Цель и содержание экспериментального изучения государственного
Языка
Основой для создания экспериментальной части проекта послужили наблюдения и исследования, проведённые за время участия авторов данной работы (в статусе участников инициативной группы) в эксперименте по углублённому изучению казахского языка в сш № 26 на базе подготовительных, первых и вторых классов.
Основной целью опытно-экспериментальной работы было создание программы по углублённому изучению казахского языка с опорой на межпредметные связи и её практическая апробация.
Задачи программы:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по
данной теме;
- Обобщить имеющиеся методические наработки по языковому обучению;
- Разработать перспективное и календарное планирование уроков казахского языка в предшкольных и 1-2 классах общеобразовательной школы с опорой на межпредметные связи по математике и познанию мира.
Методы опытно-экспериментальной работы: графический метод, шкалирование, анкетирование, беседа, наблюдение, практический метод, диагностика, анализ продуктов речетворчества учащихся.
Гипотеза: если при изучении казахского языка в общеобразовательной школе опираться на программу «Углубленное изучение казахского языка с опорой на межпредметные связи», то уровень усвоения казахского языка будет гораздо выше, так как данная программа позволяет:
- последовательно, комплексно и системно углублять лингвистические
знания учащихся;
- создавать предпосылки раннего общения на казахском языке;
- воспитывать осознанное, бережное и в то же время действенное отношение учащихся и их родителей к государственному языку;
- развивать когнитивную сферу и речевые способности учащихся.
Для нас как авторов проекта, которые участвовали в эксперименте в качестве инициативной группы, работа представляла интерес прежде всего как возможность поиска интенсивных форм обучения языку на примере казахского языка.
В ходе опытно-экспериментальной работы перед инициативной группой учащихся были поставлены следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую
литературу по данной теме;
- выяснить, как влияют межпредметные связи на интенсивность
изучения языка;
- проанализировать способы создания предпосылок для раннего
общения на неродном языке.
На сегодня нами эти задачи выполнены в следующем объеме:
1)изучена и проанализирована следующая литература: С.Д. Поляков «Психопедагогика воспитания и обучения» [21], В.В.Давыдов «Виды обобщения в обучении» [22], Л.Ф.Обухова «Возрастная психология» [23], И.В.Дубровиной «Возрастная и педагогическая психология» [24];
2)установлен механизм влияния межпредметных связей на интенсивное овладение государственным языком;
3)определены предпосылки раннего общения на государственном языке, в числе которых самые важные – создание билингвальной и поликультурной языковой среды (в школе, семье, микрорайоне), поддержка мотивации, совместное с учениками и родителями освоение языка.
Необходимость решения этих задач определила виды деятельности участников инициативной группы:
- посещение уроков казахского языка, математики, познания мира в
1-2 классах;
- участие в подготовке и проведении билингвальных внеурочных
мероприятий различной тематики для учащихся предшкольных
классов;
- проверка тетрадей учащихся 1-2 классов по образцу;
- оказание помощи младшим школьникам и их родителям в
создании «семейных словарей»;
- участие в мониторинге знаний по казахскому языку учеников 1-2
классов (анализ результатов).
Основные методы экспериментальной деятельности участников инициативной группы: беседа, наблюдение, диагностика, анкетирование, тестирование, анализ продуктов речетворчества учащихся.