1) получение в ходе устной беседы с персоналом клиента сведений об организации учета затрат на предприятии:
применяемые методы учета;
используемые счета бухгалтерского учета и порядок отнесения на них тех или иных затрат;
порядок учета и списания на себестоимость продукции общехозяйственных расходов;
применяемые учетные регистры;
распределение обязанностей между сотрудниками бухгалтерии «ведущими» затратные счета;
процедуры контроля в цикле расходов;
основные статьи расходов (т.е. имеющие наибольший удельный вес в общем объеме затрат);
2) получение учетных регистров, содержащих записи по каждой хозяйственной операции; проверка правильности подсчета итогов и переноса данных в Главную книгу;
3) выборка расходов, понесенных в периоде, с включением в нее крупных сумм, выраженных в рублях и валюте, необычных операций и некоторой части мелких сумм. Выполнение действий приведенных ниже, применительно к операциям, вошедшим в выборку;
4) сравнение указанных в учетном регистре сумм и месяца, к которому они относятся, с первичными документами — счетами, договорами, банковскими выписками, товарно-транспортными накладными и пр.
|
|
Проверка наличия у документов всех необходимых реквизитов: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, ее измерители в натуральном и денежном выражении, наименование должностных лиц и их личные подписи;
5) сравнение сумм, указанных в счетах-фактурах, платежных требованиях-поручениях и пр., с суммами платежных документов. Сравнение длительности промежутка между датами платежа, оприходования товаров (услуг), получения счета-фактуры;
6) проверка отнесения затрат к тому периоду, в котором они реально понесены (т. е. к периоду, к которому относится связанная с ними деятельность), путем сравнения данных первичных документов с бухгалтерскими записями;
7) проверка отнесения, затрат на соответствующие.счета;
8) проверка санкционирования всех расходов путем ознакомления с внутренними документами организации за подписью генерального директору, финансового директора или прочих уполномоченных сотрудников, регламентирующими политику организации по утверждению расходов;
9) изучение результатов перечисленных процедур на предмет соответствия ведения учета клиентом установленным методикам. Определение с учетом полученных данных объема дополнительных детальных тестов.
Детальные тесты по составу затрат
1) проверка при осуществлении организацией нескольких видов деятельности, выпуске продукции нескольких видов, наличия раздельного учета затрат, а также соответствия расходов конкретному виду деятельности (прямые расходы, относящиеся к производству продукции вида А, не должны участвовать в формировании себестоимости продукции вида Б);
|
|
2) проверка того, что на затратные счета не относятся и в себестоимость продукции не включаются:
расходы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны финансироваться за счет собственных источников организации;
расходы, относящиеся к капитальным вложениям;
расходы, которые должны участвовать в формировании финансового результата от реализации основных средств и прочего имущества организации и учитываться по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (например, расходы, связанные с демонтажем оборудования, — это заработная плата рабочим, взносы на социальное страхование и пр.; комиссия банка по операциям купли-продажи валюты и т.д.). Надлежит следить за этим на всех этапах проверки;
3) проверка аккуратности записи (наличие случайных арифметических и прочих ошибок);
4) проверка необычных операций, проводок с нестандартной корреспонденцией счетов;
5) проверка документального обоснования указанных расходов;
оценка правильности отнесения на затраты стоимости ремонтных работ: наличие необходимой первичной документации, соответствие отражения расходов на ремонт основных фондов в бухгалтерском учете принятой учетной политике;
проверка возможности квалифицировать произведенные затраты как ремонт. В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг)... затраты на проведение модернизации оборудования, реконструкции объектов основных фондов в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются;
6) оценка правильности учета расходов будущих периодов. Проверка их своевременного списания (типичная ошибка — единовременное списание на себестоимость продукции сумм расходов будущих периодов);
7) при наличии у организации арендованных объектов основных фондов (или их частей) проверка:
соответствия порядка начисления арендной платы в бухгалтерском учете порядку, установленному договором;
порядка отражения в учете расходов, обусловленных их содержанием и ремонтом (проанализировать условия договоров с арендодателями);
8) проверка правильности включения сумм износа по основным средствам, нематериальным активам и МБП в себестоимость продукции (использовать данные, полученные в ходе проверки по соответствующим разделам). Погашение стоимости основных средств (и прочего имущества) непроизводственного назначения осуществляется за счет собственных источников организации;
9) проверка правильной оценки сырья, материалов, топлива, запасных частей, горюче-смазочных материалов и пр., списанных на счета затрат (использовать данные, полученные в ходе проверки по разделу «Учет материальных ценностей»);
10) проверка правильного включения в себестоимость начисленной заработной платы (проверить трудовые соглашения, приказы о должностных окладах, сдельных расценках и т.п.) и правильного ее учета на соответствующих счетах (использовать данные проверки расчетов с персоналом по оплате труда).
Проверка соответствия прочих выплат работникам предприятия, отнесенных на счета учета затрат, Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг);
11) оценка правильности отнесения на затраты страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости, а также прочих налогов и сборов, исчисляемых в процентах от фонда оплаты труда и относимых на себестоимость продукции;
12) оценка правильности включения в себестоимость расходов на оплату услуг банков; сравнение их со ставками и суммами, указанными в договорах с банками;
|
|
13) проверка правильности и обоснованности включения в себестоимость транспортных расходов;
14) проверка правильности учета коммерческих расходов, к которым относятся: расходы на тару и упаковку (если упаковка продукции осуществляется после ее сдачи на склад готовой продукции; если же упаковка осуществляется в цехах основного производства, то ее стоимость учитывается на счете 20 «Основное производство», т.е. включается в производственную себестоимость продукции), расходы по доставке, погрузке, разгрузке продукции, комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям, расходы на рекламу и др.;
15) проверка порядка списания на себестоимость продукции общехозяйственных расходов: соответствие методу, выбранному в учетной политике, последовательность его применения;
16) проверка порядка распределения затрат за период между готовой продукцией (выполненными работами, оказанными услугами) и незавершенными производством. Формулирование вывода о его обоснованности.