В мифологии древних цивилизаций

Героический период - начальный период истории многих народов, о которых сохранились предания в мифах, сказаниях и народных поэмах. Действующими лицами являются герои, которым приписывается божественное происхождение (полубоги), обладающие сверхчеловеческой силой; например, у греков Геракл, Тезей и др., у германцев герои песни Нибелунгов, у славян богатыри, Гильгамеш в Месопатамии и др.

В Риме существовала легенда о странствованиях троянского героя Энея — предка основателей Рима — Ромула и Рема. В дальнейшем мифология римлян в основном была связана именно с легендами об Энее, Ромуле и сменивших Ромула царях.

Герои в древнегреческой религии и мифологии легендарные вожди или богатыри, почитаемые после смерти как полубожественные существа. Культ героев поддерживался общиной или городом, которые видели в них своих предков. Многие герои, почитавшиеся в Древней Греции в 1-м тыс. до н. э., являлись по своему происхождению древними местными божествами, утратившими былое значение с распространением олимпийской религии (Агамемнон, Елена и др.). Греки почитали также героев-эпонимов, т. е. лиц, по имени которых давалось название племени, городу (Лакедемон, Коринф и др.); чаще всего это были вымышленные лица. К героям могли причисляться также выдающиеся исторические личности после их смерти (например, тираноубийцы Гармодий и Аристогитон в Афинах, поэт Архилох на о. Парос и др.).

Героические мифы Двуречья группируются по местным циклам. Наиболее интересен круг мифов г. Урука, связанный с именами героев Энмеркара, Лугальбанды и Гильгамеша - полулегендарного правителя г. Урука в Шумере (28 в. до н. э.).  В 3-м тыс. до н. э. возникли дошедшие до нас шумерские эпические песни о Гильгамеше.  В конце 3-го — начале 2-го тыс. на аккадском (ассиро-вавилонском) языке была составлена большая эпическая поэма о Гильгамеше. В ней описываются дружба Гильгамеша с диким человеком Энкиду, отчаяние Гильгамеша после смерти друга и его странствования в поисках тайны бессмертия, посещение им предка Утнапишти, пережившего потоп, и т. д. Легенда о Гильгамеше была распространена также у хеттов, хурритов, в Палестине и т. п. Наиболее известен вариант начала 1-го тыс. до н. э. из Ниневии (Куюнджик)[1].

Известен также миф о вражде орла и змеи и о попытке героя Этаны взлететь на небо на орле. До нас дошли в основном записи официальных версий мифов, подчинённые идее о бессилии человека перед богами.

РАЗДЕЛ 4. КУЛЬТУРА ВАВИЛОНИИ

Вавилонская культура, культура народа, населявшего в древности, в 4-1-м тыс. до н. э., Месопотамию - Двуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), характеризуется относительно высоким уровнем науки, литературы и искусства, с одной стороны, и преобладанием религиозной идеологии - с другой.

Развитие материальной культуры Вавилонии

Материальная культура народа Вавилонии находилась на сравнительно высоком уровне. Однако каменные орудия вышли окончательно из употребления лишь в начале 3-го тыс. до н. э. В металлургии в середине 3-го тыс. были известны литье, ковка, чеканка, изготовление золотой и серебряной проволоки, филигрань. Основным строительным материалом был сырцовый и, реже, обожжённый кирпич; был известен, но мало применялся свод, система дренажа и т.п. Позднее начинается заметный прогресс в технике. Совершенствуется военная техника - вводятся колесничное войско (с начала 2-го тыс.), панцирь из медных блях (с середины 2-го тыс.), конное войско, меч, укрепленные военные лагеря, осадные орудия - тараны, строятся каменные и наплавные мосты (на кожаных бурдюках).

В 1-м тыс. до н. э. в Вавилонии появляются железные орудия, в ремесле - также алмазное сверло, примерно на рубеже 2-го и 1-го тыс. до н. э. появляется и новая оросительная техника: водоподъёмное колесо (сакие), и «бесконечная» верёвка с кожаными ведрами (черд).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: