Лизинг персонала в России

    За рубежом кадровые агентства не ограничиваются набором готовых специалистов в лизинговый штат, а взращивают собственный лизинговый потенциал. Такие агентства отбирают талантливую молодежь, инвестируют в нее средства с тем, чтобы со временем сдать высокопрофессиональных специалистов в аренду компаниям, в них нуждающимся.

    Развитие кадрового лизинга в России тормозится вследствие несовершенства законодательной базы, непрозрачности подавляющего большинства компаний, а также нестабильности спроса на высококвалифицированных специалистов при условии их временного привлечения. Российское трудовое законодательство не предусматривает лизинговых отношений в сфере найма рабочей силы. Таким образом, проблемами являются урегулирование вопросов получения производственных травм лизинговыми специалистами при выполнении служебных обязанностей, а также использование имитоварно-материальных ценностей.

    Но несмотря на все трудности, за лизингом персонала в России хорошее будущее, поскольку он позволит многим компаниям взвешенно подойти к решению вопроса об оптимальном использовании персонала в деятельности организации.

    Преимущества и недостатки лизинга персонала

Лизинг имеет определенные преимущества.

    1.Уменьшение административных и временных издержек по ведению кадрового делопроизводства, бухгалтерского учета, составлению отчетности и пр.

    2.Набор нужного персонала в короткий срок в любом объеме.

    3.Снижение затрат на компенсационные пакеты, не предусмотренные для временных сотрудников, либо минимальные.

    4.Возможность менять сотрудника неограниченное число раз.

    5.Возможность нанять понравившегося сотрудника в постоянный штат.

    6.Отсутствие потерь и простоев в случае болезни основного сотрудника.

    7.Сокращение издержек на временное привлечение высококвалифицированных специалистов.

    8.Другие преимущества, зависящие от конкретной формы лизинговой схемы.

    Сотрудникам лизинг также дает определенные преимущества: стабильное положение для лизинговых сотрудников (непрерывность стажа, оплата отпусков, больничных листов, оздоровительных мероприятий и пр.); постоянная загрузка — зарплата временных рабочих в России составляет 200-300 долл. в месяц (в среднем же временные работники, работая три недели в месяц, получают 300—600 долл.); возможности для студентов; возможность найти работу (по статистике 10% получают предложение о постоянной работе).

    К недостаткам лизинга можно отнести следующие его свойства:

1. Дороговизна по сравнению со штатным персоналом. Плата за услуги кадрового агентства составляет обычно 12—18% суммы фонда оплаты труда и единого социального налога. Кроме того, на всю сумму начисляется НДС.

2. Возможная нелояльность сотрудников к компании.[4]

 

 

        

 

 

Аутсорсинг

(Долгосрочный лизинг персонала)

    Понятие «аутсорсинг» во­шло в практику в конце 80-х гг. XX века в результате углубле­ния разделения труда и произ­водственной кооперации в условиях глобализации. Пер­вым опытом аутсорсинга стали услуги американских и англий­ских юридических фирм, в рамках которых решение юри­дических вопросов передава­лось высококвалифицирован­ным и опытным специалистам (например, разрешение дело­вых споров в судебном поряд­ке). Но в дальнейшем спектр услуг расширился за счет внедрения практики бизнес консультирования.[5]

    Известно, что толчком к формированию рынка аутсорсинговых услуг послужила продолжительная конкуренция между такими автомобильными гигантами, как Ford и Gen­eral Motors. В свою очередь, автомобильные компании Японии с 1970-х гг. начали отвоевывать рынок тройки ав­томобильных гигантов США (General Motors, Ford и Chry­sler) за счет передачи производства комплектующих на аутсорсинг. Состояние последних стабилизировалось по­сле создания альянсов с японскими автомобильными ком­паниями и опять-таки за счет совместного использования аутсорсинга.

    Многие специалисты считают, что аутсорсинг получил дальнейшее распространение в связи с развитием ин­формационных технологий. По оценке крупного аутсорсера -Oracle, использование услуг IТ-аутсорсинга позволяет экономить более 75% расходов на оплату труда компании-клиента.

    Таким образом, развитие аутсорсинга обусловлено стремлением компаний использовать новейшие достиже­ния НТП для улучшения качества и повышения конкурен­тоспособности и привлекательности производимой про­дукции. В то же время современные технологии и знания, как правило, сосредоточены в руках специализированных компаний. В результате каждая сторона выполняет то, что у нее лучше всего получается. Это приводит к снижению себестоимости продукции за счет сокращения издержек.

    Аутсорсинг персонала (или аутсорсинг трудовых про­цессов) является разновидностью аутсорсинга и заключа­ется в эффективном перераспределении трудовых пото­ков и предложении выгодных решений управления челове­ческими ресурсами.

    Основная мотивация компании при обращении к аутсорсеру — привлечение отсутствующих у нее компетенций для достижения своих стратегических целей. Данный под­ход может дать компании-заказчику множество преиму­ществ:

— получение доступа к лучшим мировым технологиям ме­неджмента;

— освобождение внутренних ресурсов для других целей;

— разделение рисков;

— автоматизация процесса управления персоналом аут-сорсером (заказчику не приходится покупать специализи­рованные программы);

— стандартизация HR-функций и повышение их качества[6].

    Достижение любого из этих преимуществ позволит компании-заказчику значительно сократить свои издерж­ки.

    Выгода аутсорсинга заключается также в том, что иног­да весьма проблематично на индивидуальном уровне обеспечивать вовлеченность сотрудников. Это требует не только постоянного материального и морального стимули­рования вовлеченных работников, но и постоянного мони­торинга изменений их предпочтений. В такой ситуации вы­годнее привлечь наемный, хотя и не вовлеченный персо­нал со стороны, который в рамках целей и задач компании будет заниматься тем, что ему интересно. Ибо интерес к работе — залог ее эффективности.

    Практика показывает, что использование аутсорсинга позволяет сократить расходы компаний на HR-функции на 10-20%3.

Но как показывает опыт «British Petroleum», переход на аутсорсинг занимает от 9 до 18 месяцев, а среди основных рисков HR-аутсорсинга:

— риск утраты контроля над кадровой функцией;

— ослабление корпоративной культуры компании;

— особенности трудового законодательства разных стран (в основном европейских), ограничивающие возможность передачи управления персоналом другой стороне[7].

    Само по себе сокращение персонала при использова­нии HR- аутсорсинга — очень серьезная проблема. Так, в 2001 г. HR-аутсорсинг позволил телекоммуникационной компании Nortel Networks сократить 25% (25000 человек) персонала, Ericsson — 19% (21700 человек), Motorola — 14% (15000 человек).

    Очень важным аспектам при использовании аутсорсин­га является то, что всегда следует учитывать психологиче­ские тонкости, которые влечет за собой аутсорсинг. В пер­вую очередь, они связаны с информированием персонала о возможности аутсорсинга. Ведущие специалисты реко­мендуют не сообщать ничего, пока не будет выбран про­вайдер услуг. Причина в том, что обычно процесс выбора поставщика занимает очень много времени. Сформиро­вавшееся за это время у персонала чувство неопределен­ности может привести к его текучести. Поэтому персоналу лучше сообщить о планируемом аутсорсинге сразу после выбора поставщика. Хотя после этого возможно появле­ние у него чувства обиды. Главное помнить, что аутсорсинг не будет достаточно эффективным (даже при поддержке руководства) без поддержки персонала. Очень важно со­общить сотрудникам о преимуществах аутсорсинга как для компании, так и для них.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: