Существующие сегодня в мировой практике виды психологической помощи семье чрезвычайно разнообразны. Они могут различаться ориентированностью работы и характером оказываемой помощи и задач, решаемых специалистами. Эти различия формируют ту или иную модель помощи.
По своей ориентированностипсихологическая помощь может оказываться:
а) преимущественно одному члену семьи в связи с проблемами, которые прямо или косвенно вызваны его семейной жизнью или ее отсутствием;
б) семье в целом;
в) родителю или родителям;
г) родителям и детям;
д) ребенку или подростку.
По своему характерупсихологическая помощь может состоять:
а) в рекомендации организационных мер, связанных с воспитанием ребенка, таких, как направление в специальные или вспомогательные школы, специальные детские сады, направление на дополнительные консультации у психоневролога, логопеда, психолога-консультанта другого профиля и т. д.;
б) в рекомендации методов воспитания, обучения;
|
|
в) в профессиональной ориентации подростков;
г) в определении готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении;
д) в осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий.
Методы работы с родителями.
Методы работы с родителями можно представить в виде четырех блоков (А.А. Бодалев, В.В. Столин, 1989).
Блок I. Диагностический блок ( может ли консультант сам оказать эффективную помощь в данном конкретном случае, кто, прежде всего, является объектом помощи и предметом воздействия: ребенок, его родители, семья в целом).
Психодиагностические стандартные методики семейной психодиагностики по предмету диагностики подразделяются на следующие типы:
1) психофизиологические свойства индивидуальности членов семьи. Известны модели диагностики и прогнозирования семейной стабильности на основе измерения степени совместимости типов ВНД, характеристик темперамента, таких, как уравновешенность, активированность (интроверсия), инертность (ригидность). Чаще всего эти модели применяются для диагностики супружеской совместимости (Д. Л. Буртянский, В. В. Кришталь, 1982; Н. Н. Обозов, А. Н. Обозова, 1982; Общая сексопатология, 1977);
2) характерологические свойства индивидуальности членов семьи. Тест-опросник (Н. Н. Обозов, 1978);
3) характеристики когнитивной сферы членов семьи. В общем случае — когнитивный стиль, средства психологической защиты, такие интегральные характеристики структуры сознания, как когнитивная сложность (Е. Т. Соколова, 1976; А. С. Кондратьева, 1979; А. Г. Шмелев, 1983а);
4) характеристики ценностно-мотивационной сферы индивидов.
|
|
Методика ценностных ориентации Рокича — Ядова (Саморегуляция, 1979), стандартизованная техника диагностики тематической апперцепции — ТЮФ (А. Г. Шмелев, В. С. Болдырева, 1982) и другие методики. Частные методики выявления «семенных ценностей» (А. Н. Волкова, Т. М. Трапезникова, 1985);
5) характеристики межличностных отношений (В. Б. Ольшанский, 1981):
а) эмоциональных отношений (В. В. Столин, Н. И. Голосова, 1984);
б) сознательных рефлексивно-оценочных отношений: методика субъективной идентификации (А. Г. Шмелев, 1983б), личностный семантический дифференциал (Методы..., 1984), тест Лири (Ю. А. Решетняк, 1978);
6) характеристики внутрисемейного общения и взаимодействия. Для их определения применяются методы лабораторной имитации самого общения в виде практического взаимодействия: ДГЭИ — методика «действенной групповой эмоциональной интеграции» (А. И. Папкин, 1975; А. В. Петровский, 1985), а также в виде символического взаимодействия — игры (А. А. Кроник, 1985).
По операционально-методическому исполнению можно квалифицировать методики следующих типов:
1) аппаратурные обеспечивающие объективную регистрацию индивидуальных, диагностических или групповых параметров с помощью приборов (типа ДГЭИ);
2) заданно- игровые — раздельное, совместное или поочередное решение задач на символическом уровне; специально разработанные игры, например: «Интрига» А. А. Кроника, Е. А. Хорошиловой (1987), телеигра «Турнир», впервые примененная в семейной консультации В. А. Смеховым (1985);
3) тест-опросники: 16PF, MMPI, ПДО, опросник «семейной стабильности» (В. С. Аванесов, 1982), ПДТ (В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский, 1985);
4) техники шкалирования: здесь модификации методик типа «список прилагательных» (Методы..., 1984), «семантический дифференциал» (Т. Л. Федорова, 1978), «репертуарные решетки» (Е. О. Федотова, 1984).
Блок II. – «Установочный блок» - включает в себя психотехнические действия, направленные на создание особой установки на работу у ее участников.