Характеристика правовой и регуляторной среды для микрофинансовых организаций в Центральной и Восточной Европе

4.1 Босния и Герцеговина 1

Микрофинансирование стало вызывать широкий интерес в Боснии сразу после окончания войны (1996-1999гг.), последовавшей за развалом Югославии. Столкнувшись с огромной безработицей и неработающей системой социального обеспечения, создание занятости и микропредпринимательство рассматривались как важное средство обеспечения доходов и восстановления экономики страны. Основное внимание, при этом, уделялось и кредитованию микропредприятий. Во время войны появились многочисленные неправительственные организации (НПО), которые доказали свою способность эффективно работать с целевой аудиторией, в то время как традиционные финансовые организации оказались неплатежеспособными.

Появившиеся новые микрокредитные организации выявили несовершенные правовые формы для деятельности микрокредитных НПО. В данный период времени начался процесс регистрации офисов зарубежных НПО, общественных ассоциаций и гуманитарных организаций, которые являлись в рамках соответствующего закона Федерации отдельной организационно-правовой формой.

Банковский сектор после войны отличался огромным количеством неплатежеспособных организаций, высокой суммой просроченных займов, разрушенным государственным сектором промышленности, отсутствием традиционного кредитования физических лиц и малого бизнеса. В данный период были созданы Банковские Агентства, которые являются независимыми, неприбыльными учреждениями. Их должностные лица назначаются Парламентами Субъектов, на основе рекомендаций Правительств Субъектов. Данные Агентства обеспечивают принятие подзаконных актов, которые регулируют деятельность банков и МКО. Среди их основных обязанностей можно выделить следующие: выдача и отзыв лицензий на право осуществления деятельности; утверждение совета директоров и руководства банков и МКО, уставов и прочих учредительных документов МКО; утверждение аудиторских фирм и контроль основной деятельности. В компетенцию Агентств относительно осуществления контроля входит следующие аспекты: проверка соответствия деятельности МКО нормам законодательства, функционирования органов МКО, анализ качества портфеля, разрешение конфликта интересов в МКО, недопущение отмывания незаконных доходов и применение внутренних регулирующих процедур в МКО.

Главной задачей вновь созданных Банковских Агентств являлось восстановление условий нормального функционирования банков и закрытие неплатежеспособных учреждений, в то же время, способствуя развитию и независимых органов надзора. Кроме этого Банковские Агентства содействовали выработке доверия к непруденциальному мониторингу, осуществляемому апексами Проекта Местных Инициатив, несмотря на то, что мониторинг не распространялся на микрофинансовые организации, не участвующие в данном Проекте.

У населения страны существовало крайнее недоверие к традиционным финансовым организациям, что способствовало возникновению низкого уровня сбережений и низкой ликвидности банковского сектора. В течение рассматриваемого периода, платежная система оставалась под контролем государственных органов, которые унаследовали монополию на платежные услуги Государственного Югославского Агентства, хотя именно коммерческие банки обслуживали простых граждан страны.


 

В данный исторический период начал деятельность Банк Микро Предприятия (БМП), который начал предоставлять небольшие займы малым предпринимателям. БПМ является первым из сети новых микрофинансовых банков при финансировании ЕБРР и Международной Финансовой Корпорации (МФК), который сегодня представлен более чем в десятке стран региона. БМП был учрежден в рамкахЗакона Федерация о банковской деятельностии получил лицензию вновь созданного Банковского Агентства Федерации1.

В Федерации Боснии и Герцеговины первый Закон «О микрокредитных организациях» был принят в июне 2000 г., а в апреле 2001 г. – в Республике Сербия. Несмотря на то, что в законодательных документах определялся вопрос о развитии более сложных правовых форм для микрофинансовых учреждений (некоммерческих НПО, микрофинансовых компаний, сберегательных и кредитных организаций, специализированных микрофинансовых банков), это не было достигнуто вследствие объективных причин. К ним можно отнести: восстановление страны после войны, сложная политическая ситуация, медленный и сложный процесс подготовки и принятия нового законодательства. Кроме этого, в обоих Субъектах существовали свои законодательные регулирующие положения. Так, деятельность микрокредитных организаций (МКО) в Республике Сербия контролировалась Министерством финансов, а в Федерации Боснии и Герцеговины находилась под контролем Министерства социальных дел. Деятельность МКО, зарегистрированных в Сербии, ограничивалась выдачей исключительно займов на предпринимательские цели, в то время как организациям, зарегистрированным в Федерации Боснии и Герцеговины, было разрешено также выдавать потребительские и жилищные займы.

На протяжении 2004 г. все заинтересованные стороны, включая соответствующих представителей государства и Субъектов, участвовали в подготовке проект нового Закона «О микрокредитных организациях». Этому процессу вновь содействовали Всемирный банк и его второй Проект Местных Инициатив, реализованный в период 2002-2005 гг. Новый Закон был необходим в силу следующих причин:

1. Вследствие важных ограничений по срокам и по условиям займов, «старый Закон» стал барьером для последующего развития отдельных МКО и сектора в целом.

2. МКО необходим доступ на финансовые рынки с целью получения более стабильным и коммерческим источникам финансирования

3. Надзор над МКО был неудовлетворительным, так как у Министерства не существовало ни возможностей, ни квалифицированного персонала для контроля и проведения мониторинга за деятельностью МКО.

Новый Закон «О микрокредитных организациях» был принят в Республике Сербия в июле 2006 г., а в октябре – в Федерации Боснии и Герцеговины. Новый Закон вносил в сектор некоторые важные изменения:

1. Все существующие МКО должны были трансформироваться в некоммерческие микрокредитные фонды или коммерческие микрокредитные компании с четкой структурой собственности.

2. Новым Законом не вводились никакие ограничения на сроки и условия займов. Единственным ограничением являлся максимальный размер займа: приблизительно 5.000 евро – для микрокредитных фондов и около 25.000 евро – для микрокредитных компаний.

3. Надзор и регулирование микрофинансового сектора было передано Банковским Агентствам, которые должны повысить репутацию всего сектора и предоставить дополнительную гарантию потенциальным инвесторам, кредиторам и донорам.


 

4. Новый Закон о МКО не разрешил микрокредитным организациям принимать сбережения населения, что является исключительно функцией кредитных учреждений.

За последние десять лет микрофинансовая сфера стала одним из наиболее быстро растущих секторов в экономике Боснии и Герцеговины, которая достигла отличных результатов в отношении выплаты займов, роста и качества портфеля. В то же время сотни тысяч предпринимателей с низким уровнем доходов имели доступ к финансированию своей деятельности.

Новый Закон о микрокредитных организациях направлен на создание благоприятной правовой среды для последующего роста и институционального развития существующих МКО. Ожидается, что в результате нового Закона произойдет более интенсивная консолидация микрофинансового сектора в Боснии и Герцеговине, а сам сектормикрофинансовстанет более конкурентоспособным, что будет способствовать созданию лучших сроков и условий займов для конечных заемщиков.

Вместе с тем, между Законами, принятыми в Республике Сербия и Федерации Боснии и Герцеговины, существуют значительные отличия. МКО в Федерации вынуждены сначала трансформироваться в неприбыльные организации – фонды. В Республике Сербия МКО могут трансформироваться непосредственно в микрокредитные компании – прибыльные организации, с четко определенной структурой собственности. Два закона предусматривают микрокредитные компании двух типов: общества с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерные общества (АО).

В рамках новых законов, органами регулирования и надзора за МКО являются Банковские Агентства обоих Субъектов, они же отвечают за надзор за банковским сектором в Боснии и Герцеговине. Исходя из положений Закона о микрокредитных организациях, Банковские Агентства приняли ряд подзаконных актов, на основе которых стало возможным начать процесс трансформации МКО сначала в Республике Сербия (январь 2007 г.), а затем в Федерации Боснии и Герцеговины (апрель 2007 г.). Следует обратить внимание на то, что МКО через Ассоциацию Микрофинансовых Организаций (АМФО) имели возможность регулярно предлагать рекомендации, касающиеся подготовленных законодательных актов, и устанавливать контакты с Банковскими Агентствами еще до получения формального права осуществлять надзор за деятельностью МКО.

Первым этапом трансформации МКО является подача заявки в банковское агентство на получение лицензии на осуществление микрокредитной деятельности. Деятельность МКО должна осуществляться в соответствии с жесткими правилами и подлежать более тщательному надзору.

За выдачей лицензии на право осуществления деятельности следовал процесс внесения МКО в соответствующий реестр. Однако из-за недостаточной гармонизации между нормативами, регулирующими внесение их в Реестр Фондов, и Законом «О микрокредитных организациях», МКО в Федерации Боснии и Герцеговины не смогли завершить этот процесс. Только в феврале 2008 г. были утверждены соответствующие законодательные процедуры. По этой причине большинство МКО еще не внесены в реестр. После внесения в реестр микрокредитные фонды получают правовой статус. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с Законом, микрокредитные фонды или микрокредитные компании являются правопреемниками МКО, которые были в них преобразованы, со всеми правами и обязанностями, вытекающими из этого статуса, что обеспечивает полную безопасность всех сторон, которые вступили в договорные взаимоотношения с МКО

После включения в соответствующий реестр, микрокредитные фонды или компании будут обязаны отчитываться перед Банковскими Агентствами. Документы Агентств четко определяют требования, которым должны соответствовать отчеты, как в плане содержания, так и в отношении сроков подачи.


Таким образом, анализ регуляторных положений свидетельствует о создании новой правовой среды [1]- основы для дальнейшего развития сектора микрофинансов в Боснии и Герцеговине, который характеризуется следующими аспектами:

1. Развитие правовой структуры для микрокредитных организаций (МКО) началось под покровительством Проекта Местных Инициатив Всемирного банка. НПО обладают наибольшей эффективностью осуществления финансовой деятельности по сравнению с традиционными финансовыми организациями.

2. В настоящее время МКО продолжают заниматься, исключительно, кредитованием. Возможность создания кредитных компаний является условием для привлечения иностранных инвесторов и открывает новые возможности для сектора микрофинансирования. Единственным ограничением в микрофинансовом секторе является максимальный размер займов.

3. Разработка и принятие нового Закона «О микрокредитных организациях» способствует интенсивной консолидации микрофинансового сектора и повышению его конкурентоспособности.

4. На основе принятых подзаконных актов стал возможен процесс трансформации МКО в микрокредитные фонды и компании.

Опыт, накопленный Агентствами в регулировании и контроле банковского сектора, безусловно, полезен для дальнейшего совершенствования деятельности МКО. Вместе с тем, Агентства как регуляторные органы, могут достаточно быстро и эффективно использовать новые нормативы и решения, которые приведут к более успешной адаптации бизнес среды с учетом потребностей, как МКО, так и рынка в целом.






Румыния

В 2003 г. в рамках Программы Развития и Укрепления Предпринимательства ЮСАИД (USAID) проводилась оценка микрофинансового сектора в Румынии. По результатам исследований было определено, что количество кредитоспособных заемщиков, которые хотели бы получить кредит в сумме менее 25 000 евро на регулярной основе, составляет приблизительно 113 000 человек. Общий спрос оценивается примерно в 565 млн. евро. В 2003 г. на рынке присутствовали 8 организаций, предоставляющих микрофинансовые услуги, основанные различными международными донорами и программами поддержки, в том числе: ЮСАИД, Мировое Видение, Фонд Открытое Общество, Си-Эйч-Эф Интернэшнл и Правительством Швейцарии. На конец 2003 г. совокупный активный портфель всех микрофинансовых организаций составил 23.1 млн. евро (4% от совокупного спроса).

Многие банки, включая Румынский Коммерческий Банк, Райффайзен Банк, Трансильвания Банк, Альфа Банк, Румынский Банк и МИРО-Банк (переименованный в ПроКредитБанк), осуществляли программу кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ), финансируемую ЕБРР. Большинство данных организаций сосредоточено в Трансильвании и Бухаресте, в то время как другие регионы страны охвачены в меньшей мере. Портфель румынских банков в секторе микробизнеса на июнь 2003 г. составил около 270 млн. евро1.

Необходимо заметить, что в микрофинансовом законодательстве, в первую очередь, нуждаются сектор малого и среднего бизнеса, предприниматели и действующие микрофинансовые организации. Согласно «Ежегодному отчету о состоянии сектора МСБ в Румынии», опубликованному Национальным Агентством МСБ и Кооперации (Агентство МС), микропредприниматели составляют 90% от общего числа предприятий малого и среднего бизнеса (использующие в своей деятельности менее 10 наемных работников). Одна из основных проблем, с которой они сталкиваются в своем развитии и деятельности – это ограниченный доступ к кредитам традиционных банков, что вызвано следующими факторами:

· отсутствие кредитной истории у мелких компаний, особенно у начинающих бизнес;

· отсутствие залога (гарантийные фонды для МСБ не применяются для займов менее 25 тыс. евро);

· суммы займов не представляют интереса для банков в плане их предоставления и обслуживания.

Предприниматели и микрокомпании без кредитной истории, с недостаточным опытом и знаниями в области ведения бизнеса, незначительными активами, которые нельзя использовать в качестве залога, редко имеют доступ к формальному финансовому сектору. Сумма кредитов, которая интересует таких заемщиков, слишком мала для банков, административные затраты на выдачу и мониторинг таких кредитов перевешивают прибыль банков от этих операций. Такие заемщики в настоящее время нуждаются в альтернативных источниках кредитования – небанковских коммерческих и некоммерческих кредитных организациях, услуги которых часто обходятся очень дорого.

Основным вопросом в сфере микрофинансов является разработка соответствующей правовой структуры для микрофинансовой деятельности. В силу этого был определен Проект по разработке правовой инициативы, включающий в себя несколько стадий:1


 

1. Создание рабочей группы по разработке новой правовой структуры для микрофинансовой деятельности. Основная задача рабочей группы является предоставление определенной информации юридической фирме для разработки новой правовой среды для МФО. Были проанализированы аналогичные законы стран СНГ, Восточной Европы и Балканских стран, а также тенденции развития правового статуса микрофинансовых организаций. В результате проведенного анализа было конкретизировано, что законопроект должен предусматривать регистрацию или трансформацию существующих НПО, а также минимальные требования к капиталу в размере 200 тыс. евро. Данные предложения получили поддержку всех МФО, являющихся членами Микрофинансовой Коалиции.

2. Разработка микрофинансового законодательства. При технической поддержке юридической фирмы SALANS после изучения аналогичных правовых инициатив разных стран и Румынского законодательства в области микрокредитования первый проект микрофинансового закона был представлен рабочей группой весной 2004 г. представителям различных партий, демонстрирующих интерес в отношении микрофинансов1.

3. Партнерство с целью продвижения микрофинансового законодательства. Проект представляло Правительство совместно с Агентством МСБ и Министерством коммерции и торговли, которое в настоящее время обслуживает микрофинансовые кредитные линии Всемирного Банка для микро и малых предпринимателей в реструктурируемых шахтерских районах.

4. Лоббирование микрофинансового закона. Многочисленные презентации о состоянии дел в микрофинансовом секторе Румынии, тенденции международного микрофинансирования и рекомендации Европейского Союза по развитию микрофинансового сектора были предоставлены Национальному Банку Румынии, Ассоциации Румынских Банкиров, Совету Социального Диалога агентства МСБ, различным Министерствам и Парламентским Комиссиям. Все румынские МФО участвовали в продвижении микрофинансового Закона, пропагандируя его основные положения среди парламентариев из своих районов, профессиональных и предпринимательских ассоциаций, деловой общественности и в средствах массовой информации. В 2004 г. в Румынии состоялись выборы. Из-за изменений в правящей коалиции, процесс одобрения Закона о микрофинансировании пришлось начинать заново.

 

Таким образом, по состоянию на конец 2004 г. МФО предоставили микрозаймов на сумму 65 млн. долларов США, увеличили свою долю рынка на 8%, охватив 12% рынка микрофинансовых услуг. За тот же самый период доля микрокредитного рынка банков увеличилась с 44% до 57%, благодаря предложению новых финансовых продуктов для микропредпринимателей сравнительно небольшими банками1. В период с 2000 г. по 2006 г. микрофинансовый сектор Румынии стал более эффективным и продуктивным в достижении своей цепи, которая заключается в предоставлении кредитных и прочих услуг предпринимателям, которые испытывают в них дефицит.

Данные достижения стали возможными благодаря развитию специализированной регуляторной среды, которая в настоящее время представлена следующими законодательными документами2:


 

1. Постановлением Правительства № 40. Оно действует с 2000 г. и предусматривает лицензирование неприбыльных кредитных агентств, которые предоставляют кредиты за счет государственных средств (например, кредитов Всемирного Банка под гарантии Правительства Румынии). Таким образом, они занимаются микрокредитованием на основе специальных критериев отбора (например, минимум три года деятельности, проведение аудита).

2. Законом о микрофинансовых компаниях № 240. Данный Законпринят Парламентом Румынии в июле 2005 г. и способствует развитию благоприятных условий для микрофинансовых компаний (МФК) для роста и расширения портфеля продуктов и поддержания услуг. В соответствии с законом, МФО, зарегистрированные как МФК, могут предоставлять кредиты до 25000 евро предпринимателям, а также микро и малым предприятиям на финансирование экономической деятельности и развитие бизнеса.

3. Постановлением Правительства № 28. Оно вступило в силу в январе 2006 г. и регулирует условия предоставления займов небанковскими микрофинансовыми учреждениями (НБМФУ) с целью обеспечения финансовой стабильности. Важно отметить, что постановление определяет Национальный Банк Румынии (НБР) как орган надзора за всеми НБМФУ. Данным документом расширяется круг получателей микрокредитов, включающий физические лица и потребительские займы. Небанковские микрофинансовые учреждения представлены различными типами небанковских финансовых организаций: МФК, лизинговые компании, ипотечные компании, кредитные союзы и гарантийные фонды.

4. Законом по Развитию экономических реформ, согласно которому любое физическое или юридическое лицо может продавать в кредит и давать взаймы, если это лицо не привлекает депозиты населения. Данная деятельность не подпадает под юрисдикцию Закона о Банках.

5. Законом об Общих правовых положениях касс взаимопомощи сотрудников (кредитных союзов).

Существующая правовая среда рассматривает микрофинансовый сектор как составляющую финансового сектора, которая учитывает общие принципы микрофинансирования и принимает во внимание правовые, экономические и культурные факторы Румынии. К данным принципам относятся следующие1:

· Минимальные требования к капиталу призваны обеспечить самоокупаемость МФК. Законодательство Румынии предусматривает наличие минимального капитала (200 000 евро) для МФК. Данное требование обусловлено экономией за счет масштаба в микрофинансовой индустрии Румынии, поскольку ниже указанного уровня МФК могут быть не в состоянии поддерживать необходимую инфраструктуру и вести рентабельную деятельность без донорского финансирования. В соответствии с этим МФК вынуждены быть более эффективными с целью снижения операционных расходов и достижения самоокупаемости.

· Ограниченные регуляторные барьеры при выходе МФК на рынок. Барьеры для входа МФК на микрофинансовый рынок достаточно либеральны. Правовая среда не предусматривает ограничений на иностранную собственность и управление капиталом. Данный аспект особенно актуален в процессе интеграции Румынии в Европейский Союз (после вступления в него 1 января 2007 г.).

· Защита потребителей. Два аспекта защиты потребителей особенно характерны для микрофинансов: 1) защита заемщиков от неправомерных методов кредитования и сбора задолженности, и 2) «добросовестное кредитование» или предоставление заемщикам точной и прозрачной информации о стоимости займов.


Обычно отсутствие стандартизации в отношении комиссий и методов расчета процентов затрудняет для заемщиков сравнение цены при выборе микрофинансовой организации. По этой причине законодательство Румынии требует, чтобы МФК обнародовали процентные ставки и другие условия микрокредитных контрактов до их заключения. Указанные требования призваны помочь потенциальным клиентам оценить истинную стоимость кредита, и стимулировать ценовую конкуренцию на микрофинансовом рынке. Кроме того, условия конкуренции могут помочь МФК сконцентрировать внимание на повышении эффективности и снижении процентных ставок.

· Кредитная информация. Правовая среда в Румынии предоставляет микрофинансовым организациям право обмениваться информацией о кредитных историях заемщиков через Центральный офис банковских рисков, кредитные бюро или другие кредитные агентства. Услуги предоставления кредитной информации являются важным преимуществом, как для финансовых организаций, так и для клиентов. Собирая информацию о кредитных историях клиентов, кредиторы могут снизить свои риски. В то же время, наличие кредитных историй может позволить МФК использовать беззалоговое кредитование и оказывать положительное воздействие на конкуренцию среди кредитных организаций. Комбинация кредитных бюро и методов статистического скоринга расширит доступ к кредитам для малообеспеченных групп населения.

· Доступ к государственному финансированию. Одно из основных препятствий для микро и малых предприятий в Румынии – недостаточный доступ к финансированию, что особенно актуально для микропредприятий. Кроме того, государственные органы, уполномоченные управлять и распределять государственные средства, испытывают трудности с доставкой средств конечным потребителям -- микропредпринимателям. Данное обстоятельство усугубляет проблемы сектора микрофинансов, связанные с невозможностью освоить и оптимально использовать средства, полученные от международных доноров.

 

Формирование и развитие правовой среды регулирования финансовой деятельности значительно повлияло на развитие микрофинансового сектора в Румынии, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.

Таблица 1. Микрофинансовый сектор Румынии 1

Индикатор 2003 2004 2005 2006
Количество МФО                                         14 14 9 22
% охвата в стране 60% 80% 85% 100%
Количество займов 8400 14900 20000 30000
Средняя сумма займов (евро) 3100 3400 5200 6000

Источник: Дойчу Мария  Важность регуляторной среды для развития микрофинансового сектора: опыт Румынии // Microfinance. Police Monitor. – 2007. – № 11 (май). – Таблица 2. – С. 7.

 

Исходя из проведенного анализа правовой среды в Румынии, можно определить следующие результаты развития микрофинансовой среды.


 

1. Законодательными документами предусмотрена защита потребителей и гарантировано равенство заявителей на кредиты, путем обеспечения прозрачности микрофинансовой деятельности, предоставляя заинтересованным сторонам всею информацию в отношении условий и сроков финансирования, при этом, не допуская дискриминации при рассмотрении заявлений на микрокредиты.

2. НПО имеют возможность заниматься микрофинансовой деятельностью, но не могут пользоваться преимуществами, которые предоставляются микрофинансовым компаниям, включая законное право заниматься микрофинансовой деятельностью.

3. Банки практически достигли лимита своего проникновения на рынок микрофинансов и заинтересованы в кредитовании МФО, установлении стратегического партнерства в области разработки новых финансовых услуг для микропредпринимателей.

4. Коммерциализация является стратегией почти всех крупных МФО, что связано с улучшением показателей операционной и финансовой самоокупаемости, расширением портфеля займов, диверсификацией финансовых продуктов. За последние три года, средние и крупные МФО в Румынии продемонстрировали операционную самоокупаемость. Средний показатель для всех МФО составил 119%. Развитие сектора, оцениваемое с точки зрения географического охвата, повышения эффективности, производительности и прибыльности, является отличным индикатором оценки успешно используемой стратегии МФО.

5. Столкнувшись с необходимостью максимизации прибыли, множество МФО пытаются сохранить свою социальную ориентацию и достичь главную цель микрофинансирования, что, в свою очередь, подразумевает постоянное совершенствование качества услуг, предоставляемых целевым клиентам, и социальную ответственность по отношению к персоналу, клиентам, обществу и окружающей среде.

6. Инновационные проекты, объединяющие финансовые услуги с деятельностью по развитию общества, позволяют рассматривать румынский микрофинансовый сектор как связующее звено между коммерческим кредитованием и социально - экономическим развитием.

7. Правовая среда в Румынии обеспечивает доступ МФК к государственным финансам, тем самым стимулируя конкуренцию между кредитными агентствами (НПО) и МФК, что расширяет использование государственных средств и облегчит их доступ к финансированию.

 

Таким образом, благодаря новой правовой среде, микрофинансовый сектор Румынии оказался поделен на два сегмента. Первый сегмент является достаточно эффективным, финансово самоокупаемым, привлекательным для кредиторов. Второй сегмент объединяет множество новых МФО, уже зарегистрированных или находящихся в процессе регистрации (МФК). Данные организации пока еще нуждаются в специализированной технической поддержке для того, чтобы успешно интегрироваться в сектор.

Опыт Румынии показывает возможность создания эффективной регуляторной среды в области микрофинансирования и определяет два основных фактора успеха. Во-первых, последовательная и благоприятная правовая среда является необходимым условием развития микрофинансового сектора. Во-вторых, немаловажным фактором является постоянное лоббирование интересов относительно продвижения основных регулирующих положений в сфере микрофинансов, связанных с предоставлением эффективных финансовых услуг наряду с позитивным социальным воздействием и стимулированием развития страны.







Чехия

 

В настоящее время существует несколько программ, администрируемых Чешским банком развития, которые направлены на финансовую поддержку малых предприятий с помощью микрофинансирования. Чешские законы ограничивают непропорционально высокий уровень процента по кредитам.

Банковский сектор в Чехии полностью приватизирован. Основными микрофинансовыми продуктами являются потребительские кредиты, а так же кредиты малым предприятиям, которые из-за высоких рисков либо отсутствия залогового обеспечения не могут кредитоваться в обычном порядке.

Как правило, при кредитовании фермеров микрофинансирование предоставляется группе фермеров. Руководитель группы заключает коллективное соглашение с МФО. В случае, если возникают в трудности с возвратом ссуды, кредит реструктурируется, а его выплата растягивается на более длительный промежуток времени.

Регулирование кредитных союзов. Деятельность кредитных союзов регулируется Законом «О сберегательных и кредитных кооперативах», действующего с 1 января 1996 года, с изменениями от 1 мая 2000 г. Кроме этого, нормы, регулирующие деятельность кредитных союзов содержатся в Законе «О бухгалтерском учете», «О банках», «О ценных бумагах», в Постановлениях Чешского Национального банка.

Мониторинг и регулирование деятельности кредитных союзов осуществляется Департаментом по надзору за кредитными союзами, который находится в подчинении у Министерства финансов. Ежегодно, кредитные союзы предоставляют годовой отчет в Департамент. Управляющие органы кредитного союза обязаны информировать Департамент о всех ситуациях, которые могут негативно повлиять на деятельность союза. В свою очередь Департамент осуществляет проверку деятельности союзов и их бухгалтерскую отчетность.

Если Департаментом установлено, что кредитный союз нарушает законодательство, то он может потребовать скорректировать сложившуюся ситуацию: провести внеочередное совещание управляющего органа и участников союза, наложить штраф на должностное лицо, отменить решение управляющего органа кредитного союза, ограничить или запретить деятельность кредитного союза. Также в случае необходимости Департамент может полностью принять на себя управление кредитным союзом.

В кредитный союз должно входить, по меньшей мере, 30 членов. Членство не передается по наследству, а так же не может быть передано третьему лицу. Члены кредитного союза отвечают за возможные убытки союза. При этом объем ответственности может в 2 раза превосходить размер членского взноса. Ответственность может быть пропорциональна вкладу каждого члена союза.

При ежегодном собрании членов союза каждый член имеет один голос. Ежегодный отчет союза утверждается на годовом собрании его членов. Кредитный комитет союза ежегодно избирается из числа членов союза. В кредитный комитет должны входить, по меньшей мере, три члена союза.

Совет директоров определяет размер ставки по кредитам и депозитам, разрешение на выдачу кредита другому кредитному союзу, о получении кредита от другого кредитного союза или банка. Совет директоров составляет ежегодный доклад о деятельности союза для собрания его членов и Департамента по надзору за кредитными союзами. Ежегодный отчет кредитного союза должен быть подтвержден аудитором, чья кандидатура должна быть согласована с Департаментом.

Если члены правления при руководстве союзом в результате незаконной деятельности приносят ущерб, то они несут ответственность за причиненный ущерб. Ни директор, ни сотрудники Департамента не могут входить в состав создаваемых кредитным союзом органов управления. Избранные члены правления не должны иметь судимости, связанной с кредитом.


Они должны обладать достаточными профессиональными способностями. Доклад о профессиональной пригодности управляющих должен быть представлен в Департамент.

Взнос в кредитный союз может быть только в денежной форме. Каждый участник кредитного союза может приобрести только одну акцию, стоимость которой определяется уставом. Кредитный союз может принимать вклады от своих членов и других кредитных союзов. При разрешении Департамента он может принимать вклады и других юридических лиц. Члены кредитного союза обязаны вносить вклады в кредитный союз. Устав кредитного союза определяет основные виды вкладов и лимит процентной ставки. Прибыль после налогообложения может быть распределена между членами кредитного союза.

Кредит предоставляется только членам союза. В уставе должно быть оговорено, какие виды кредита и на каких условиях выдаются кредитным союзом. При разрешении органов государственного управления кредитный союз может взять кредит у другого кредитного союза. Кредитный комитет следит, чтобы размер выданного кредита на каждого заемщика не превышал размер, установленный Министерством финансов.

Кредитный союз может размещать депозиты в других кредитных союзах и банках. Также он может инвестировать свободные денежные ресурсы в ценные бумаги местных органов управления и ценные бумаги, выпущенные Центральными банками ОЭСР. С разрешения Департамента кредитный союз может приобретать другие ценные бумаги. Однако при этом необходима оценка рисков.

Уставной капитал кредитного союза составляет не менее 18 000 евро. Он должен быть полностью оплачен к началу деятельности. Кредитный союз должен осуществлять мониторинг за состоянием своих активов и пассивов, соотношением между капиталом и резервами. Нормативы к резервам и другие требования к структуре баланса разрабатываются Министерством финансов и Департаментом. В соответствии с требованиями кредитный союз должен поддерживать свою платежеспособность и ликвидность, следить за минимальной суммой резервов, лимитам по отдельным видам кредитов, осуществлять мониторинг сроков погашения обязательств. В соответствии с законодательством кредитный союз создает Резервный фонд, который должен составлять не менее 20% от основного капитала.

Кредитный союз является юридическим лицом. Он может вести счета, предоставлять юридические и консультационные услуги, размещать вклады для удовлетворения потребностей своих членов в социальном обеспечении, медицинском страховании и образовании. Кредитный союз может приобретать только имущество, которое необходимо для осуществления его уставных целей. Кредитный союз может получать наследство и пожертвования, но не может приобрести прямой или косвенный контроль над другим юридическим лицом, стать акционером другого юридического лица.

По решению членов кредитного союза, кредитный союз может быть разделен или, наоборот, войти в состав другого кредитного союза. При этом требуется согласие не менее чем двух третей членов союза. Кредитный союз так же может быть ликвидирован. Ликвидация может происходить либо в судебном порядке или по решению его участников. Союз ликвидируется, если количество его членов становиться меньше 30 или уставной капитал уменьшается ниже установленного минимума.

При ликвидации кредитного союза назначается ликвидатор, чье назначение согласовывается с Департаментом. Все финансовые поступления от ликвидации союза не могут быть распределены между членами и подлежат перечислению в Фонд страхования вкладов. Фонд страхования вкладов создан для выплаты компенсаций вкладчикам, потерявшим свои вклады в результате действий кредитного союза. Вкладчику выплачивается компенсация в размере не более чем 80% застрахованного вклада и не более 3 800 евро на один вклад. Членство в Фонде является обязанностью каждого кредитного союза.


 

Финансовые ресурсы Фонда страхования вкладов образуются в результате взносов со стороны кредитных союзов, прибыли от инвестиций, штрафов, наложенных Департаментом на отдельные кредитные союзы и других платежей. Кредитные союзы обязаны перечислять в Фонд 0,5% от каждого депозита. Фонд может вкладывать деньги в депозиты коммерческих банков, приобретать государственные облигации, облигации Чешского Национального банка и т.д.





Хорватия

 

По состоянию на 2004 г. в Хорватии МФО насчитывали более 2 400 клиентов. Всего хорватскими микрофинансовыми организациями было выдано кредитов на сумму в 4 млн. евро.

 

Развивающееся микрофинансовое движение привело к тому, что в 2006 г. в Хорватии был принят закон «О сберегательно-кредитных кооперативах», который регулирует деятельность микрофинансовых организаций. Принятый Закон предполагает, что крупные сберегательно-кредитные кооперативы (СКК) могут быть трансформированы в коммерческие банки, а остальные СКК могут быть преобразованы в кредитные союзы.

Условия деятельности кредитного союза:

· Уставной капитал должен составлять не менее 68 000 евро.

· Кредитный союз должен сформировать филиальную сеть по всей стране.

· Членами кредитного союза могут быть люди, обладающие одной профессией или работающие на одном предприятии.

· Требуется наличие необходимой профессиональной квалификации у сотрудников создаваемой микрофинансовой организации.

· Регулируется применение унифицированных программных продуктов для ведения учета и осуществления операций.

Надзор за деятельностью микрофинансовых организаций осуществляет Центральный банк Хорватии.

 

В 2008 году в Хорватии для унификации принципов регулирования различных финансовых институтов был принят закон «О кредитных институтах». Нововведением стала возможность кредитным организациям проводить эмиссию акций. Для этого кредитное учреждение должно быть создано в форме акционерного общества и акции кредитной организации должны быть зарегистрированы.

Кредитные учреждения должны получить разрешение от Хорватского Национального банка на осуществление деятельности в качестве банка, сберегательной кассы или жилищного сберегательного банка. Национальный банк выдает разрешение на предоставление банковских и финансовых услуг. Разрешение на оказания других видов услуг может быть получено только при наличии разрешения на ведения банковской деятельности. Только после получения такого разрешения финансовый институт вноситься в государственный реестр.

Хорватский Национальный банк осуществляет административную и экспертную деятельность, направленную на антимонопольное регулирование рынка финансовых услуг. Если будет установлено, что свободная рыночная конкуренция на соответствующем рынке нарушена, то Хорватский Национальный банк принимает меры для обеспечения свободной рыночной конкуренции.

Сберегательные банки могут также предоставлять микрокредиты. Для того чтобы банк был зарегистрирован, его уставной фонд должен составлять не менее 1,1 млн. евро. Список услуг сберегательного банка значительно шире, что у кредитного союза. Банк может не только привлекать депозиты и выдавать кредиты, но и предоставлять гарантии, осуществлять операции с ценными бумагами и т.д.

Перспективным направление развития микрофинансового рынка в Хорватии является создание Микрокредитных Ассоциаций (МКА). Цель этих организаций заключается в предоставлении микрокредитов населению. МКА могут создаваться одним или более юридическими лицами или пятью частными лицами и должны производить операции лишь со своими собственными средствами (донорским капиталом или коммерческими займами) и смогут брать денежные депозиты лишь в виде залога. Наличность, полученная в виде залога, не может использоваться в целях кредитования.


Одним из крупнейших кредитных кооперативов в Хорватии является кооператив «Демос». Согласно уставу кооператива право на получение кредита имеют клиенты с низким уровнем дохода, которые не могут рассчитывать на получение банковского кредита, а также предприниматели из социально-незащищенных слоев, которые расширяют или хотят начать свое дело.

Наиболее распространенными кредитными продуктами кредитного кооператива являются: микрокредитование малых предприятий, размер кредита для которых может доходить до 15 000 евро, микрокредитование фермерских хозяйств и выдача потребительских ссуд.

Сельскохозяйственная ссуда предоставляется, как правило, на срок до 10 месяцев, в размере до 1 500 евро под 8,99% годовых. Получателями может быть группа фермеров в количестве 3 – 5 человек, которые выступают поручителями друг у друга. На сегодняшний день кооператив успешно реализуется проект по закупке доильного оборудования. Фермеры, находящиеся в одной географической области объединены в группы, а кооператив, благодаря значительным объемам закупок, получил существенные скидки у производителя оборудования.

Как правило, при кредитовании фермеров, основной формой обеспечения возврата кредита выступает поручительство. Процесс выдачи кредита включает в себя несколько посещений клиентов работниками кооператива, составление бизнес-плана и проведение комплексной оценки рисков. Каждого кредитополучателя работники кооператива посещают ежеквартально.

В свою очередь размер потребительской ссуды составляет от 300 до 1500 евро. Она выдается под 8,99% годовых на срок от 4 до 15 месяцев. При этом она должна на 110% покрываться заработной платой получателя.




Албания

 

За последние годы микрофинансированием в Албании охвачено более 6% домашних хозяйств в более чем 80% регионов страны. Средний размер кредита на одного заемщика вырос с 300 долл. США в 1998 г. до 3 000 долл. США в 2005 г.

С начала 90-х гг. XX века микрофинансирование стало важной частью процесса экономического развития Албании. При поддержке международных донорских организаций и Албанского правительства микрофинансовые организации (МФО) стали неотъемлемой частью финансовой системы страны. Став одним из элементов финансовой системы, МФО в середине 90-х гг. сохранили высокий уровень возврата выданных кредитов, в то время как из-за банковского кризиса один из системообразующих банков был закрыт, а во втором крупном коммерческом банке был введен мораторий на выдачу новых кредитов.

 

Сложившаяся благоприятная ситуация по возврату кредитов, выданных МФО, оказала влияние на процесс формирования системы регулирования их деятельности. Представители микрофинансовых учреждений отстаивали сохранение относительной свободы МФО. В свою очередь, Банк Албании настаивал на создании эффективной системы регулирования и надзора за деятельностью МФО. С позиции Банка Албании микрофинансовые институты пока не достигли оптимального масштаба операций и по-прежнему в своем финансировании зависят от доноров и прямых субсидий.

 

Первое серьезное изменение в системе регулирования и надзора за деятельностью МФО произошло в 1998 г. благодаря инициативе Всемирного банка. Всемирный банк для совершенствования деятельности МФО начал осуществлять проект, направленный на преобразование двух организаций из квазигосударственных в независимые МФО. Эти новообразованные организации и стали объектами государственного регулирования.

Впервые было сделано различие между МФО, которые принимают и не принимают вклады. Только те МФО, которые привлекали депозиты, могли создавать кредитно-сберегательные ассоциации (КСА) и союзы. Порядок взаимодействия между государством, донорами и получателями помощи был закреплен в Законе «О кредитно-сберегательных ассоциациях».

 

Новый Закон о КСА был принят в 2001 г. Он сохранил порядок предоставления займов членам КСА, их некоммерческий статус и организационную структуру. При этом были добавлены два важных элемента:

· Банку Албании было поручено осуществление лицензирования, регулирования и надзора за деятельностью КСА.

· Союз КСА взял на себя функции мониторинга финансового состояния своих членов.

 

В 2002 г. на основании Закона о КСА Банк Албании разработал Правила лицензирования и надзора за КСА, дающий возможность КСА быстро развиваться, в том числе за счет институционализации систем кредитования, развитых в сельской местности. Однако принятые Правила лицензирования не действуют в отношении других форм МФО, которых не привлекают вклады. В 2001 и 2002 гг. Банк Албании освободил две крупные КСА от регулирования их деятельности в рамках Закона о КСА, но обязал пересылать в Центральный банк квартальные балансы и анализ кредитного портфеля. Важно отметить, что КСА не подвергались инспекторским проверкам со стороны Банка Албании.


Вместе с тем в 2003 г. Банк Албании разработал Правила лицензирования небанковских финансовых учреждений. МФО может быть зарегистрирована в качестве небанковского финансового учреждения только в случае, если уставной капитал составляет не менее 1 млн. долл. США. Пока данная мера представляет трудность для большинства МФО, так как уставной капитал должен быть аккумулирован в полном объеме на дату регистрации. Так же уставной капитал не должен быть кредитом или обязательством со стороны донорской организации. На сегодняшний день только МФО Mountain Area Finance Fund смогло получить такую лицензию.

Две другие МФО Besa Foundation и Albanian Micro credit Partnership согласно Правилам лицензирования КСА, принятым в 2001 – 2002 гг. отправляют отчеты о своей деятельности в Банк Албании. Две другие – Building Futures и For the Future Foundation были зарегистрированы в 2001 г. в качестве некоммерческих организаций. Пока данные организации не предоставляют отчетность о своей деятельности в Банк Албании, и как некоммерческие организации не платят налоги. Так как объем сделок невелик, трудно ожидать, что данные организации смогут получить статус небанковских финансовых организаций в скором времени. При регистрации в качестве небанковских организаций эти МФО не только будут подвергаться мониторингу, но и выплачивать налоги. Например, налог на прибыль в банковской сфере составляет 25%. Эти три причины тормозят преобразование МФО в небанковские финансовые учреждения.

 

Банк Албании будет продолжать оптимизировать надзор как за КСА, так и за МФО. Например, эффективным будет являться совершенствование работы Союза КСА, которые объединяет финансовые кредитно-сберегательные ассоциации. Во-первых, Союз позволит в случае необходимости помочь КСА в регулировании ликвидности или обучении персонала. Во-вторых, Союз КСА может осуществлять самостоятельно мониторинг КСА, а затем передавать отчет в Банк Албании.

Если МФО, которые не привлекали вклады, долгое время оставались вне поля зрения Банка Албании, то взаимодействие с кредитно-сберегательными ассоциациям было более тесным. Банк Албании проводил консультации с КСА при принятии Положения о лицензировании и надзору в 2002 г. Вместе с тем, в финансовой сфере существует недовольство тем, что одни МФО (привлекающие депозиты) подвергаются надзору, что требует отвлечения специалистов от основной работы, а другие МФО не подвергаются надзору со стороны Банка Албании и не предоставляют отчеты о своей деятельности.

 

В настоящее время, по мнению представителей Банка Албании, необходимо создание специального Департамента, занятого надзором за деятельностью МФО. Это позволит осуществлять анализ всех квартальных отчетов МФО, осуществлять ежегодно инспекции, по крайней мере 10% КСА. Если учесть, что КСА аккумулируют только около 1% активов всей финансовой системы, то издержки при проведении надзора могут превысить результат.

Значительную роль в осуществлении эффективного мониторинга играет обучение персонала Банка Албании. Большинство из персонала прошло стажировку во Франции и Ирландии. Так же персонал Банка Албании принимал участие в работе международных конференций, посвященных микрофинансированию. Кроме обучения своих сотрудников Банк Албании проводил консультации, как населения, так и сотрудников МФО по правилам ведения кредитных операций. Это способствовало расширению проникновения микрофинансирования в различные отрасли экономики.

Важным событием в развитии микрофинансирования в Албании стало появление на этом рынке услуг коммерческих банков. Например, ProCredit Bank стал лидером в области микрокредитования. Еще одним успешным проектом является приобретение Raiffeisen Bank акций Сберегательного банка Албании. Сберегательный банк имеет общенациональную сеть и сосредотачивает более 50% всех депозитов. В настоящее время банки рассматривают микрокредит, как кредит до 10 000 долл. США, что существенно меньше, чем максимальная сумма кредита в МФО.

Выход на рынок микрофинансовых кредитов коммерческих банков потребует от Банка Албании принятия дополнительных норм, чтобы разграничить микрокредит, овердрафт, потребительский кредит и другие виды кредита. Например, коммерческие банки активно захватывают рынок «зарплатных проектов», т.е. проектов, когда предприятие переводит получение заработной платы своих сотрудников на пластиковые карточки. Для повышения конкурентоспособности своих предложений ряд коммерческих банков предлагает значительный овердрафт на срок до трех месяцев. Такая ситуация может быть небезопасна для страны с небольшим опытом развития собственной банковской системы.

 

Как отмечалось выше, необходимо создание отдельного Департамента в структуре Банка Албании для мониторинга рынка микрофинансового кредита. Анализируя деятельность МФО и коммерческих банков, работающих на рынке микрокредита, Банк Албании сможет повысить надежность финансовой системы страны в целом.




Венгрия

 

Основой венгерской системы микрофинансирования стал Венгерский фонд поддержки предпринимательства (ФПП), созданный в 1990 году. Основными акционерами фонда стало правительство, Венгерский кредитный банк и Венгерский сберегательный банк. ФПП стал ответственным за реализацию Программы поддержки малых предприятий. Благодаря его усилиям было создано 19 Местных агентств предпринимательства. В 1992 году в рамках ФПП была создана Система микрокредитования (СМК). Создание СМК преследовало следующие цели:

· Обеспечение малых предприятий стартовым капиталом.

· Развитие рынка кредитования малых предприятий, которые в последующем могли бы обслуживаться в коммерческих банках.

· Помочь формированию группы малых предприятий с положительной кредитной репутацией в СМК, которые смогли бы в дальнейшем рассчитывать на получение крупных кредитов в коммерческих банках.

 

СМК предлагал кредиты малым предприятиям на срок до 3 лет с отсрочкой выплаты основного долга на срок до 6 месяцев. Посредником в получении кредита выступали Местные агентства предпринимательства, которые за посредничество получали от СМК оплату в размере до 3% от общей суммы кредита и 10% от суммы полученных процентов. Максимальная сумма кредита составляла 5 000 евро. В последующем эта сумма была увеличена до 15 000 евро. Малые предприятия могли использовать заем для приобретения машин и оборудования, не более 30% займа могло быть использовано для пополнения оборотных средств. К середине 1997 года СМК было выдано микрокредитов на сумму около 23 млн. евро.

 

Следующим этапом развития микрофинансовой системы в Венгрии стало создание в 1999 году Государственного Комитета по микрокредитованию. Парламентом страны был принят Закон «О малых и средних предприятиях и содействию их развития», который вступил в силу с 1 января 2000 г. В соответствии с новым Законом предприятия получили возможность использовать 50% кредита для финансирования оборотных средств. Максимальный размер кредита был установлен в размере 12 000 евро.

Осенью 2003 года Комитет по микрокредитованию внес предложения по изменению системы микрокредитования. В соответствии с предложениями:

· микрофинансирование не должно осуществляться коммерческими банками;

· деятельность микрофинансовых организаций должна быть децентрализованной;

· необходимо формирование единой системы мониторинга и регулирования деятельности микрофинансовых организаций.

 

В апреле 2004 года Венгерский Банк развития начал осуществлять управление ФПП. Благодаря дополнительным нормативам микрофинансовый кредит:

· может быть использован для приобретения машин и оборудования, инвестиций в инфраструктуру;

· максимальный размер микрокредита увеличился до 25 000 евро;

· срок погашения увеличился до 8 лет, а отсрочка погашения составляет 6 месяцев;

· процентная ставка по кредиту устанавливается в размере 8% годовых.


В конце 2005 года начала действовать программа Микрокредит Плюс. В рамках программы Банк развития предоставляет микрокредиты через Местные ассоциации предпринимательства, которые осуществляют мониторинг за предприятиями-кредитополучателями. В рамках программы малые предприятия могут получить кредит до 60 000 евро. В настоящее время кредитом воспользовались более 240 предприятий. Сумма кредита превысила 9,3 млн. евро.

 

Регулирование. В настоящее время деятельность микрофинансовых организаций регулируется:

· Законом «О кооперативах», принятым в 1992 г.

· Законом «О кредитных институтах и финансовых организациях», принятым в 1996 г.

 

Закон «О кооперативах» регулирует деятельность финансовых организаций, осуществляющих свою деятельность как кооперативы. Так же деятельность кооперативов может регулироваться Гражданским кодексом. Закон «О кредитных институтах и финансовых организациях» регулирует деятельность организаций, осуществляющих банковскую деятельность.

 

Кредитный кооператив является коллективной организацией, созданной в соответствии с принципами свободы объединений и взаимопомощи, которая позволяет через личное участие и финансовые вложения своих членов, предпринимательскую и другую активность содействовать интересам членов кооператива. Устав кооператива должен определять цели его создания и сферу деятельности.

При создании кредитного кооператива в соответствии с Законом «О кооперативах» требуется наличие лицензии. Национальный банк и Государственная Комиссия по надзору за финансовым рынком осуществляют предоставление необходимых лицензий. Комиссия по надзору при выдаче лицензии определяет сферы деятельности кредитного кооператива и территорию его действия.

В соответствии с законодательством кредитные кооперативы обязаны отправлять в Комиссию годовые отчеты, аудиторские заключения и отчеты об использовании чистой прибыли. При возникновении финансовых трудностей Совет директоров кредитной организации обязан немедленно проинформировать Комиссию и Национальный банк. В свою очередь регулирующие органы могут по своему усмотрению в случае необходимости запрашивать дополнительную информацию о состоянии кредитного кооператива.

Комиссия несет ответственность за рассмотрение, анализ и оценку поступающей информации о деятельности кредитного учреждения. Каждые два года Комиссия проводит проверку деятельности кредитного кооператива, включая проверку бухгалтерии. Комиссия вправе оказать воздействие на кредитный кооператив для устранения выявленных нарушений, включая наложение штрафа.

Кредит может получить только член кооператива. Для создания кредитного кооператива необходимо наличие не менее 15 членов. Управление кооперативом осуществляется собранием его членов, которое должно проходить не реже 1 раза в год. Полномочия собрания распространяются на избрание и освобождение от должности членов и председателя правления и наблюдательного совета. Так же собрание устанавливает распределение полученной прибыли.


Собрание членов кооператива избирает Совет директоров, который должен состоять не менее чем из трех человек. Из состава Совета директоров избирается его председатель. Если в кооперативе менее 50 человек, то управление кооперативом может осуществлять председатель кооператива. Устав кооператива определяет полномочия органов его управления, их состав, порядок взаимодействия с собранием. Кроме этого, в состав кредитного кооператива должен входить один внутренний аудитор, которой проверяет выполнение финансовых операций в соответствии с существующими правилами.

В соответствии с уставом кооператива определяется стоимость акций, порядок распределения акций среди членов кооператива. Каждый участник кооператива должен купить по меньшей мере одну акцию и оплатить покупку в течение года. Акции могут передаваться по наследству. Акции позволяют держателю рассчитывать на получение дивидендов после уплаты налога на прибыль. Устав регламентирует, какая часть прибыли должна быть распределена между членами пропорционально личному вкладу каждого из них.

Кредит может выдаваться только членам кооператива. Риск по кредиту, который получает один из участников кооператива, размер которого превышает 10% от общего капитала кооператива, считается высоким. Кредит на одного заемщика не может превышать 25% капитала кооператива.

Минимальный уставной фонд кредитного кооператива составляет 380 000 евро (100 млн. фор). Лицензия выдается, если 50% уставного фонда внесено на специальный депозит. После выплаты налогов, 10% прибыли должно направляться в Резервный фонд кооператива. При этом направление прибыли в резервный фонд является более приоритетным, чем ее распределение в виде дивидендов. Кредитный кооператив может использовать Резервный фонд только для погашения убытков, которое могут возникнуть при его деятельности. Кредитный кооператив должен постоянно осуществлять мониторинг ликвидности и рисков.

Кредитный кооператив может принимать вклады, выдавать ссуды, осуществлять финансовый лизинг, обмен валюты, предоставлять депозитарные ячейки, выпускать и погашать векселя. Для защиты своих интересов и активизации сотрудничества кооперативы могут создавать Ассоциации. При разработке законодательства в области кредитования, Ассоциация кредитных кооперативов принимает участие в их рассмотрении и утверждении.

В Венгрии кредитные кооперативы не осуществляют взносы в Национальный фонд страхования вкладов. Для повышения финансовой устойчивости кредитные кооперативы могут осуществлять взносы в Фонд добровольного страхования. При взимании Комиссией по надзору за финансовым рынком штрафов – 80% от штрафа должно перечисляться в Фонд добровольного страхования.





Польша

 

В 2008 г. в Польше насчитывалось более 60 кредитных союзов. Количество их членов превысило 1 754 000 человек. В течение ряда лет в развитии польской системы микрофинансирования наблюдается положительная динамика. Так, если в 1992 г. в Польше насчитывалось всего 14 137 человек, которые воспользовались микрокредитом, то в 2000 г. число получателей кредита превысило 390 000 человек, а в 2007 г. достигло 1 669 000 человек. Активы микрофинансовой системы страны возросли с 4 277 000 злотых в 1992 г. до 7 324 988 000 злотых в 2007 г. В период с 1992 по 2007 гг. количество организаций микрофинансирования возросло с 13 до 1 663.

Развитию польской системы микрофинансирования способствует государственная политика в области микрофинансирования, включающая в себя унифицированный маркетинг, стандартизацию продуктов и процедур, единые программные продукты обслуживания клиентов, систему взаимных гарантий и т.д.

В Польше микрокредиты могут предоставляться коммерческими банками, кредитными союзами и Национальной Ассоциацией сберегательных кооперативов и кредитных союзов. Так же микрофинансовые кредиты могут выдаваться небанковскими микрофинансовыми учреждениями – Фондом развития сельского хозяйства и Фондом развития польского сельского хозяйства.

Кроме сбережений граждан и юридических лиц, финансовые ресурсы для микрокредитов предоставляются: государственными органами управления, частными фондами, международными структурами – USAID, ESF, EIF, ERDF и т.д.

Важными элементами польской системы микрофинансирования являются: кредитные союзы, Национальная ассоциация сберегательных кооперативов и кредитных союзов, Общество взаимного страхования, кредитные союзы инвестиционных и финансовых обществ, Фонд польских кредитных союзов, Высшая школа администрирования и финансов, Арбитраж кредитных союзов и другие организации.

 

В Польше так же действуют гарантийные фонды, которые функционируют благодаря секторальной программе «Улучшение конкурентоспособности предприятий», реализуемой польским Агентством развития предприятий. На сегодняшний день в Польше функционирует более 50 гарантийных фондов. Свыше 4 500 гарантий было предоставлено в 2006 году. Важным направлением программы является содействие микрофинансированию. В ее рамках проводятся мероприятия, направленные на:

· Повышение информированности о возможностях получения микрокредитов и компаниях, предоставляющих такие услуги.

· Повышение уровня доступа микропредприятий к финансам.

 

Для микрофинансовых институтов Программа предусматривает:

· Небанковские финансовые учреждения уполномочиваются использовать гибкие и эффективные процедуры по сбору задолженности.

· Небанковских финансовых учреждений микрофинансирования освобождаются от налогообложения.

· МФО разрешается относить невозвращенные ссуды на затраты.

 

Основными продуктами и услугами микрофинансовых организаций в Польше являются: микрофинансовые кредиты, ведение персональных счетов, открытие срочных и сберегательных депозитов, эмиссия кредитовых и дебетовых корточек, осуществление безналичных расчетов, услуги страхования и т.д.


Регулирование. В Польше деятельность микрофинансовых институтов регулирует банковское законодательство, специальные инструкции Национального банка, Закон «О кредитных союзах», Закон «О свободе предпринимательской деятельности».

Закон «О свободе предпринимательской деятельности» определяет принципы осуществления хозяйственной деятельности в Польше. Закон устанавливает следующие требования для фондов, осуществляющих операции по микрофинансированию:

· Фонд должен быть некоммерческой организацией и использовать получаемую прибыль на свои уставные цели.

· Обязан вести отдельный учет финансов, выделяемых для микрокредитования малых предприятий.

· Сумма микрокредита не должна превышать 120 000 злотых (около EUR 30 000).

· Кредиты не могут предоставляться предприятиям, находящимся на стадии банкротства или санации.

· Необходима оценка возникающих рисков.

 

В соответствии с законом «О кредитных кооперативах», принятом в 1995 году, надзор за деятельностью кредитных и сберегательных кооперативов осуществляет Национальная Ассоциация кооперативных сберегательных и кредитных союзов.

Ассоциация несет ответственность за установление и обеспечение соблюдения стандартов и норм для кредитных союзов, осуществляет аудиторские и надзорные функции.

Все кредитные и сберегательные союзы должны быть зарегистрированы в Ассоциации. Это позволяет внедрять единые стандарты в области бухгалтерского учета, отчетности, программного обеспечения, оперативно осуществлять надзор и снижать риски.

Основными задачами Ассоциации является:

· Представление интересов кредитных союзов в государственных органах.

· Участие в разработке законодательных актов, касающихся деятельности кредитных союзов.

· Осуществление проверок деятельности кредитных союзов.

· Осуществление надзора за кредитными союзами.

· Разработка и проверка квалификационных требований к менеджменту кредитных союзов.

Так же важными задачами деятельности Ассоциации является: предоставление кредитов и займов кредитным союзам, разработка единых информационных систем, оказание кредитным союзам юридических, организационных и финансовых консультаций, принятие срочных депозитов от кредитных союзов.

Процесс контроля кредитных союзов в Польше включает в себя два этапа: мониторинг операций кредитного союза, программ привлечения капитала и программ развития; инспекционная деятельность, связанная с проведением проверок и ревизий.

Важными элементами системы микрофинансирования являются: Центральный финансовый фонд, Стабилизационный фонд, страховые компании и т.д. Центральный финансовый фонд выполняет для кредитных союзов такие же функции, как и Центральный банк в регулировании коммерческих банков. Это учреждение аккумулирует около 5% от всех привлеченных депозитов и выданных кредитов системой кредитных союзов д


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: