Уральская горнометаллургическая компания (УГМК)

Соединив в себе чёрную и цветную металлургию, Уральская горнометаллургическая компания является одной из наиболее динамичных вертикально интегрированных компаний страны. За последние годы УГМК прошла путь от конгломерата технологически взаимозависимых предприятий до металлургического холдинга.

В нашей стране уже сформировались крупные промышленные холдинги, которые в состоянии организовать глубокую переработку сырья. Более того, наши промышленники идут по пути вертикальной интеграции – объединения сырьевых и перерабатывающих предприятий в единые цепочки, что обеспечивает производство конкурентоспособной продукцией. При этом сырьевая обеспеченность – важнейшая составляющая успеха холдинга.

По прогнозам международных экспертов предприятия УГМК обеспечены уральскими запасами медных руд лишь на 6-10 лет. Ситуация осложнена ещё и тем, что поставки с российско-монгольского ГОКа «Эрдэнет» практически прекращены. Сырьё минуя Россию, идёт на переработку в Китай и Японию.

Ответ на вопрос, будет ли жить уральская медная промышленность через десять лет, надо искать уже сейчас. Возьмём в качестве примера ситуацию, сложившуюся на Удоканском медном месторождении на севере Читинской области. Отраслевые эксперты, говоря об Удокане, обязательно упоминают Уральскую горно-металлургическию компанию. Дело в том, что в своём перспективном развитии УГМК давно ориентирована на Удокан. Сегодня предприятия УГМК не полностью обеспечены собственным сырьём. Уральские месторождения истощаются, и их не хватит на длительный срок. И именно освоение Удокана является выходом из той ситуации. Удокан важен не только для самой компании, но и для регионов где работает УТМК: Свердловской, Оренбургской, Курганской, Томской, Читинской и других областей.

Роль УГМК в общегосударственном масштабе сегодня известна: это более 40 процентов российской меди, 3,6 млрд. рублей налоговых отчислений за 2001год, более 20 градообразующих предприятий в 7 регионах России. И завтра роль компании в экономике страны будет только возрастать. А государственным чиновникам предстоит решать, кого российские природные ресурсы сделают богаче – Россию или остальной мир.

Если планам компании суждено сбыться, Россия получит доступ к рудной базе объёмом 20 млн. тонн меди и соответственно мощный пульс развития отечественной металлургической и машиностроительной индустрии, смежных отраслей, не говоря уж о решении давно назревших проблем целого ряда регионов Урала и Забайкалья.

 

 

Машиностроение.

 

Машиностроение Урала – крупная отрасль его рыночной специализации, занимает ведущее место в структуре промышленного производства Уральского экономического района. В настоящее время в районе работают почти 150 машиностроительных предприятий, представляющих все под отрасли машиностроения. Здесь развиты: тяжелое машиностроение (производство горно-металлургического оборудования, химического и нефтехимического оборудования), энергетическая (производство турбин, паровых котлов и других), транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение. Наиболее быстро развивается электротехническое машиностроение, приборостроение, станкостроение.

 

Многие производства являются металлоемкими, поэтому машиностроение тесно взаимодействует с металлургией. Основные центры тяжелого машиностроения: Екатеринбург («Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш», заводы бурового и металлургического оборудования и др.), Орск (оборудование для металлургии и горно - рудной промышленности), Пермь (горно–шахтное машиностроение), Уфа (завод горного оборудования), Карпинск (производство и ремонт горного оборудования) и другие. Оборудования для нефтяной и газовой промышленности производится в Салавате, Бузулуки, Троицке и др. 

Урал - не только металлургическая база для тяжелого машиностроения, но и крупный потребитель его продукции.

Ведущий центр производства турбин - Екатеринбург. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение развито в Челябинске (тракторный завод, производство автотракторных прицепов и прочее), в Кургане («Кургансельмаш»), Орске и других городах.

Транспортное машиностроение представлено вагоностроением (Нижний Тагил, Усть – Катав), производством легковых (Ижевск) и большегрузных (Миасс) автомобилей, автобусов (Курган); мотоциклов (Ижевск, Ирбит), судостроением (Пермь), судоремонтом (Соликамск).

Предприятия приборостроения, станкостроения, электротехнической промышленности работают во многих промышленных центрах Урала: Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Кургане, Оренбурге и др.

Для машиностроения Уральского экономического района так же, как и для всей промышленности, характерны чрезмерное концентрация в крупных городах; недостаточное специализация, универсализм многих предприятий, распыленность вспомогательных и ремонтных производств, замедленное внедрение достижений НТП, сохранение старой техники и технологии.

 

Основные направления развития машиностроения Урала следующие: 

 

Техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий, внедрение гибких автоматических линий, оборудования со встроенной микропроцессорной техникой и прочее.

Углубление специализации машиностроительных предприятий. С этой целью в малых и средних городах создаются филиалы и цехи крупных заводов, сюда выводятся «непрофильные» предприятия из больших городов, формируются централизованные ремонтные и обслуживающие производства;

3. Изменение структуры машиностроительного комплекса в сторону увеличения доли наиболее прогрессивных отраслей: станкостроения, производства точной механики, сложной аппаратуры и т. п. Одновременно произойдет дальнейшее углубление специализации

 

Прежде всего выделяется транспортное машиностроение, а из его подотраслей — автомобилестроение. Автозавод ВАЗ (Тольятти) производит легковые автомобили, Камский комплекс автозавода (центр в г. Набережные Челны) — большегрузные автомобили, Ульяновский автозавод — вездеходы УАЗ, в г. Энгельс изготавливаются троллейбусы, новый комплекс по производству автомобилей “Ока” построен в Елабуге. Крупными центрами авиастроения являются Самара, Саратов. Центры точного машиностроения — Казань, Пенза, Ульяновск; центры судостроения — Астрахань, Волгоград. Развито в районе и сельскохозяйственное машиностроение. Заводы по производству сельскохозяйственных машин расположены в Волгограде, Саратове, Сызрани, Каменке.

Миасс. Уральский автомобильный завод награжден дипломом и медалью выставки "Российский промышленник-2000", завершившейся в Санкт-Петербурге. В ней приняли участие 600 фирм из 35 стран мира, в том числе 30 предприятий Челябинской области.

 

ТЭК

Топливный энергетический комплекс - обеспечивает функционирование всех отраслей хозяйства. Особенно важно его развитие на Урале, где сконцентрированы многие тепло- и энергоемкие производства. Урал относится к числу районов с низкой обеспеченностью топливно-энергетическими ресурсами. Традиционная отрасль для Урала – угольная промышленность, но запасы каменного и бурого углей на Урале по сравнению с другими угольными бассейнами страны весьма невелики. Местным углем обеспечивается только половина потребностей Уральского экономического района. Уголь на Урал завозится из Кузбасса, Караганды и Экибастуза.

Большое значение в настоящие время имеет добыча нефти и газа, которая тем и менее не покрывает потребности Уральского экономического района.

 

Обьедененная Уральская энергосистема – это одна из крупнейших в стране, ее основа – теплоэнергетика, базирующая на угле и природном и попутном газе. Она представлена Рефтинской (3,8 млн. КВт), Троицкой (2,5 млн. КВт), и Ириклинской (2,4 млн. КВт)[3,с. 465], Южно-Уральской ГРЭС и др. Развита и гидроэнергетика – самые крупные ГЭС построенны на Ками: Воткинская и Камская; имеют несколько меньших по мощности гидроэлектростанции. На Урале есть атомная электростанция – Белоярская с мощным реактором на быстрых нейтронах. Дальнейшее укрепление энергетической базы Уральского экономического района связанна с вводом в действие строящейся Пермской ГРЭС (4,8 млн. кВт), расширением Рефтинской ГРЭС, сроительство Башкирской и Южно-Уральской АЭС. Электроэнергия также будет поступать по ЛЭП Экибастус – Урал (из Казахстана), а в будующем – и из Западной Сибири и Канско-Ачинского ТПК. Для снабжения углем электростанции Урала разрабатывается проект углепровода Кузбасс – Урал протяженностью 2400 км.

Предполагается также освоение Севера – Сосьвинского и Камского угольных бассейнов.

 

По объему 82,6 процента всего уральского экспорта приходятся на нефтяную и газовую промышленности (рост за год на 3,2 процента), основные производственные мощности которых находятся в Тюменской области - "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", ТНК, "Сургутнефтегаз", "Славнефть" и "Сибнефть" (уже второй год удерживают в рейтинге места с 1 по 6 соответственно, всего же отрасль представлена 15-ю предприятиями в общем рейтинге). Поэтому пермские предприятия нефтяной отрасли в рейтинге не значатся. Можно сделать предположение о том, что и в этом году доля нефтяного экспорта также продолжит тенденцию роста, чему будут способствовать такие факторы, как увеличение объемов добычи, благоприятная мировая конъюнктура, увеличение доли нефтепереработки и продолжение процессов слияний и поглощений.

 

2.2ОЦЕНКА ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УРАЛА

Химический комплекс сосредоточена в основном в Свердловской области и представлена отраслями: химической, нефтехимической, микробиологической и химико-фармацевтической и занимает значительное место в промышленном потенциале Среднего Урала, включая в себя более 30 крупных и средних предприятий и организаций, располагая развитым производством продукции основной химии и нефтехимии, микробиологии и фармации.

Химическая промышленность использует нефть, попутные нефтяные газы, уголь, соли, серный колчедан, отходы черной и цветной металлургии, лесной промышленности. Уральский экономический регион – один из ведущих в стране по развитию химической промышленности, которая представлена здесь всеми важнейшими производствами: минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, синтетического каучука, соды, серной кислоты и другие.

Урал одновременно является и крупным потребителем продукции химической промышленности.

Наибольшее значение имеет производство минеральных удобрений, среди которых выделяется калийные. Калийные удобрения вырабатываются в районе добыче сырья (Верхнекамского соленосного бассейна). Основные центры расположены в Пермской области (Березники, Солекамск).

Предприятия по производству азотных удобрений размещаются в районе добыче угля и поваренной соли – Березники, работают в комплексе с металлургическими заводами (используют косовый газ) – Магнитогорск, Нижний Тагил; в районе нефтепереработки (применяют ее отходы) – Салават.

Фосфатные удобрения выпускаются в Перми, Красноуральске на основе привозных хибинских апатитов. При производстве минеральных удобрений используется серная кислота.

Сернокислотная промышленность Урала базируется как на ископаемом сырье (серный колчедан), так и на отходах цветной металлургии (Ревда, Кировоград) и других отраслей.

Содовая промышленность приближена к мосторождениям поваренной соли, а также комбинируется с производством калийных удобрений при наличии известняков и угля. Основные центры на Урале - Березники и Стерлитамак.

 Химия органического синтеза представлена производством синтетических смол и пластмасс (Екатеринбург, Уфа, Салават, Нижний Тагил), синтетического каучука (Стерлитамак, Чайковский), шин (Екатеринбург,) и другой продукции. Эта отрасль использует как местные, так и поступающие из Западной Сибири нефти и газа.

 

 

Предприятие нефтехимии могут сочетаться с нефтепереработкой, а могут быть самостоятельными: «Пермнефтеоргсинтез», «Салаватнефтеоргсинтез» и др.

Химическая промышленность имеет типичные для Урала проблемы:

Чрезмерную концентрацию производства

Недостаток воды

Дефицит топливно-энергетических ресурсов.

 

В целях создания условий для дальнейшего подъема производства своими основными задачами свердловские химики считают:

1. Обеспечение дальнейшего роста объемов производства, обновление основных фондов на новой технологической основе.

2. Реализацию мероприятий по рациональному использованию всех видов ресурсов, снижение издержек производства на основе современных принципов управления деятельностью предприятия и его финансами. Повышение прибыльности, сокращение числа убыточных предприятий.

3. Снижение социальной напряженности в коллективах, повышение платежеспособности населения области.

4. Проведение работ по профессиональной подготовке рабочих, созданию на предприятиях общественных молодёжных организаций.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: