Приказ о создании программы

 

Создание программы оформляется приказом ректора ННГУ. В преамбуле приказа указываются цели создания программы. В тексте приказа определяется подразделение ННГУ, в составе которого создаётся программа, базовое подразделение (или несколько базовых подразделений), обеспечивающее учебный процесс программы и руководитель программы. При необходимости в приказе могут быть назначены научный руководитель программы, координатор программы и другие должностные лица, обеспечивающие менеджмент программы. 

 

Заключение договоров с заказчиками

            Обучение слушателей осуществляется на договорной основе полного возмещения затрат. Договоры могут заключаться с юридическими и физическими лицами. Договоры могут заключаться на обучение группы слушателей и на обучение отдельных слушателей.

Менеджмент программы ДПО

Менеджмент учебного процесса

 

Перед началом обучения очередной группы слушателей по программе ДПО следует выпустить приказ о зачислении слушателей на программу. В приказе указывается наименование программы и сроки обучения. По окончании обучения издается приказ об отчислении слушателей успешно завершивших обучение. В этом приказе указывается тип документа об обучении, выдаваемого слушателю программы. Слушатели, не завершившие обучение по каким-либо причинам отчисляются с соответствующей формулировкой.

Управление учебным процессом включает также работу по привлечению преподавательского состава, составление расписания занятий и обеспечение его выполнения, ведение личных дел слушателей программы и другую традиционную деятельность по организации учебного процесса.

 

Менеджмент качества программы

В соответствии с общими требованиями к обеспечению качества учебного процесса в ННГУ и с учетом конкурентной ситуации на рынке образовательных услуг управление качеством программы ДПО является необходимым элементом ее общего менеджмента. Одним из основных инструментов улучшения качества обучения является анализ отзывов заказчика, показывающий уровень удовлетворенности результатами обучения. 

 

 



IV. Статьи


Трансфер знаний – функция инновационного университета [8]

А.О. Грудзинский, А.Б. Бедный

Переосмысление модели функционирования университета является актуальной проблемой, остающейся в центре внимания мировой академической общественности в течение последних двух десятилетий. «Группа восьми» ведущих мировых государств поставила стратегическую задачу перед университетами, приняв в качестве приоритета формирование глобального инновационного общества посредством развития и интеграции всех трех элементов «треугольника знаний» (образование, исследования и инновации), крупномасштабного инвестирования в человеческие ресурсы, развития профессиональных навыков и научных исследований, а также путем поддержки модернизации систем образования, с тем, чтобы они в большей степени соответствовали потребностям глобальной экономики, основанной на знаниях [1].

Признано, что доминирующая с начала XIX века «немецкая» модель университета, более известная как «университет Гумбольта», не может дать ответы на все вызовы инновационного общества. Фундаментальными принципами этой модели являются академическая свобода и единство научных исследований и образования. Эта модель предполагает, что государство и общество полностью обеспечивают ресурсами работающих в университете ученых, которые генерируют фундаментальные знания в основном в соответствии с их собственными интересами и доносят знания до студентов в тех объемах и формах, которые им представляются наиболее рациональными.

Сформировавшаяся к началу XXI века глобальная экономика, основанная на знаниях, заставляет университеты искать новые, адекватные внешним условиям модели развития. Новые задачи общественного развития дают университетскому сообществу дополнительные возможности для реализации его интеллектуального потенциала. Кроме остающейся, как и прежде, возможности действовать в условиях академической свободы (в рамках государственного финансирования), университетские ученые и преподаватели могут также ориентироваться на запросы бизнеса и участвовать в конкурентной борьбе на глобальном научно-образовательном рынке. Доминирующей становится концепция рыночно-ориентированного инновационного университета, основанного на треугольнике знаний (образование-наука-инновации).

Эта концепция отражена и в документах Болонского процесса, где система высшего образования позиционируется на пересечении науки, образования и инноваций. В коммюнике, принятом по результатам встречи министров образования стран Европы в Лондоне в мае 2007 года подчеркивается ведущая роль высших учебных заведений как центров «образования, науки, творчества и трансфера знаний». Символическое понятие треугольник знаний отражает взаимодействие между образованием, научными исследованиями и инновациями, в совокупности являющимися основной движущей силой экономики, основанной на знаниях. Генерация новых научных знаний и образовательная деятельность являются двумя основными столпами функционирования традиционного исследовательского университета. Университет, основывающийся на концепции треугольника знаний, осуществляет также и третий вид деятельности, связанный с производством инноваций. Осуществление инновационной деятельности требует наличия системы ее организации. Она получила название системы трансфера знаний. Трансфер знаний призван обеспечить передачу знаний, включая технологии, опыт и навыки, от университета к внешним заказчикам – предприятиям, общественным и государственным структурам, приводя к инновациям в экономике и общественной сфере.

В развитых странах университетам отводится ключевая роль экономических двигателей в процессах создания новых знаний, их передачи в неакадемический сектор и коммерциализации. Одновременно университеты непосредственно влияют на развитие предпринимательского общества, обогащая студентов соответствующими умениями и навыками. В настоящее время Болонский процесс однозначно определяет необходимость корректировки системы отношений университетов с предприятиями, причисляя деятельность по трансферу знаний к ключевым компонентам развития университета. В Лиссабонском соглашении университеты рассматриваются как ключевой фактор в движении к повышению конкурентоспособности и инновационности экономики Европы.

Тем не менее, до сих пор среди европейских университетов существуют значительные различия в их возможностях, а главное – желании, участвовать в деятельности по трансферу знаний в дополнение к двум традиционным направлениям университетской деятельности – образованию и научным исследованиям. При этом продолжаются дебаты относительно того, что понимается под так называемой «третьей миссией» (после образования и исследований), и как она должна реализовываться в системе высшего образования. Терминология также меняется: понятие «трансфер технологий», которое совсем недавно стало привычным для академического сообщества, уже вытесняется более емким термином «трансфер знаний». А некоторые специалисты уже оперируют понятием «обмен знаний» между университетами, бизнесом, государственными и общественными структурами [2].

Диверсификация источников дохода университетов, в рамках которой снижается доля государственного финансирования в бюджете университетов и увеличиваются их доходы от трансфера знаний, имеет ряд не всегда удобных для университетов следствий. В ходе этих процессов возрастает финансовый риск и необходимость скрупулезного долгосрочного планирования деятельности университета. Возникает потребность в таких новых для большинства университетов видах деятельности как маркетинг, расчет издержек, ценообразование и т.п. Подобные изменения вынуждают многие университеты выходить на абсолютно новую для них территорию, подвластную суровым законам рынка.

       Одним из лидеров в системном развитии университетского трансфера знаний среди стран ЕС стала Великобритания. Процессы развития инновационной деятельности в высших учебных заведениях и их взаимодействия с бизнесом и обществом в целом активно начались здесь еще в начале 80-х годов прошлого века. С тех пор в университетах стали создаваться специализированные отделы по обеспечению трансфера знаний, формироваться так называемые «партнерства по трансферу знаний» с внешними предприятиями и организациями

       В 1999 году в Великобритании была запущена программа по поддержке трансфера знаний в высших учебных заведениях страны – «The Higher Education Innovation Fund». Эта программа финансируется Советом по финансированию высшего образования, через который фактически распределяется все «бюджетное» финансирование вузов страны. В настоящее время часть бюджетного финансирования английские вузы получают через программу по поддержке трансфера знаний, на основании представляемых ими отчетов с целым рядом показателей развития инновационной деятельности в вузе. В соответствии с установленными требованиями, все вузы Великобритании разработали свои стратегии по трансферу знаний, это стало необходимым условием предоставления им части бюджетного финансирования.   В своих стратегиях английские вузы отражают следующие ключевые параметры организации инновационной деятельности:

· основные направления деятельности (договорные научные исследования, образование в сфере предпринимательства, программы дополнительного профессионального образования и т.д.);

· целевые секторы (бизнес, общество, социальная сфера);

· географические приоритеты (международный, национальный, региональный, местный);

· имеющиеся приоритеты в сотрудничестве с определенными типами организаций (например, малые предприятия и т.д.);

· основные источники финансирования;

· механизмы мониторинга и оценки развития трансфера знаний, в т.ч. оценки результатов, экономического и социального эффекта;

· индикаторы оценки эффективности трансфера знаний;

· методики, используемые для расширения участия ППС в процессах трансфера знаний.

В аналитических материалах Английского Совета по финансированию высшего образования отмечается серьезный прогресс, достигнутый английскими вузами в развитии систем трансфера знаний: “Университеты и колледжи во все большей степени становятся источником знаний и опыта по широкому кругу экономической и социальной деятельности. Секторами, в которых наиболее развит университетский трансфер знаний в настоящее время являются культура и творчество, энергетика и охрана окружающей среды, высокотехнологичная инженерия, финансы, а также взаимодействие с общественными и благотворительными организациями. Вузы расширяют свое предложение для внешних заказчиков в соответствии с приоритетами, отраженными в их миссиях. Деятельность по трансферу знаний включает в себя также оказание консалтинговых услуг, реализация учебных курсов, созданных в соответствии с нуждами предприятий, проекты, ориентированные на местные сообщества. Миссии 79% английских вузов выделяют взаимодействие с бизнесом и местным сообществом как приоритетное направление деятельности, а в остальных соответствующая работа уже начата» [3].

Трансфер знаний возможен при условии, если в университете на самом высоком уровне реализуются традиционные направления деятельности – научные исследования и образование. Соответственно трансфер знаний включают в себя два основных процесса: коммерциализацию результатов научных исследований и реализацию рыночно-ориентированных образовательных программ. 

Первый процесс - это так называемый трансфер технологий - термин, который появился в конце семидесятых - начале восьмидесятых годов ушедшего века. Под трансфером технологий понимается организационный процесс передачи научно-технического «know-how» из научной лаборатории в производство в условиях рыночной экономики. Аналогом этого понятия в плановой советской системе хозяйства был термин «внедрение изобретений». Процессы трансфера знаний, связанные с коммерциализацией результатов научной деятельности, могут включать организацию научных исследований в рамках договоров, заключенных с организациями и предприятиями, использование прав интеллектуальной собственности на результаты научных разработок университета (лицензирование, создание спин-офф компаний), участие в национальных и региональных программах развития, работу технологических инкубаторов и научных парков.

Вторая основная компонента трансфера знаний связана с разработкой и реализацией востребованных рынком инновационных образовательных программ, позволяющих заказчику получить от их реализации необходимый экономический эффект. Организационной системой, на которой она базируется, является существующая в университетах система дополнительного профессионального образования. 

Важнейшее значение в эффективности процессов трансфера знаний имеет наличие соответствующей организационной инфраструктуры в университете, выполняющей роль «буфера обмена» между внешними заказчиками и подразделениями университета, его преподавателями и учеными. Ключевым элементом такой инфраструктуры является отдел трансфера знаний, цель которого заключается в раскрытии коммерциализуемого потенциала университета для внешних заказчиков. Специалисты, занимающиеся организацией трансфера знаний в университете, должны обладать как навыками общения с представителями академической среды (учеными и преподавателями университета), так и способностью эффективно взаимодействовать с предприятиями и организациями, то есть говорить на «языке бизнеса». От инициативности и профессионализма сотрудников отдела трансфера знаний во многом зависит эффективность университетского трансфера знаний в целом. Большую роль также играет создание системы мотивации сотрудников университета к участию в деятельности по трансферу знаний и формирование общеуниверситетской «культуры трансфера знаний».

В Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского в последние годы проводится большая работа по созданию системы трансфера знаний и формированию соответствующей культуры и навыков у работников университета. Миссия Нижегородского государственного университета (ННГУ) опирается на концепцию треугольника знаний и нацелена на сохранение и укрепление роли ННГУ как одного из ведущих институтов российского высшего образования, осуществляющего основанную на научных исследованиях подготовку высококвалифицированных кадров, способных внести эффективный вклад в прогрессивное развитие России, участвующего в развитии фундаментальной и прикладной науки как основ высокого качества образования и источников новых знаний и технологий для эффективного решения социальных и экономических проблем современного общества, развития общеуниверситетской культуры трансфера знаний и технологий.

     Существенную поддержку развитию эффективной системы трансфера знаний в ННГУ на базе ведущего европейского опыта оказывает проект «Университетский трансфер знаний для устойчивого роста» программы Темпус Европейскй Комиссии, выигранный университетом в консорциуме с европейскими партнерами [4].  В ходе реализации проекта в ННГУ создан Центр превосходства в области трансфера знаний, ставший основным механизмом формирования системы и культуры трансфера знаний. Разработана стратегия трансфера знаний в ННГУ, ставшая новым измерением стратегического плана развития университета. Основными целями стратегии являются:

·   эффективное устойчивое развитие ННГУ как инновационного университета, содействующего социальному, экономическому, и культурному развитию Нижегородской области, Приволжского федерального округа и России, в условиях глобального общества, основанного на знаниях;

·    cоздание системы и культуры трансфера знаний, внедрение эффективных механизмов управления взаимодействием между университетом и внешними заказчиками, а также формирование команды квалифицированных специалистов в сфере трансфера знаний для успешного социально-экономического развития университета.

     В ходе реализации проекта также разработано Руководство по трансферу знаний для сотрудников университета, детализирующее механизма и процедуры реализации деятельности по трансферу знаний как в сфере научно-технических разработок, так и в сфере образовательных программ, направленных на удовлетворение запросов внешних заказчиков.

     Важнейшей компонентой организации трансфера знаний является сотрудничество «университет – предприятие». Трансфер знаний можно рассматривать как систему мероприятий по организации многоканального и многоуровневого интерфейса между университетом и его внешним окружением и, в первую очередь, с предприятиями высоких технологий. В проекте предусмотрена деятельность по организации эффективного взаимодействия ННГУ с производственными корпорациями.

Еще одним важным результатом выполнения проекта должно стать формирование культуры трансфера знаний в ННГУ в результате организации европейскими партнерами серии образовательных семинаров для руководящего состава университета.

В заключение еще раз подчеркнем, что инновационная деятельность и, соответственно, наличие поддерживающей её системы трансфера знаний, являются главной отличительной чертой университета, решающего новые задачи современного глобального общества, основанного на знаниях. Инновационный университет в дополнение к традиционным функциям реализации фундаментальных и прикладных научных исследований, а также профессионального образования берет на себя функцию решения на коммерческой основе конкретных задач, востребованных рыночной экономикой.

 


Литература

1. «Группа восьми» об образовании // Высшее образование сегодня. 2006. № 1. С. 30-35.

2. Hagen, Stephen. From Tech Transfer to knowledge exchange: European Universities in the Marketplace // Wenner-Gren International Series, Vol. 84. The University in the Market. Portland Press Ltd. 2008.

3. http://www.hefce.ac.uk/news/hefce/2008/round4.htm

4. http://www.tempus-kt.unn.ru

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: