Сбор данных и отчет о затратах, связанных с качеством, должны входить в обязанности экономического отдела, однако инициировать начало работы по учету этих затрат, несомненно, должен отдел управления качеством.
Исторически сложилось так, что до сих пор затраты, связанные с качеством, не рассматривались как требующие особого внимания со стороны руководства.
Поэтому данные о них не представлялись в той форме, которая определена моделью PAF.[6] Может оказаться, что представлять данные о затратах по качеству в подобной форме (используя традиционные методы сбора, обобщения и представления информации) будет сложно. Более того, до тех пор пока в организации не начнет работать эффективная система менеджмента качества, невозможно установить порядок сбора информации о затратах, связанных с качеством.
Поэтому часто именно отдел управления качеством предпринимает первые шаги по сбору и оценке затрат, связанных с качеством.
Первоначальная попытка оценки затрат позволит получить только приблизительные данные (их следует рассматривать лишь как первый опыт).
|
|
Содержание и цели первых шагов отдела управления качеством по предварительному анализу затрат, связанных с качеством.
Отдел управления качеством осуществляет работы по предварительному анализу затрат, связанных с качеством, для того чтобы достичь следующих целей:
а) привлечь к расчетам экономический отдел, с тем чтобы:
ü ознакомить его сотрудников с содержанием работ по учету затрат, связанных с качеством;
ü определить, где возникают трудности с представлением данных в необходимой форме;
ü получить уверенность в том, что необходимость учета затрат, связанных с качеством, будет поддержана сотрудниками экономического отдела;
ü подготовить сотрудников экономического отдела к последующему сбору данных на постоянной основе;
б) получить данные, которые были бы достоверными в известных пределах:
ü не привлекая дополнительных ресурсов для точных расчетов, в которых нет особой необходимости;
ü нацеливаясь на выявление основных статей затрат;
в) представлять результаты анализа высшему руководству, для того чтобы:
ü дать количественное представление о затратах, связанных с качеством, и потенциально возможной экономии;
ü предложить инструмент для сравнения продукции с продукцией, подразделения с подразделением, подряжаемой компании с ее конкурентами;
ü сформировать основу для выработки дальнейших целей менеджмента и оценки степени их достижения;
ü поощрить инициативу по сбору данных о затратах, связанных с качеством, на постоянной основе;
|
|
ü предложить мероприятия по управлению и ограничению расходов, связанных с качеством.
Источники данных о затратах, связанных с качеством.
Источниками данных о затратах, связанных с качеством, могут служить:
ü ведомости по зарплате;
ü отчеты о производственных расходах;
ü отчеты о браке;
ü разрешения на отклонения и отчеты о переработке и устранении дефектов;
ü отчеты о командировках;
ü данные о стоимости продукции;
ü отчеты о расходах на ремонт, замену и гарантийное обслуживание;
ü протоколы (записи) контроля и испытаний;
ü протоколы (записи) анализа материалов;
ü бюджеты подразделений и т. п.
Основные сложности, возникающие при оценке затрат, снизанных с качеством.
При оценке затрат, связанных с качеством, может возникать много вопросов, например:
ü относятся ли расходы на поверку измерительного оборудования к затратам на предупреждение или являются частью затрат на оценку? Ответ зависит от того, где используется это оборудование. Если в ОТК — то это затраты на оценку, если в производственном цехе при самоконтроле — то это затраты на предупреждение;
ü часть персонала может работать, занимаясь одновременно:
ü написанием методик по качеству (предупреждение);
ü калибровкой и настройкой контрольного оборудования (оценка);
ü работой с браком, обнаруженным при контроле внутри организации (отказы внутренние);
ü работой с браком по жалобам потребителей (отказы внешние). Распределение затрат времени персоналом можно выяснить, например, интервьюированием (опросом) или путем проведения так называемого фотографирования рабочего времени;
ü затраты, связанные с необоснованными возвратами продукции, следует игнорировать.