Педагогическое диагностирование младших школьников с ЗПР

В должностные функции учителя не входит квалификация состояния ребенка. Однако это вовсе не означает, что педагоги­ческая деятельность исключает диагностические методы и при­емы работы. Ведь прежде чем работать над развитием какого-либо процесса, следует убедиться в необходимости такой работы. Кроме того, любая высшая психическая функция имеет не­сколько характеристик, и бессмысленно ставить перед собой такую задачу, как, например, развитие внимания: вни­мание как психическая функция включает такие характерис­тики, как его концентрация, переключение, устойчивость... Необходимо знать, над чем именно следует работать.

Некоторые учителя считают, что диагностикой должен за­ниматься исключительно психолог. Однако можно привести несколько аргументов, опровергающих такое мнение. Во-пер­вых, далеко не в каждой школе есть квалифицированный пси­холог. Во-вторых, школьному психологу, как правило, просто физически не удается проводить масштабную углубленную диа­гностику индивидуально-личностных особенностей всех уча­щихся. И в-третьих (что особенно важно!), многие характерис­тики психической деятельности школьников особенно ярко проявляются именно в учебной деятельности.

Поэтому учитель должен владеть приемами диагностики высших психических функций и личностных особенностей ре­бенка. Причем первичную диаг­ностику желательно провести еще в дошкольном возрасте, в процессе знакомства с будущими первоклассниками.

При этом важно знать параметры готовности детей к обуче­нию в школе:

1) степень психосоциальной зрелости;

2) уровень психомоторной зрелости;

3) чистоту фонематического восприятия;

4) сформированность моторной асимметрии;

5) уровень умственной работоспособности;

6) степень сформированности основных характеристик па­мяти, внимания, мышления, речи;

7) уровень произвольности психических процессов;

8) состояние учебной мотивации;  

9) особенности самооценки.

В процессе непосредственного обучения в школе данные первичной диагностики углубляются, дополняются. Кроме того, они зачастую заметно изменяются, т.к. психическая дея­тельность в младшем школьном возрасте чрезвычайно пластич­на и чутко реагирует на внешние воздействия.

К концу первой четверти учителю важно изучить характер школьной адаптации учащихся. Известно, что дети «группы риска» испытывают особые трудности адап­тации к школьной жизни, которые с течением времени не нивелируются, как это происходит у большинства школьников, а усугубляются. Учитель должен своевременно заметить небла­гоприятный характер изменений, происходящих в ребенке, по­пытаться помочь ему своими силами или обратиться к специа­листам.

Не должна остаться без внимания учителя и невроло­гическая симптоматика, которая усугубляется у ослабленных детей в результате непосильности для них требований школы. Более заметно проявление этой симптоматики родителям, по­этому в беседах с ними необходимо выяснить следующий круг вопросов:

1) с удовольствием или неохотно ребенок идет в школу;

2) как он реагирует на новый режим жизни, на школьные требования, нет ли активного или пассивного протеста;

3) жалуется ли на усталость;

4) не появились ли признаки детской нервозности (повышен­ная раздражительность, необоснованное беспокойство, тревож­ность, не свойственная ранее ребенку избирательность в еде или ухудшение аппетита, беспокойный сон, потливость, необосно­ванное повышение температуры, жалобы на различные боли)?

Данные педагогического исследования позволяют сделать оптимальный выбор приемов и методов педагогического про­цесса, а также анализировать эффективность совместной с ре­бенком деятельности.

Помимо этого, только четко обоснованные, педагогом данные об особых сложностях в процессе обучения, о неэффективности попыток их преодоления общепедагогическими методами в ус­ловиях общеобразовательной школы могут служить основани­ем для направления ребенка с целью углубленного исследова­ния на медико-психолого-педагогический консилиум образова­тельного учреждения либо в городскую психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В свя­зи с этим педагог должен грамотно, полно и аргументированно оформить педагогическое представление (характеристику) на ребенка (Приложение 1). В этом ему помогут также материалы, разработанные М.М. Семаго с со­авторами [13] (Приложение 2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: