Опыт применения платности за водные биологические ресурсы в других странах

 

Взимание платежей за природные ресурсы в той или иной форме применяется во всех странах мира. Платежи, взимаемые за эксплуатацию естественных ресурсов, являются не только инструментом национальной политики, но регламентируются и международным торговым правом. Категория «платность пользования водными биоресурсами» является активным элементом хозяйственного механизма многих зарубежных стран. При этом, под платностью подразумевается плата за нарушение правил рыболовства в виде штрафов, плата за лицензионный лов, платежи для иностранных пользователей за право лова биоресурсов национальной юрисдикции.

Проблема изъятия природной ренты государством решается не на стадии добычи, а при реализации продукции, что подтверждает анализ практики управления биоресурсами в Норвегии. Следует учитывать, что в Норвегии, как и в рыболовстве других стран Западной Европы, преобладает прибрежное рыболовство и настроенный на это механизм ценообразования. Добывающие суда сдают рыбу береговым предприятиям своей страны по минимальным ценам, обеспечивающим доходность на уровне около 40% от стоимости продукции, что позволяет производить оплату кредитов и обеспечивать некоторое развитие добывающих компаний. Минимальный уровень цен на продукцию добывающих предприятий нацелен на изъятие у рыбаков природной ренты. Государство же получает ее в свое распоряжение на следующих переделах: при переработке рыбы, продаже ее на экспорт, в розничной сети за счет налогов. Такой подход становится понятным если учесть, что по данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) ежегодные затраты на производство рыбной продукции во всем мире на 30-40% превышают продажную стоимость этой рыбопродукции, т.е. добыча большинства биоресурсов (кроме небольшого числа видов, имеющих высокие цены как деликатесная продукция) является убыточным. Это подтверждается и анализом работы отечественного промыслового флота.

Практически все прибрежные государства взимают плату с иностранных судов, эксплуатирующих водные биоресурсы их исключительных экономических зон. Однако, в области взимания платежей за право промысла с отечественных добывающих организаций вопрос решается в максимально щадящем режиме. В большинстве стран такие платежи или не взимаются вовсе, или взимаются на уровне, не превышающем административных расходов, связанных с выдачей разрешений. Например, в Исландии, стране развитого рыболовства и эффективной рыболовной политики, платежи с отечественных рыбаков взимаются с 1990 г. с целью покрытия расходов на мониторинг, рыбоохрану, организацию работ по распределению индивидуальных квот. Величина этих платежей составляет 0,2% от стоимости выгруженной продукции. В США имеется законодательно оформленное ограничение по взиманию платежей. В соответствии с законом Магнусона-Стивенсона, регламентирующего вопросы рыболовства и поправок к нему, сбор не может превышать 3% от стоимости выгруженной продукции и предназначается для возмещения прямых фактических расходов по управлению и рыбоохране. В Канаде платежи с отечественных рыбаков составляют 2,5% от стоимости и собранной выгруженной рыбы. Цель таких ограничений очевидна – обеспечение конкурентоспособности отечественного промысла.

 

Основные недостатки правоприменительной практики, связанной с уплатой сборов за пользование объектами водных биоресурсов следующие:

1. Механизм взимания платежей является сложным и громоздким, а его администрирование дорогим, в частности по причинам множественности ставок, охватывающих около 90 видов биоресурсов, и огромного диапазона интервалов ставок от 2 копеек за 1 кг по основным видам (салака, шпрот, килька) Балтийского и Каспийского бассейнов, до 7 и 20 руб. за 1 кг на такие виды рыб как нерка и палтус и 100 руб. за 1 кг на краба камчатского. При этом ставки по большинству объектов промысла не оказывают существенного влияния на общую сумму платежей.

2. Не прописан порядок зачета или возврата сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами водных биологических ресурсов, аналогичный для пользователей животного мира. Это приводит к существенным финансовым потерям организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих добычу водных биологических ресурсов в силу объективных природных факторов (метеоусловия, ледовая обстановка и др.), обусловливающих неполное освоение выделенных квот.

3. Отсутствуют четкие регламенты, определяющие взаимоотношения между юридическими лицами пользователями квот и конкретными судовладельцами при получении разрешений на промысел в случаях перераспределения квот, вызванных различными организационными причинами, что затрудняет полносистемный учет и взимание платежей за право пользования биоресурсами.

 

Практическая часть

 

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов

 

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов рассчитывается по такой формуле (по каждому виду рыбы и других морских обитателей):

Количество рыбы (морских обитателей), разрешенных к вылову (в тоннах) x Ставка сбора= Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов

Пример 1

Организация получила лицензию на отлов в Азовском море камбалы-калкан и хамсы. Разрешение выдано на ловлю 20 000 тонн камбалы-калкан и 40 000 тонн хамсы. Ставка сбора по камбале-калкан установлена в размере 2000 руб. за тонну, по хамсе – 50 руб. за тонну. Определим общую сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Сумма сбора за отлов камбалы составляет:

2000 руб. x 20 000 т = 40 000 000 руб.

Сумма сбора за отлов хамсы составляет:

50 руб. x 40 000 т = 2 000 000 руб.

Общая сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, которую должна заплатить организация, равна:

40 000 000 руб. + 2 000 000 руб. = 42 000 000 руб.

По млекопитающим сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов рассчитывается по такой формуле (по каждому виду):

Количество млекопитающих, разрешенных к вылову x Ставка сбора = Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов

Пример 2

Организация получила лицензию на лов двух касаток. Согласно главе 25.1 Налогового кодекса, ставка сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов по касаткам равна 30 000 руб. за штуку.

В результате сумма сбора, который должна заплатить организация за получение лицензии на лов касаток, составляет:

       30 000 руб. x 2 шт. = 60 000 руб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: