В рыночных условиях хозяйствования основной формой кредита является банковский кредит, т.е. кредит, предоставляемый коммерческими банками разных типов и видов. Субъектами кредитных отношений в области банковского кредита являются хозяйственные органы, население, государство и сами банки. Как известно, в кредитной сделке субъекты кредитных отношений всегда выступают в качестве кредиторов и заемщиков. Кредиторами являются лица (юридические и физические), предоставившие свои временно свободные средства в распоряжение заемщика на определенный срок.
Заемщик - сторона кредитных отношений, получающая средства в пользование (в ссуду) и обязанная их возвратить в установленный срок. Что касается банковского кредита, то субъекты кредитных сделок здесь обязательно выступают в двух лицах, т.е. как кредитор и заемщик. Это связано с тем, что банки в основном работают на привлеченных средствах и, следовательно, по отношению к хозяйственным органам, населению, государству - владельцами этих средств, помещенных на счетах в банке, выступают в качестве заемщиков. Перераспределяя сосредоточенные у себя ресурсы в пользу нуждающихся в них, банки выступают как кредиторы. То же самое наблюдается и относительно другой стороны кредитных сделок - населения, хозяйства, государства. Помещая на счетах в банке денежные средства, они выступают в роли кредиторов, а испрашивая ссуду - превращаются в заемщиков.
|
|
До начала перестроечных процессов в экономике 80-х гг. в нашей стране основным заемщиком банковского кредита выступало хозяйство в лице предприятий и организаций различных его отраслей. Причем в сфере банковского кредита, между хозяйственными органами и банками складывались отношения преимущественно в рамках одной государственной формы собственности, поскольку сами банки являлись государственными, а в хозяйстве страны доля по основным фондам кооперативно-колхозной и других форм собственности, кроме государственной, составляла всего лишь 10 %.
В стране в связи с переходом к рыночным условиям хозяйствования процессы деконцентрации производства, разгосударствления, демонополизации экономики и приватизации собственности привели, во-первых, к резкому увеличению количества хозяйствующих субъектов и банков; во-вторых, к смене формы собственности.
Так, в Российской Федерации могут создаваться и действовать предприятия, находящиеся в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций). Кроме того, могут создаваться и действовать предприятия смешанной формы собственности, основанной на объединении имущества, находящегося в перечисленных формах собственности, а также в собственности иностранных государств, юридических лиц и граждан.
|
|
Что касается современных организационно-правовых хозяйствующих субъектов, то в соответствии с ГК РФ юридические лица, представляющие собой коммерческие организации, могут создаваться в формах хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Хозяйственные товарищества выступают в формах полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного), а хозяйственные общества - в формах акционерного общества (открытого и закрытого типа), общества с ограниченной ответственностью или с дополнительной ответственностью.
Относительно коммерческих банков, которые занимаются непосредственным кредитно-расчетным и кассовым обслуживанием хозяйства, следует отметить, что в соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности» на территории Российской Федерации банки образуются на основе любой формы собственности (в том числе с привлечением иностранного капитала), и в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством России.
У коммерческих банков главным субъектом кредитных отношений выступает рыночное хозяйство. До перехода народного хозяйства к рыночной экономике предприятия и организации, находясь преимущественно в государственной форме собственности, подразделялись по отраслям.
В настоящее время хозяйствующие субъекты кредитования классифицируются на следующие группы:
- коммерческие предприятия и организации;
- некоммерческие предприятия и организации;
- финансовые организации;
- нерезиденты - юридические лица;
- предприниматели.
Причем, субъекты кредитования первых трех групп, находящиеся в различных организационно-правовых формах собственности, в зависимости от их формы собственности дополнительно банками подразделяются на три подгруппы: субъекты, находящиеся в федеральной собственности, в государственной (кроме федеральной) собственности и в частной собственности (т.е. негосударственной).
Банки-заемщики — это отечественные банки и банки-нерезиденты.
К физическим лицам-заемщикам относятся население, обращающееся за истребительскими ссудами, и физические лица-нерезиденты.
Государство как заемщик выступает в лице Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов РФ и местных органов власти, а также в лице государственных внебюджетных фондов РФ и внебюджетных фондов субъекта РФ и местных органов власти.
В настоящее время органы государственной власти различного уровня активно выступают в качестве субъектов банковского кредита. Коммерческие банки предоставляют им краткосрочные кредиты:
а) для покрытия кассового разрыва при исполнении бюджета на срок до окончания бюджетного периода;
б) для покрытия бюджетного дефицита;
в) под ценные бумаги, выпущенные для финансирования целевых программ социально-экономического развития региона (республики);
г) под инвестиционные проекты.
В сфере банковского кредита население нашей страны главным образом выступает в качестве кредитора.