Перечень тем семинарских и практических занятий для специальности 080507.00 «Менеджмент организации»

Практическое занятие 1 – Логистика как наука и хозяйственная деятельность (2 часа).

Цель занятия – формирование представления о месте логистики в сфере общественного производства, выработка первоначального навыка по построению логистической системы.

Практическое занятие 2 – Изучение информационных потоков (2 часа). Конкретная ситуация.

Цель занятия – на базе изученного материала исследовать логику построения и организации информационных систем и потоков.

Практическое занятие 3 – Управление материальными потоками на основе пооперационного учета логистических издержек (2 часа). Конкретная ситуация.

Цель занятия — изучение возможностей повышения эффективности функционирования склада, которые открывает пооперационный учет значимых логистических издержек.

Практическое занятие 4 – Закупочная, производственная, распределительная логистика (4 часа).

Цель занятия — ознакомление с методами контроля процесса поставки товаров,расчет длительности отдельной операции по сборке сборочной единицы; расчет длительности цикла обработки партии; расчет длительности цикла сборки; расчет длительности производственного цикла изделия; ознакомление с различными методами определения места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории.

Практическое занятие 5 – Разработка систем складирования (1 час). Деловая игра.

Цель занятия – закрепить знания студентов в области логистики складирования. Разобрать практические ситуации, возникающие при организации и управлении складским хозяйством.

Практическое занятие 6 – Управление запасами (1 час).

Цель занятия – закрепление изученного материала и овладение навыками расчета параметров различных систем управления запасами и контроля за их состоянием.

Практическое занятие 7 – Технико-эксплуатационные показатели работы транспорта (3 часа).

Цель занятия – закрепление навыков по определению основных технико-эксплуатационных показателей работы автомобильного транспорта; разработка маршрутов и графиков движения транспорта в процессе товароснабжения с использованием критерия минимума стоимости доставки.



Рекомендации по проведению практических занятий

Практическое занятие 1 – Логистика как наука и хозяйственная деятельность.

Цель занятия – формирование представления о месте логистики в сфере общественного производства, выработка первоначального навыка по построению логистической системы.

Задачи:

1. сформировать представление о предмете, объекте и содержание логистики, ее месте и роли в сфере общественного производства;

2. обучить характеристике основных и сопутствующих логистических потоков по классификационным признакам;

3. обучить методике построения схем логистических систем.

Средства обучения:  мультимедийное и видеооборудование.

Методы обучения:  опрос, выполнение индивидуальных аудиторных работ, конкретная ситуация.

Структура занятия:

1. Блиц – опрос – 20 мин.

2. Построение логистических схем – 25 мин.

3. Конкретная ситуация – 45 мин.

Студент должен знать:

- до изучения темы – основные положения и понятийный аппарат дисциплин естественно-научного и общепрофессионального блоков дисциплин учебного плана;

- после изучения темы – предмет и содержание дисциплины; сущность, целей и задач логистики; историю возникновения логистики; этапы развития и причины развития логистики; понятие логистики как науки и хозяйственной деятельности; понятие логистической функции и их классификацию; понятие и классификацию логистических потоков; особенности материальных, финансовых потоков и потоков услуг; понятие и классификацию логистических операций; логистические системы, особенности макросистем, микросистем, мезосистем.

Студент должен уметь использовать теоретические знания для анализа структуры и состава логистических потоков и выявления их особенностей, определения типа логистической системы и их основных функций, вида логистической операции.

Приобрести навыки построения модели (схемы) логистического потока, а также его состава с учетом специфики производимой (реализуемой) продукции, выполнении конкретных услуг (работ); определения основных элементов логистической системы, отразив основные признаки и свойства системы, выполняемые функции и осуществляемые операции в рамках заданной системы.

При изучении данной темы студент должен пользоваться соответствующей литературой, ответить на поставленные контрольные вопросы и контрольные тесты, выполнить индивидуальные задания.

Контрольные вопросы и практические задания для студентов.

    Вопросы для обсуждения на практических занятиях и конкретные практические задания приведены в «Методических указаниях по проведению практических занятий по дисциплине «Логистика» (2008г.)

Рекомендуемая литература: [1-6, 8, 11, 13, 18-22, 24].

 

Практическое занятие 2 – Изучение информационных потоков. Конкретная ситуация.

Цель занятия – на базе изученного материала исследовать логику построения и организации информационных систем и потоков.

    Задачи:

1. обучить методике построения информационных систем;

2. привить практические умения характеристики информационных потоков, систем и процессов;

3. обучить оценке информационных потоков и систем с использованием основных количественных и качественных показателей.

Средства обучения: классная доска, методические указания, мультимедийное и видеооборудование.

Методы обучения: конкретная ситуация, контрольные вопросы, тесты.

Структура занятия:

1. блиц-опрос – 10 мин.

2. разбор практической ситуации – 60 мин.

3. тест – 20 мин.

Студент должен знать:

- - до изучения темы – основные термины и определения по информационной логистике; классификацию информационных потоков и показатели, их характеризующие;

-   после изучения темы – принципы построения информационных систем; основные направления повышения эффективности информационных систем и сетей.

    Студент должен уметь классифицировать информационные потоки предприятия, по основным качественным и количественным параметрам оценивать их эффективность, выделять подсистемы информационной системы предприятия и оценивать ее эффективность.

    Приобрести навыки построения информационных систем, анализа информационных потоков, разработки решений по совершенствованию информационных систем.

    При изучении данной темы студент должен пользоваться соответствующей литературой, ответить на поставленные контрольные вопросы и контрольные тесты, выполнить индивидуальные задания.

Контрольные вопросы и практические задания для студентов.

    Вопросы для обсуждения на практических занятиях и конкретные практические задания приведены в «Методических указаниях по проведению практических занятий по дисциплине «Логистика» (2008г.)

Рекомендуемая литература: [2, 6, 8-11, 13, 22].

Практическое занятие 3 – Управление материальными потоками на основе пооперационного учета логистических издержек. Конкретная ситуация.

Цель занятия — изучение возможностей повышения эффективности функционирования склада, которые открывает пооперационный учет значимых логистических издержек.

Задачи:

1. обучить основам пооперационного учета логистических издержек;

2. ознакомить с основными направлениями повышения эффективности функционирования логистических систем.

Практическое занятие знакомит обучающихся с возможностями, которые открывает применение логистического подхода к управлению материальными потоками на складе* предприятия оптовой торговли. Однако следует отметить, что пооперационный учет логистических издержек позволит оптимизировать материальные потоки в любой логистической системе.

Средства обучения:  мультимедийное и видеооборудование.

Методы обучения: конкретная ситуация.

Структура занятия:

1. изучение предложенных материалов – 20 мин.

2. разбор конкретной ситуации – 70 мин.

Студент должен знать:

- до изучения темы – основные положения и понятийный аппарат логистики;

- после изучения темы – направления повышения эффективности логистических систем при использовании пооперационного учета логистических издержек.

Студент должен уметь классифицировать логистические потоки, определять структуру логистических затрат, оптимизировать их величину.

Приобрети навыки практических расчетов суммарной величины материальных потоков и затрат на их движение.

При изучении данной темы студент должен пользоваться соответствующей литературой, ответить на поставленные контрольные вопросы и контрольные тесты, выполнить индивидуальные задания.

Контрольные вопросы и практические задания для студентов.

    Вопросы для обсуждения на практических занятиях и конкретные практические задания приведены в «Методических указаниях по проведению практических занятий по дисциплине «Логистика» (2008г.)

Рекомендуемая литература: [1, 2, 3, 6, 10, 11, 13, 20, 21, 22, 35, 36].

 

Практическое занятие 4 – Закупочная, производственная и распределительная логистика.

Цель занятия – закрепление изученного материала по данной теме, формирование у студента практических навыков использования приобретенных теоретических знаний в практической деятельности.

Задачи:

1. изучить рейтинговый метод выбора поставщика;

2. приобрести навыки контролирования поставок на основе рейтингового метода выбора поставщика;

3. закрепить знания и умения использования основных критериев при реализации основной функции закупочной логистики;

4. обучить расчету длительности цикла обработки отдельных операций, длительности производственного цикла при различных вариантах календарной синхронизации производственного процесса, а также длительности производственного цикла изготовления изделия в целом;

5. обучить использованию различных методов определения места расположения склада (складов) в системе распределения;

6. закрепить полученные на лекции теоретические навыки.

Средства обучения: проектор, экран, методические указания, классная доска.

Методы обучения: групповая работа, конкретная ситуация.

Структура занятия:

1. блиц-опрос – 20 мин.

2. изучение методических рекомендаций – 20 мин.

3. решение конкретных ситуаций – 90 мин.

4. решение практических задач в группах – 50 мин.

Студент должен знать:

- до изучения тем:

1) основные термины и определения закупочной логистики, цели, задачи и функции закупочной логистики; методы снабжения, методы закупок, методы определения потребности в закупках; структуру логистических затрат и способы их расчета при осуществлении закупочной деятельности;

2)  понятие производственной логистики; задачи ПЛ; гибкость производственной мощности; подсистемы производственной системы; целеполагание в производственной логистике; законы организации производственных систем; методы оптимизации производственных потоков в непоточном производстве; правило 80-20; метод АВС;

3) понятие распределительной логистики, ее функции и задачи; классификацию посредников; порядок формирования логистических каналов и цепей; варианты организации системы распределения;

- после изучения темы:

1) варианты организации службы снабжения предприятия; этапы работы с поставщиками; основные критерии выбора поставщика для компании; способы использования рейтингового метода оценки поставщиков;

2) способы решения задач по расчету длительности обработки отдельных операций, обработки партии деталей при различных вариантах календарной синхронизации, по определению длительности цикла изготовления изделия;

3) методы определения количества распределительных центров в системе распределения и месторасположения распределительных центров; методы управления прохождением материального потока по обслуживаемой территории.

    Студент должен уметь

1) проводить анализ системы снабжения и закупок предприятия, проводить анализ работы с поставщиками, оценивать потенциальных поставщиков, определять потребность в закупках, оценивать их эффективность, на основе выбора методов снабжения и закупок проектировать систему закупочной логистики и оценивать ее эффективность;

2) проводить анализ производственной системы, рассчитывать длительность производственного цикла изготовления изделия, используя различные способы календарной синхронизации технологических операций, оценивать эффективность основных и вспомогательных производственных операций, а также моделировать работу производственной системы;

3) проводить анализ системы сбыта и работы с потребителями, оценивать потенциальные рынки сбыта, с точки зрения количества и места расположения распределительных центров, определять эффективность каналов и цепей распределения и всей распределительной системы в целом.

    Приобрести навыки

- анализа снабженческо-закупочной деятельности предприятия, а также разработки решений по ее совершенствованию;

- анализа производственной деятельности предприятия, разработки решений по ее совершенствованию, моделирования производственных процессов и систем;

-  проведения анализа и решения задач распределительной системы, разработки решений по ее совершенствованию, а также моделирования распределительных систем.

    При изучении данной темы студент должен пользоваться соответствующей литературой, ответить на поставленные контрольные вопросы и контрольные тесты, выполнить индивидуальные задания.

Контрольные вопросы и практические задания для студентов.

    Вопросы для обсуждения на практических занятиях и конкретные практические задания приведены в «Методических указаниях по проведению практических занятий по дисциплине «Логистика» (2008г.)

Рекомендуемая литература: [1 – 6, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 18, 19, 20, 22, 24, 25, 26, 30, 33, 35, 36].

 

Практическое занятие 5 – Разработка систем складирования. Деловая игра.

Цель занятия – закрепить знания студентов в области логистики складирования. Разобрать практические ситуации, возникающие при организации и управлении складским хозяйством.

Задачи:

1. способствовать формированию навыков управления складским хозяйством.

2. выявить факторы и источники, способствующие повышению темпов функционирования всех звеньев логистической цепи в системе управления складским хозяйством.

3. способствовать формированию знаний, умений и навыков проверки и рационализации информационных потоков и коммуникационных сетей, которые должны обеспечивать как прямую, так и обратную связь между складским комплексом и оптовыми потребителями.

Средства обучения: методические указания, классная доска, раздаточный материал.

Методы обучения: групповая работа, деловая игра.

Структура занятия:

1. ознакомление с методическими указаниями – 20 мин.

2. деловая игра – 25 мин.

Студент должен знать:

- до изучения темы – определение складов, их классификацию и функции; значение складов в системе логистики; складские затраты; систему складирования и ее элементы; показатели работы складов и пути повышения эффективности функционирования складских комплексов;

- после изучения темы – элементы системы складирования; основное складское технологическое и подъемно-транспортное оборудование; методы определения эффективности функционирования системы складирования.

    Студент должен уметь обосновывать решения по выбору элементов системы складирования, проводить анализ эффективности работы складского комплекса, проектировать систему складирования и оценивать ее эффективность.

    Приобрести навыки анализа функционирования складской системы, а также разработки решений по ее совершенствованию.

При изучении данной темы студент должен пользоваться соответствующей литературой, ответить на поставленные контрольные вопросы и контрольные тесты, выполнить индивидуальные задания.

Контрольные вопросы и практические задания для студентов.

    Вопросы для обсуждения на практических занятиях и конкретные практические задания приведены в «Методических указаниях по проведению практических занятий по дисциплине «Логистика» (2008г.)

Рекомендуемая литература: [1-11, 13, 14, 16-23, 26, 31, 34, 36].

 

Практическое занятие 6 – Управление запасами.

Цель занятия – закрепление изученного материала и овладение навыками расчета параметров различных систем управления запасами и контроля за их состоянием.

    Задачи:

1. закрепить полученные на лекции теоретические знания в области управления запасами на основе логистического подхода;

2. обучить методике построения систем управления запасами и контроля за их состоянием;

3. приобрести умения расчета основных параметров систем управления запасами.

Средства обучения: классная доска, методические указания, контрольные вопросы, тест, видеооборудование.

Методы обучения: блиц-опрос, тестирование, решение практических задач.

Структура занятия:

1. блиц- опрос – 15 мин.

2. решение практических задач – 30 мин.

Студент должен знать:

- до изучения темы – определение запасов и их классификацию; двойственное значение запасов для процессов производства и обращения; системы управления запасами, нормирования и контроля за их состоянием;

- после изучения темы – структуру издержек на содержание и управление запасами; методы определения нормы запаса и его различных уровней; основные отклонения в системах управления запасами.

    Студент должен уметь рассчитывать норму и уровни запаса при использовании различных систем управления запасами и контроля за их состоянием, параметры систем управления запасами, определять условия использования различных систем управления запасами и эффективность их функционирования.

    Приобрести навыки оценки эффективности системы управления запасами, разработки решений по ее совершенствованию, а также построения и моделирования систем управления запасами.

При изучении данной темы студент должен пользоваться соответствующей литературой, ответить на поставленные контрольные вопросы и контрольные тесты, выполнить индивидуальные задания.

Контрольные вопросы и практические задания для студентов.

    Вопросы для обсуждения на практических занятиях и конкретные практические задания приведены в «Методических указаниях по проведению практических занятий по дисциплине «Логистика» (2008г.)

Рекомендуемая литература: [1-11, 13, 14, 16-23, 26, 31, 34, 36].

 

Практическое занятие 7 – Технико-эксплуатационные показатели работы транспорта.

Цель занятия 7 – закрепление навыков по определению основных технико-эксплуатационных показателей работы транспорта; выявление главных слагаемых повышения эффективности работы транспорта и транспортных предприятий.

Задачи:

1. изучить основные технико-эксплуатационные показатели работы транспорта;

2. способствовать формирования навыков и умений по разработке маршрутов и составлению графиков работы транспорта;

3. закрепить теоретические знания в области транспортной логистики, полученных на лекциях;

4. изучить методы решения транспортных задач.

Средства обучения: контрольные вопросы, методические указания, тест, экран, проектор, видеооборудование.

Методы обучения: блиц-опрос, тестирование, групповая работа, практические задачи, конкретная ситуация, деловая игра.

Структура занятия:

1) изучение методических указаний – 10 мин.

2) решение практических задач – 30 мин.

3) самостоятельная работа студентов в группах – 20 мин.

4) подведение итогов деловой игры – пленарная дискуссия – 25 мин.

5) разбор конкретных ситуаций – 40 мин.

6) блиц-опрос – 10 мин.

 

Студент должен знать:

- до изучения темы – понятийный аппарат транспортной логистики, основные виды транспорта и их характеристики, преимущества и недостатки; показатели, характеризующие работу транспорта; методы организации и планирования перевозок, методы выбора перевозчика; транспортную маркировку, принципы формирования и основные транспортные тарифы; классификацию типов транспортных средств; показатели работы автотранспортных предприятий.

- после изучения темы – методы решения транспортных задач, технико-эксплуатационные и финансово-экономические показатели работы транспортных предприятий и перевозок.

    Студент должен уметь характеризовать основные элементы транспортной системы (транспортные коридоры и транспортные цепи), проводить анализ эффективности перевозок различными видами транспорта, различать транспортную маркировку и составлять транспортную характеристику груза), разрабатывать рациональные маршруты перевозки грузов автомобильным транспортом, а также в случае смешанных перевозок, рассчитывать основные показатели работы транспорта.

    Приобрести навыки решения проблем перемещения материальных потоков в логистических системах, а также решения транспортных задач с использованием логистического подхода.

    При изучении данной темы студент должен пользоваться соответствующей литературой, ответить на поставленные контрольные вопросы и контрольные тесты, выполнить индивидуальные задания.

Контрольные вопросы и практические задания для студентов.

    Вопросы для обсуждения на практических занятиях и конкретные практические задания приведены в «Методических указаниях по проведению практических занятий по дисциплине «Логистика» (2008г.)

 

Рекомендуемая литература: [1-7, 11, 13, 14, 15, 18, 23, 24, 28, 29, 33].



Список рекомендуемой литературы

 

1. Альбеков А.У., Федько В.П., Митько О.А. Логистика коммерции. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

2. Аникин Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая логистика: учебник. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005.

3. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: Учебное попобие/Под ред. проф. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2003.

4. Белоусов А.Г., Стаханов Д.В., Стаханов В.Н. Коммерческая логистика: серия «Учебники ХХI века». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

5. Виноградова М.В. Логистика: контрольные тесты для проверки знаний студентов/Под общей ред. проф. Н.П. Мазаевой. – М.: МГУС, 2003.

6. Виноградова М.В. Логистика: методические материалы по курсу для специальности 061100 «Менеджмент организации». – М.: МГУС, 2001.

7. Волгин В.В. Склад: Практическое пособие – 2-е издание – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2001.

8. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – 2-е издание. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.

9. Гаджинский А.М. Практикум по логистике. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.

10. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика: Учебное пособие. – 2-е издание. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2000.

11. Доналд ДЖ. Бауэрсокс, Дейвид Дж. Клосс. Логистика: Интегрированная цепь поставок/Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001.

12. Козловский В.А., Козловская Э.А., Савруков Н.Т. Логистический менеджмент: Учебное пособие. – 2-е издание, дополненное. – СПб.: Издательство «Лань», 2002.

13. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов. Под общей и научной редакцией д.э.н., проф. В.И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2004.

14. Логистика: ЮНИТА 1, 2. – М.: Современный гуманитарный университет, 1999.

15. Лукинский В.С., Бережной В.И., Бережная Е.В., Цвиринько И.А. Логистика автомобильного транспорта: концепция, методы, модели. – М.: Финансы и статистика, 2000.

16. Майкл Р. Линдерс, Харольд Е. Фирон. Управление снабжением и запасами. Логистика/Пер. с англ. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2002.

17. Манжосов Г.П. Современный склад. Организация и технология. – М.: КИА центр, 2003.

18. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э., Порошина О.Г. Эффективная логистика. – М.: Издательство «Экзамен», 2002.

19. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

20. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

21. Неруш Ю.М. Логистика в схемах и таблицах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006.

22. Николайчук В.Е. Логистика. – СПб.: Питер, 2003.

23. Николайчцк В.Е. Транспортно-складская логистика: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.

24. Основы логистики: учебное пособие/Под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2000.

25. Практикум по логистике: Учебное пособие/Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1999.

26. Радионов А.Р., Радионов Р.А. Логистика. Нормирование сбытовых запасов и оборотных средств предприятия: Учебное пособие. – М.: Дело, 2002.

27. Савин В.И. Склады: Справочное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001.

28. Савин В.И. Перевозки грузов железнодорожным транспортом: Справочное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003.

29. Савин В.И. Перевозки грузов автомобильным транспортом: Справочное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003.

30. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 4-е издание, дополненное и переработанное. – Минск: ООО «Новое знание», 2000.

31. Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории: Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Союз», 2001.

32. Сервис на транспорте: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Под ред. В.М. Николашина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

33. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.

34. Хранение на товарном складе. Специальные виды хранения: Практическое пособие/Под ред. В.В. Семенихина. – М.: Издательство Эксмо, 2005.

35. Экономика организации (предприятия): учебник, 2-е издание, переработанное и дополненное/Под общей редакцией д.э.н., проф. Н.А. Сафронова. М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2004.

36. Эффективность логистического управления: учебник для вузов/Под общей редакцией д.т.н., проф. Л.Б. Миротина. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.


* Выбор объекта обусловлен тем, что склад является одним из наиболее распространенных элементов логистических систем



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: