такое отражение в документах необходимо для проверки правильности расчета НДС. Поэтому в каждом первичном документе отражается стоимость продукции, сумма НДС и итоговая сумма к оплате. По дебету счета 19 по соответствующим субсчетам предприятие отражает суммы налога по приобретенным материальным ценностям в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Составляется проводка:

Покупная стоимость, включая НДС (Д сч. 10, К сч.76) – 3534,10 руб.

НДС (Д сч. 19, К сч.76) – 589,02 руб.

Суммы НДС, подлежащие возмещению (вычету) после фактической оплаты поставщикам за материальные ресурсы, списывают с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» в дебет счета 68. Составляется проводка:

(Д сч.68, К сч. 19) – 589,02 руб.

При реализации продукции исчисленную сумму налога отражают по дебету счета 46,47,48, 76 и кредиту счета 68. Составляется проводка:

(Д сч. 76, К сч. 68) – 200 руб.

Для определения правильности расчета НДС предоставляет в налоговую инспекцию по Башкирскому району г. Октябрьского.

Декларацию по налогу на добавленную стоимость. В ней отражается налоговая база по НДС, ставка налога, сумма НДС, определяется сумма налога, подлежащая вычету, общая сумма НДС, начисленная к уплате. Декларация заверяется подписью главного бухгалтера. Декларация составляется на основании данных книги покупок и книги продаж.

 

 

Б. Рассмотрим пример исчисления налога на прибыль, по ООО «Служба быта» за I квартал.

Прибыль от продаж на рассчитывается по каждому виду производства на основании отчетной калькуляции, в которой указывается полная себестоимость единицы продукции и оптовая цена. Валовую прибыль определяют как разницу между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, акцизов, экспортных таможенных пошлин и других вычетов и затратами на ее производство и реализацию. В целом по предприятию результаты от реализации продукции ежемесячно списываются со счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”.

Прибыль до налогообложения рассчитывают с учетом операционных и внереализационных доходов и расходов предприятия на основании Отчета о прибылях и убытках за 1 квартал 2001 года

Налогооблагаемая прибыль за 1 квартал 2001 г. составила:    

Побл = 424100 руб.;                                                                        

Налог на прибыль за I квартал равен:

 Нпр  =424100 * 0,35 = 148435 руб.

 в том числе: в федеральный бюджет- 46651 руб.

в бюджет субъектов федерации –80579 руб.                                                

местный бюджет-21205 руб.

Сумма начисленного налога отражается следующей проводкой:

Д сч. 80, К сч. 68 на сумму 148435 руб.

Для проверки правильности расчета налога на прибыль предприятие предоставляет в налоговую инспекцию Расчет (налоговую декларацию) налога от фактической прибыли за 1 квартал 2001г. (приложение 10)

 

Авансовые платежи в бюджет налога на прибыль      

           

 

Пример: планируемая сумма прибыли на квартал составила руб., сумма налога на прибыль - 525000 руб., в том числе в федеральный бюджет - 165000 руб.; в бюджет субъектов федерации - 285000 руб.; в местный бюджет – 75000 руб.                                                
Авансовыми платежами в течение квартала было перечислено 525000 руб.

Ежемесячные авансовые платежи составляют 175000 руб.

В налоговую инспекцию налогоплательщик представляет Справку об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли на 1 квартал 2001 г. (приложение 11).

Начисление авансовых платежей отражается проводкой

Д сч. 80 К сч. 68,

а перечисление

Д сч. 68 К сч.51.

Начисление и перечисление авансовых платежей оформляется мемориальным ордером. Обороты по счету 68 также отражаются в накопительной ведомости (субсчет «Налог на прибыль»), карточке «Налог на прибыль». Впоследствии эти обороты и остатки служат для составления оборотной ведомости по аналитическим счетам и оборотного баланса. Перечисление авансовых платежей по налогу на прибыль в бюджет оформляется платежным поручением (приложение 12)

Так как сумма авансовых платежей по налогу на прибыль превысила сумму налога на прибыль, рассчитанную от фактической прибыли, то эта разница засчитывается предприятию в счет оплаты задолженности в бюджет по налогу на прибыль.

Сальдо по счету 68 (налог на прибыль) показывает состояние расчетов предприятия с бюджетом по налогу на прибыль.

 

В. Пример расчета среднегодовой стоимости имущества и налога на имущество ООО «Служба быта»:.

Для определения налогооблагаемой базы налога на имущество принимаются отражаемые в активе баланса остатки по следующим счетам бухгалтерского учета 01,03 (за минусом суммы износа), 04 (за минусом суммы износа), 10, 08, 12 (за минусом суммы износа), 20, 23, 31, 40,41,45.

Начисление налога осуществляется на основании Расчета среднегодовой стоимости имущества и оформляется мемориальным ордером, и отражается проводкой:

Д сч.80 К сч. 68 на сумму 423485 руб.

Налог в бюджет не перечислялся из-за отсутствия средств на расчетном счете.

Обороты по счету 68 также отражаются в накопительной ведомости, карточке «Налог на имущество». Впоследствии они служат для составления оборотной ведомости по аналитическим счетам и оборотного баланса. В налоговую инспекцию представляет Расчет среднегодовой стоимости имущества предприятия за 1 квартал 2001 г. и Расчет налога на имущество предприятия за 1 квартал 2001 г.

  

 

 

 Вопросы совершенствования учета расчетов с бюджетом

 

Рассмотрев принципы и особенности ведения учета расчетов с бюджетом, предлагаю на предприятии со­ставлять для контроля за полным и до­стоверным начислением всех на­логовых платежей за каждый от­четный период накопительную сводную ведомость.

Такая накопительная ведо­мость представляет собой своеоб­разный свод налоговых деклара­ций. Только по двум видам плате­жей (НДС и налогу на рекламу) декларации построены не по на­копительному принципу - в них нет нарастающих итогов с начала года. Целесообраз­но унифицировать формы налого­вых деклараций.

Их нужно составлять по дан­ным накопительной сводной ве­домости начисления налогов, можно и наоборот. Чтобы прове­рить полноту и достоверность на­числения налогов, надо сравнить данные налоговых деклараций и накопительной сводной ведомо­сти, а затем сопоставить показате­ли гр. 9 сводной ведомости по каждому налогу с показателями начисления налогов в оборотной ведомости. По оборотной ведомости можно проанализировать и своевременность погашения задолженности по каждому налогу.

Сопоставление данных о начис­ленных налогах в декларациях, накопительной ведомости, оборотной ведомости по аналитическим счетам по расчетам с бюджетом характеризует степень соответствия данных бухгалтерского учета и налоговой отчетности в виде деклараций (расчетов).

Графа 8 накопительной свод­ной ведомости предназначена для контроля за соответствием начис­ленного НДС сумме зачтенного и своевременно перечисленного платежа. В идеале данные гр. 8 и гр. 7 должны совпадать. Если сум­ма в гр. 8 больше, чем в гр. 7, это свидетельствует о переплате нало­га; если же меньше, то о просро­ченной задолженности по НДС.

О хорошем состоянии расче­тов по другим налогам (на при­быль, имущество, рекламу и др.) будет свидетельствовать равенство сумм в трех смежных графах обо­ротной ведомости - кредитовый оборот, кредитовый остаток и де­бетовый оборот.

Показатели оборотного баланса по расчетам предприятия с бюджетом нужно хотя бы раз в год сверять с данными бухгалтерии налоговой инспекции для устранения возможных расхождений в учете поступления платежей предприятия.

 

Накопительная сводная ведомость

 

№ п/п Наименование налоговых платежей Источник информации о налогооблагаемой базе Налогооблагаемая база нарастающим итогом с начала года, тыс. руб. Ставка налога, % Начислен налог нарастающим итогом с начала года (гр.4*гр.5) Налог из гр.6 предшествующей накопительной ведомости Зачтен и перечислен НДС за предшествующие отчетные периоды года Налог, подлежащий начислению за отчетный период (гр.6-гр.7) Источник покрытия налогового платежа Корреспонденция счетов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

 

 

Кроме того бухгалтерской службе предприятия необходимо порекомендовать использовать в своей работе программу 1С: Бухгалтерия. Это позволит упростить работу предприятия и более эффективно ее организовать.

        

3.5. ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ

ПРОВЕРКИ.

 

 Нормативное регулирование.

 

    1. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (от 26 декабря 1994 г. №170).

    2. Инструкция о составе средств, направляемых на потребление (Госкомстат РФ от 13 октября 1992 г. №6-3 (124)).

    3. О порядке определения месячных тарифных ставок из расчета установленных часовых тарифных ставок (Госналогслужба РФ от 12 января 1994 г. №ЮБ-6-10/12).

    4. Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов) (Правительство РФ от 21 марта 1994 г. №210).

    5. Рекомендации по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме (приложение №1 к постановлению Минтруда от 14 июля 1993 г. №315).

    6. О повышении единых тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы (постановление Правительства РФ от 24 августа 1995 г. №823).

    7. О продолжительности работы в выходной день, перенесенный в связи с праздником на рабочий день (Минтруда РФ от 25 февраля 1994 г. №4).

    8. План счетов бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ от 28 декабря 1994 г. №173).        

    9. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (Постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 г. №522 с изменениями и дополнениями от 1 июля 1995 г. №661).

    10. О порядке выдачи средств на потребление (Центробанк РФ от 6 апреля 1994 г. №14-5/82).

    11. О подоходном налоге с физических лиц (Закон РФ с изменениями и дополнениями от 16 июля 1992 г. №3317-1; от 6 марта 1993 г. №4618-1; от 23 декабря 1994 г. №74-ФЗ “О подоходном налоге с физических лиц”.

    12. Инструкция о подоходном налоге с физических лиц (Госналогслужба РФ от 29 июня 1995 г. №35 с изменениями и дополнениями).

    13. Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера (Госкомстат от 10 июля 1995 г. №89).

    14. О норме рабочего времени и о порядке определения часовой тарифной ставки в 1996 г. (Минтруда РФ от 13 сентября 1995 г. №51).

    15. Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан (Постановление фонда социального страхования РФ от 19 апреля 1994 г. №21).

    16. Методические рекомендации по исчислению совокупного годового дохода и начислению подоходного налога в организациях (Госналогслужба РФ б/н, ноябрь 1995 г.).

 

 

          

 

 

     АУДИТОРСКИЙ РИСК.

 

    После определения целей и задачей аудита, необходимо определить уровень аудиторского риска.

    Аудиторский риск - риск, который берет на себя аудитор, давая заключение о полной достоверности данных внешней отчетности, в то время как там возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора.

    Существуют два основных метода оценки аудиторского риска:

    1) оценочный (интуитивный), наиболее широко применяющийся в настоящее время российскими аудиторскими фирмами, заключается в том, что аудиторы исходя из собственного опыта и знания клиента определяют аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, вероятный и маловероятный и используют эту оценку в планировании аудита;

    2) количественный метод предполагает количественный расчет многочисленных моделей аудиторского риска (будет произведен ниже).

    Предпринимательский риск - влияние не зависящих от аудитора обстоятельств деловой активности клиента на ухудшение его финансовых позиций в то время как аудитор подтвердил их устойчивость.

    Аудиторский риск является предпринимательским риском аудиторской фирмы, поэтому его величина отражает положение фирмы на рынке аудиторских услуг и степень конкурентности рынка.

    Предварительно установленная величина аудиторского риска отражает склонность аудитора к риску, его представление о той экономической среде, в которой он действует.

    Для того, чтобы определить предпринимательский риск, воспользуемся критериями оценки предпринимательского риска.

 

Критерии оценки предпринимательского риска.

 

 

        

    Из приведенной выше таблицы можно сделать вывод, что уровень предпринимательского риска выше среднего.

 

    Теперь, используя формулу факторной модели аудиторского риска, можно приблизительно определить, чему он равен (более точно аудиторский риск будет определен после проверки организации СВК (гл.3)).      

 

Факторная модель аудиторского риска:

 

АР=НР*КР*ДР, где

 

    АР - аудиторский риск.

    НР - наследственный (присущий) риск. Это степень восприимчивости отчетности к материальным ошибкам в результате влияния ряда субъективных и объективных факторов.

    КР - риск контроля. Это оценка аудитором структуры внутреннего контроля клиента с целью определения ее эффективности при предотвращении или исправлении ошибок в учете и отчетности.

    ДР - детекционный риск. Это риск, который аудитор желает определить на случай, если он не сумеет найти материальной ошибки в отчетности.

    Воспользовавшись опытом зарубежных специалистов (в России аудиторский риск таким способом еще не определяется), будем считать, что:

    НР равен 50%;

    КР равен 40%;

    АР равен 2%.

    Отсюда:

                                  0.02=0.5*0.4*ДР,

 

    следовательно, ДР равен 0.1

    Так как аудиторский риск невысок, то есть необходимость проверить большое количество информации.

    Также, из полученного аудиторского риска, делаем вывод, что уровень материальности будет высок.

 

    Материальность - предельно допустимый уровень возможного искажения отдельной статьи или финансового показателя в отчетности, а также финансовых результатов в целом, или максимально допустимый размер ошибочной сумме, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться как несущественная, то есть не вводящая пользователей в заблуждение.

    Для определения материальности, как и для определения аудиторского риска, воспользуемся опытом зарубежных специалистов и примем ее на уровне 3%.

    Необходимо отметить, что материальность в данном случае будет количественной, так как ее можно подсчитать.

 

 3.6. Определение последовательности проверки расчетов по

оплате труда.

 

    Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются аналитические и синтетические данные по счетам 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”, 88 “Нераспределенная прибыль” (субсчет “Фонд потребления”), (хозяйство убыточно), 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” (субсчет “Расчеты с депонентами”), первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табеля учета отработанного времени, наряды и др.), листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков и т.д., нормативные документы, регулирующие эти операции.

    Необходимо:

    1. Выбрать личные дела и проверить, содержится ли в них информация о дате найма, разрешение на дополнительные выплаты, ставки оплаты труда:

    -проследить рост оплаты труда, оформлено ли это протоколами заседания Правления, приказами руководителя;

    -пользуются ли бухгалтера информацией, отраженной в личных делах для начисления и удержания из оплаты труда.

    2. Установить соответствие показателей аналитического учета по счету 70 с записями в главной книге и бухгалтерском балансе.

    3. Изучить достоверность первичных документов, правильность их заполнения, проверить на наличие подписей должностных лиц, на правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах неоговоренных исправлений и подчисток.

    4. Выбрать примеры записей из ведомостей по начислению оплаты труда:

    -подтвердить документально начисления и удержания;

    -пересчитать совокупные начисления, вычеты, чистые выплаты;

    5. Проверить правильность удержания налогов в пенсионный фонд.

    6. Проверить периодичность и своевременность выплаты заработной платы.

    7. Проверить достоверность записей в ведомостях на заработную плату.

    8. Проверить удержания из оплаты труда:

    -сопоставить ведомости на оплату труда с данными аналитических счетов по расчетам с бюджетом по налогам, удержанным с работников предприятия;

    -соблюдение законодательства по налогам с физических лиц;

    -изучение удержаний по отдельным наемным работникам;

    -регулярность перечисления налогов в бюджет.

      

 

 3.7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ.

 

 Проверка организации СВК.

 

    Основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.

    Цели системы внутреннего контроля (СВК) на предприятии - -упорядочение и эффективное выполнение текущих хозяйственных дел предприятия;

    -выполнение требований финансово-хозяйственной политики руководства;

    сохранение активов предприятия и обеспечение приемлемого уровня полноты и точности документов и, соответственно, информации.

    При определении эффективности систем внутреннего контроля приобретают многие факторы:

    -круг работников, участвующих в формировании информации на предприятии, и наличие у них ответственности за порученное дело;

    -наличие упорядоченных взаимоотношений между ними по ведению дел и формированию информации;

    -наличие технических средств контроля;

    -наличие технологии контроля;

    -контролируемые параметры.

                       СВК предусматривает наличие:

    1)компетентного персонала с четко определенными правами и обязанностями;

    2) разделения соответствующих обязанностей (по хранению активов и их учету, по совершению сделок, по учету)

    3) соблюдения необходимых процедур при совершении операции.

    4) контроля за сохранностью документации (нумерация, составления во время совершения операции или сразу же после этого, простота и ясность);

    5) фактического контроля над активами и документацией (фактическая проверка материально-ответственным лицом);

    6) независимой проверки выполнения обязанностей (внутренний аудит).

    Для контроля документирования затрат на оплату труда используют вопросы и блок-схемы (табл.2).

 

 

Таблица 2.

 

Тесты внутреннего контроля операций по оплате труда.

 

 

Продолжение таблицы 2.

 

    Выявить сильные стороны контроля можно используя следующие вопросы:                                                                                                     

                                                                       

    1. Учет заработной платы ведется отдельно от учета кадров и учета рабочего времени. (НЕТ).

    2. Табеля учета рабочего времени подписывает определенный круг лиц. (ДА).

    3. Жалобы работников по поводу оплаты труда рассматриваются периодически и по ним принимаются


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: