Переходная экономика и ОЭЗ

Мировой опыт успешного функционирования ОЭЗ в середине 80-х гг. привлек пристальное внимание советских реформаторов, в результате чего была поставлена задача за 2-3 года создать ши­рокую сеть такого рода зон. Предполагалось создание в различных регионах СССР до 50 особых зон. При этом сами спецзоны зачастую рас­сматривались как чудодейственное средство по переходу от ко­мандной, дефицитной экономики к рыночно-ориентированной.

Первые попытки по пропаганде и созданию ОЭЗ были предпри­няты в середине 80-х гг. Так, в 1986 г. зародилась идея создания ОЭЗ «Находка». К концу 80-х гг. появилась государственная концеп­ция развития ОЭЗ на территории СССР.

По форме ОЭЗ должны были представлять зоны свободного предпринимательства, компактно расположенные в районах с раз­витым научно-техническим потенциалом. Важной задачей было привлечение иностранного капитала и технологий. В декабре 1989 г. Правительством СССР было принято постановление о со­здании ОЭЗ в городах Находка и Выборг. Через полгода краткие положения общего характера в отношении ОЭЗ были изложены в «Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР».

К началу 90-х гг. государственная концепция ОЭЗ дополняется рядом региональных инициатив. Эти инициативы делали акцент на значительной самостоятельности ОЭЗ и ратовали за огромные тер­ритории, отводимые под зоны. В середине 1980 г. Верховный Совет РСФСР принял решение о создании 13 особых экономических зон. По каждой ОЭЗ Совет Министров РСФСР утверждал отдельное положение, закрепляющее ее хозяйственно-правовой статус.

Процесс образования ОЭЗ в начале 90-х гг. характеризовался следующими чертами[15]:

 

– отсутствием четкого понимания реальных целей и задач ОЭЗ;

– огромностью отводимых территорий для ОЭЗ. На долю фор­мально созданных «особых зон» приходилось более одной трети территории России;

– массовой раздачей льгот и привилегий зонам и лоббированием их интересов в Правительстве РФ;

 – стремлением местных властей к суверенитету через создание ОЭЗ;

 – сами зоны рассматривались не столько как инструмент целенаправленной внешнеэкономической деятельности, а скорее как внутриэкономический фактор, имеющий целью создать противовес плановой системе хозяйствования.

Принятый в июле 1991 г. Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», в котором целая глава была посвящена ОЭЗ, заметно упорядочил процесс их образования. По этому Закону ОЭЗ созда­ются с целью привлечения иностранного капитала, передовой за­рубежной техники, технологий и управленческого опыта, развития экспортного потенциала.

В ОЭЗ устанавливается льготный режим хозяйственной деятель­ности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием: упрощенный порядок регистрации предприятий с ино­странными инвестициями. Так, для предприятий с вкладом ино­странных инвесторов до 75 млн. руб. регистрация производится не­посредственно в ОЭЗ; налогообложение по льготным ставкам: до 50% установленных на территории Российской Федерации  налогов для ино­странных инвесторов; понижение ставки платы за пользование зем­лей и другими природными ресурсами; предоставление права на дол­госрочную аренду (сроком до 70 лет) с правом субаренды (вне ОЭЗ этот срок до 50 лет); понижение таможенных пошлин на ввоз-вывоз товаров; упрощенный порядок пересечения границ, въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизового; наличие права без­лицензионного экспорта и импорта, предусмотренное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей иностранных инвести­ций более 30%. Валютная выручка предприятий от экспорта собст­венной продукции полностью оставляется в их распоряжении.

Коренные экономические реформы, начатые в 1992 г., и либе­рализация всей хозяйственной жизни в стране заметно изменили отношение российского правительства к проблеме организации ОЭЗ в России. Новые законы, регулирующие внутри- и внешнеэко­номические отношения, не предусматривали какого-либо особого статуса ОЭЗ. И хотя правительственные положения об ОЭЗ никто не отменял, государственные финансово-налоговые службы посчи­тали их утратившими силу. Все это вызвало беспокойство у ино­странных инвесторов. Принятый в июне 1992 г. Указ Президента РФ об ОЭЗ, а также заверения администрации действующих зон о неизменности зональной политики способствовали определенной стабилизации обстановки. Однако в целом в развитии ОЭЗ в стране явно стал ощущаться застой.

В Правительстве РФ возобладал подход к ликвидации зон, охва­тывающих огромные территории страны, что было вполне объяс­нимо. Взамен была предложена концепция формирования микрозон — разновидностей свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зон был положен принцип со­четания выгодного географического расположения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.

Стала заметной тенденция закрытия ранее созданных ОЭЗ путем урезания и лишения их ряда привилегий. В печати и высказываниях официальных лиц появились мнения о малой перспективности ОЭЗ в России, о необходимости развития всей экономики в льготном рыночном режиме, а не каких-то ее отдельных частей. Подобные точки зрения подкреплялись следующими аргументами:

– выражение опасения, что будет образовано слишком большое число различных ОЭЗ;

– высказывалось мнение, что ОЭЗ — это «черные дыры» российской экономики по утечке ресурсов страны, концентрация кри­миногенных элементов и других негативных явлений;

 – констатировалось уменьшение управляемости ОЭЗ со стороны центральных властей, их чрезмерная самостоятельность и фор­мирование новых региональных элит.

Несмотря на сдерживание процессов развития ОЭЗ сверху, тенденция к их развитию снизу часто оказывалась решающей. Усилилась тенденция по созданию «налоговых убежищ». В результате в России возникли спецзоны оффшорного типа.

В современных условиях развития страны, когда перед национальной экономикой стоит задача серьезного увеличения валового внутреннего продукта, вопросы создания и развития инфраструктур, содействующих вовлечению результатов научных исследований и разработок в хозяйственную деятельность, приобретают все большее значение.

Сегодня ситуация изменилась кардинальным образом, и с уверенностью можно сделать вывод, что с 2005 г. начался принципиально новый этап проекта по развитию особых экономических зон на территории России[16]. Начало новой волны ОЭЗ связано, прежде всего, с принятием двух базовых законодательных актов – Федерального закона от 22.07.05 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и Федерального закона от 22.07.05 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Этими законами заложена единая правовая основа создания и функционирования ОЭЗ на территории России, сформулированы новые принципы отношений власти и бизнеса на территории таких зон. Важно то, что для ОЭЗ введена принципиально новая система налоговых и таможенных льгот.

Все ранее созданные ОЭЗ прекратили свое существование с момента введения в действие Федерального закона № 116-ФЗ, за исключением двух – в Калининградской и Магаданской областях. В конце ноября 2005 г. в результате конкурсного отбора, проведенного Минэкономразвития России на основе нового закона, определились еще шесть особых экономических зон – в городах Зеленограде, Дубне, Санкт-Петербурге, Томске, Липецке и Елабуге.

Второй этап конкурсного отбора был проведен в 2007 г. Кроме того, сейчас в рамках проекта ОЭЗ активно набирает обороты такая форма, как портовые и туристско-рекреационные в ряде регионов России.

По мнению ведущих экономических аналитиков и представителей бизнес-элиты, развитие ОЭЗ и эффективное использование предоставляемых им налоговых и таможенных льгот будут одними из самых «горячих» вопросов для российского бизнеса в ближайшие годы, особенно учитывая постоянно увеличивающийся административный пресс со стороны государственных органов на иных территориях страны.

Сегодня на территории уже созданных ОЭЗ зарегистрировано 54 резидента, объем инвестиций на данный момент составляет свыше 5 млрд руб. При этом на территории технико-внедренческих ОЭЗ зарегистрировано 44 резидента, а на территории промышленно-производственных зон – 10. Из них 5 резидентов на территории Липецкой области и 5 – на территории Республики Татарстан[17].

Первая полноценная ОЭЗ промышленно-производственного типа «Елабуга» на территории Елабужского района Республики Татарстан была официально открыта в ноябре 2007 г., причем с уже действующими заводами, таможней, административно-деловым центром и системой администрирования. Основная специализация ОЭЗ «Елабуга» – производство автокомпонентов, полный цикл производства автомобилей, химическая и нефтехимическая промышленность, обрабатывающая промышленность, фармацевтическое производство, авиационное производство, производство мебели и др.

В 2008 г. была открыта вторая промышленно-производственная зона в Липецкой области. Также активно ведется проектирование и строительство технико-внедренческих зон. Что касается туристско-рекреационных ОЭЗ, то к настоящему времени разработаны концепции пяти таких зон. По двум (на озере Байкал) концепции были разработаны еще в марте 2008 г. Начало эксплуатации ТРЗ запланировано на 2012 г.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что в России завершился первый этап – этап формирования нормативной правовой базы и открытия «пилотных» зон. С 2009 г. началась новая фаза деятельности – период активного проектирования и строительства объектов инфраструктуры во всех ОЭЗ. В ближайшие годы результаты работы первых ОЭЗ покажут, насколько эффективным станет этот инструмент для диверсификации экономики и стоит ли его активно распространять по всей территории России. Однако первые результаты работы промышленно-производственных зон уже внушают достаточную долю оптимизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: