Китай под властью татаро-монголов

Север Китая подвергался постоянному давлению кочевых народов: в середине Х в. часть территории была захвачена киданями, в середине XI в. — тангутами (северо-запад), с 1141 г. северным Китаем завладе­ли чжурчжени, а император Южного Китая признал себя их вассалом (с выплатой ежегодной дани). Значительная часть китайского населе­ния бежала на юг страны.

После ожесточенных сражений в течение XIII в. Китай был поко­рен татаро-монголами - при династии Юань (1271-1368 гг.). Китайцы оказались неполноправным населением: они были вытеснены с руко­водящих постов, не могли иметь оружия и лошадей, обучаться военно­му делу, иностранным языкам, устраивать массовые собрания, появ­ляться на улице в темное время суток и т. п.

Огромные территории обезлюдели, много пахотной земли превра­тилось в пастбища. С целью упорядочения налогообложения по реко­мендации китайских советников с 1233 по 1236 г. была проведена все­общая перепись населения. Сбор налогов иногда доверялся мусульман­ским купцам

Официальной религией монгольской знати был тибетский вариант буддизма - ламаизм. Разрастаются земли буддистских храмов и мона­стырей. Поддерживаются также, очевидно в противовес конфуциан­ству, даосы, мусульмане (в северо-западных областях) и христианские миссионеры. В это время Китай посетили несколько европейских пу­тешественников. Однако принятие монголами императорской формы правления и формирование чиновничьего аппарата с помощью экза­менов требовало и поддержания на определенном уровне конфуциан­ской культуры: в 1287 г. была открыта Академия сынов отечества. В условиях идеологической неустойчивости пышно расцветают местные куль­ты, различные секты.

Городская культура в этот период подверглась значительным раз­рушениям, но к середине XIV в. ремесленное производство ожило. Мар­ко Поло сообщал о мастерских, в которых хозяева сами не работали, а только получали доходы. Монголы ценили ремесло и щадили ремес­ленников при захвате городов. Государство держало монополию на про­дажу соли, металлов, чая, вина и уксуса, на морскую торговлю. Неуме­ренный выпуск бумажных денег привел к расцвету ростовщичества.

В этих условиях больше развивались жанры, близкие народу, в част­ности драмы. На севере это подчиняющаяся строгому канону музыкаль­ная четырехактная драма с историко-героическим и бытовым сюже­том, а также лирические комедии и сценические интерпретации ска­заний о небожителях. За период около столетия было создано около 600 пьес. Особенно популярны пьесы Ван Шифу "Западный флигель" и Гуань Ханцина "Обида Доу Э.". В XIV в. народные предания объеди­няются в циклы и возникает роман-эпопея. Роман Ло Гуаньчжуна "Троецарствие" представляет собой литературную обработку сказаний об исторических событиях III в. Эпопея Ши Найаня "Речные заводи" повествует о народном восстании XII в. В живописи преобладало подражание художникам VII-IX вв.

В этот период китайцы заимствовали у монголов некоторые элемен­ты одежды, смычковые музыкальные инструменты кочевых народов.

Китай освободился от монголов в результате народного восстания в 1368 г. Его руководитель основал новую династию - Мин. Еще до про­возглашения империи начал составляться новый свод законов. Усилен­ная централизация императорской власти в первые десятилетия сопро­вождалась массовыми репрессиями и созданием карательно-сыскных учреждений. Атмосфера подозрительности и доносительства стала в ту эпоху нормой. Правительством искоренялись монгольские обычаи и одежда, возрождались черты домонгольского быта. В литературе это на­шло отражение в течении "Приверженцев древней литературы". С 1384 по 1396 г. преследуются и подвергаются казням неугодные литераторы. Указом 1398 г. от пьес, предназначенных к постановке, требовалась строгая нравственность.

 

 

Завоевания Китая

Успешные военные действия против монголов вдохновили китай­цев распространить свою экспансию на юг. В 1406 г. был оккупирован Вьетнам, но сопротивление населения заставило китайцев уйти оттуда в 1427 г. С 1405 по 1437 г. предпринимается семь экспедиций китайско­го флота в южные моря, Индию, Аравию и Африку. В походах участво­вало от 48 до 62 крупных судов, на которых находилось от 27 до30 тыс. солдат и чиновников (вторая экспедиция Колумба через 100 лет состоялась на 17 небольших судах и включала 1500 человек). Превосход­ство Китайского флота на Тихом океане сохранялось до конца XVII в. Успешно отражались попытки испанцев, португальцев, голландцев, ан­гличан вторгнуться не только в Китай, но и на Филиппины, Тайвань. Корабли были многопалубные и, судя по некоторым данным, со склад­ными мачтами (3-4 мачты) длиной 40-50 м, грузоподъемностью до 360 т. В сражениях с японцами в конце XVI в. китайцы применяли су­да, защищенные броней и с артиллерийским вооружением.

 

 

Литература после XV в.

Наряду с литературой на "высоком" книжном языке вэньянь появ­ляются и произведения на разговорном бэйхуа. На основе устных театральных жанров в XVI-XVII вв. произошло второе рождение жан­ра городской повести. Но если в эпоху Сун авторами были люди про­стые, то теперь сюжеты обрабатывались талантливыми и образован­ными литераторами. Наиболее популярны собрания повестей Фэна Мэнлуна, изданные в 1621-1627 гг., и Лина Мэнчу. Повести сохранили черты фольклорно-сказового характера: стихотворные зачин и заклю­чение, сказовые обороты, пословицы. Особенной чертой повести яв­ляется ее непредсказуемость событий, нарушение обыденной логики жизни. Наряду с характерными для средневековья рассказами о чудес­ном и волшебном разрабатывались и авантюрные сюжеты, характер­ные для европейского плутовского романа, любовно-эротические темы, напоминающие "Декамерон", и судебные повести, предваряющие ев­ропейский жанр детектива. Характерна нравоучительная направлен­ность литературы, например популярнейшего романа XVI в. "Цзинь, Пин, Мэй, или Цветы сливы в золотой вазе". (Несмотря на то что кни­ги печатались тиражами в 2-3 тыс. экземпляров, роман даже перепи­сывали от руки). Много подражаний вызвал также фантастический ро­ман-эпопея "Путешествие на Запад" - обработанные легенды о путе­шествии монаха в Индию.

В эпоху маньчжурского господства роман, уже с чертами просвети­тельства, противостоял "высокому" жанру. В сатирическом романе Цзинцзы "Неофициальная история конфуцианцев" высмеивалась слу­жилая интеллигенция; сатиричную направленность имел и фантасти­ческий роман с элементами утопии "Цветы в зеркале" Ли Жучжэня. В это же время был написан и лучший классический роман "Сон в крас­ном тереме" Цао Суэциня. Это не только печальная история о несчаст­ной любви, но и история морального и экономического упадка фео­дальной аристократии, символизирующая угасание классической куль­туры Китая.

На примере Индии и Китая мы можем убедиться, что буддизм в раз­личных культурах выступает в качестве антитезы иерархической идеологии. Своеобразие ситуации в китайской культуре заключается в том, что, быть может в несколько меньшей степени, в той же роли выступа­ет и даосизм. С другой стороны, именно буддизм придает устойчивость и общность менталитету многих стран Азии; он дает населению этого региона определенную свободу мышления, что помогает восприятию как европейского знания, так и новых экономических отношений. Кон­фуцианство ориентирует человека на повышение уровня знаний как основного пути к улучшению своего социального положения.

 

 

Список литературы.

1. Алексеев В.М. Китайская литература, М., 1978.

2. Алексеев В.М. Наука о Востоке. М., 1982.

3. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988.

4. Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока.М.,1979.

5. История Востока. Т. II. М., 1995.

6. Искусство Китая. М., 1988.

7. Фань Вэньлань. Древняя история Китая М., 1971


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: