Факторы социализации

Существует четыре вида факторов социализации: мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. К мегафакторам социализации относятся Космос, Планета, Мир. К макрофакторам – государство, общество; мезофакторам – этнос, регион, СМИ, субкультуры, различные типы поселений; микрофакторам –семья, соседство, группы сверстников, религиозные организации. Рассмотрим некоторые из факторов подробнее.

  Космос (или Вселенная) и проблема его влияния на жизнь лю­дей на планете Земля привлекали внимание уже мыслителей древ­ности. И хотя по сей день большая часть представителей естественных наук скептиче­ски относится к идее о зависимости человеческой жизни от кос­мических влияний, на протяжении истории постоянно возникали различные учения и теории, авторы и последователи которых усматривали в космосе источник мощного влияния на жизнь че­ловеческого общества и отдельного человека.

Представляется вполне вероятным, что накопление новых зна­ний позволит содержательно охарактеризовать космос как мегафактор социализации. Возможно, что в отдаленной перспективе выявятся зависимости характера и жизненного пути человека от неких космических влияний, что может стать одной из естественных основ индивидуального подхода в воспитании человека.

  Планета - понятие астрономическое, обозна­чающее небесное тело, по форме близкое к ша­ру, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите. На одной из крупных планет - Земле - в процессе исторического развития образовались различные формы социальной жизни населяющих ее людей.

Мир - понятие в данном случае социолого-политологическое, обо­значающее совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете.

Планета и мир органично взаимосвязаны и взаимозависимы. Мир возник и развивался в природно-климатических условиях, отличающих планету Земля от других планет. В процессе своего развития мир оказывал влияние на состояние планеты. Это влия­ние стало наиболее очевидным вXX столетии, породив так назы­ваемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические (загрязнение окружающей среды и др.), экономи­ческие (увеличение разрыва в уровне развития стран и конти­нентов), демографические (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политические (рост числа и опасности региональных конфлик­тов, распространение ядерного оружия, политическая нестабиль­ность).

Все эти и другие проблемы и процессы прямо и опосредованно влияют на социализацию подростков.

Так, осознание человечеством в 50-е гг. XX в. как глобальной проблемы атомной угрозы жизни на Земле - пример прямого влияния глобальных проблем на социализацию. Это осознание сыграло большую роль в том, что значительная часть подростков в развитых странах стала ориентироваться не на жиз­ненные перспективы, а исключительно на сиюминутные потреб­ности, желания, стремления, на ценность жизни «здесь и теперь» (сама по себе такая ориентация естественна; беспокоить она должна в том случае, если становится единственной). Аналогич­ное влияние оказали и экологические проблемы на поколения 80-90-х гг.

Опосредствованное влияние глобальных процессов и про­блем на социализацию подрастающих поколений проявляется в различных аспектах. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни (и, следовательно, социализации) всего населения земного шара (естественно, в одних его частях больше, в других - меньше). Глобальные экономические и политические процессы определя­ют условия жизни людей в той или иной стране, влияя на рас­пределение валового национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства, социальных инвестиций, потребления и накопления.

Развитие средств массовой коммуникации привело к тому, что планета и мир могут прямо влиять на процесс социализации подростков, ибо СМК позволяют человеку «не сходя с места» видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым «раздвинулись» границы действительности. Естественно, что следствием этого яви­лись изменения в восприятии жизни. Планы, мечты подрост­ков в модернизированных обществах стали формировать­ся, ориентируясь не только на нормы, ценности, характерные для их непосредственного окружения, но и на те образцы, которые манят к себе, даже оставаясь недоступными.

   Государство – понятие политолого-юридическое. Властные функции государства: создает законы, регулирует и контролирует их исполнение; влияет на социализацию – финансирует детские сады, школы; создает условия для различных сфер жизнедеятельности, определяет половозрелый возраст, выхода на пенсию, ухода в армию, развивает образование, здравоохранение, инфраструктуру; организует функцию защиты.

Общество – совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и другие группы, а также государство.

  Рассмотрим более подробно группу сверстников как фактор социализации.  

Значение группы сверстников в социализации определяется возможностями самореализации и самоактуализации человека в интересующей его деятельности.

Этот фактор социализации становится важным на интегративной стадии

социального развития. Тут подросток может найти и реализоваться, то есть

принять на себя некоторые роли, которые не доступны ему в будничной жизни.

Он может стать лидером, принимать самостоятельные решения и отвечать за их последствия. То есть такая группа представляет из себя свой собственный микромир, выбирать который может сам подросток, что не доступно для него в любых других институтах социализации.

Воздействие группы сверстников на социализацию происходит посредством определенных психологических механизмов, к которым относятся научение, подражание, заражение и идентификация [14]. Рассмотрим следующий фактор социализации подростков субкультуру.

Субкультура (от лат. sub - под и культура) - совокупность спе­цифических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номи­нальных и реальных групп людей и позволяю­щих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Нормы в просоциальных субкультурах содержательно в основ­ном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры. В антисоциаль­ных субкультурах нормы прямо противопоставлены обществен­ным. В асоциальных в зависимости от условий жизни и ценност­ных ориентации их носителей присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобществен­ные, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры (например, специфические нормы во взаимодействии со «своими» и «чужими»).

Субкультуры играют огромную роль в социа­лизации уже потому, что они представляют собой специфический способ дифференциа­ции развитых национальных культур, их вли­яния на те или иные общности, а также маркирования (обозна­чения) социальной и возрастной структуры общества.

Влияние субкультуры на социализацию под­ростков очень сильно, что позволяет рассматривать его как специфический механизм социализации, который условно можно назвать стилизованным механизмом. 

Имея более или менее явные особенности, ценностные ориентации субкультуры влияют на отношения ее но­сителей к миру и с миром, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п.

В целом субкультура, будучи объектом идентификации подростка, является одним из способов его обособления в обществе, т.е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоува­жение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизо­ванного механизма социализации подростков.

Младшие подростки довольно интенсивно общаются с соседями-сверстни­ками. Для них это общение - выход за рамки семьи, освоение новых социальных ролей, приобретение нового социального опыта, ступень адаптации к социуму [13].

В отношениях с соседями-сверстниками они узнают и усваива­ют новую лексику, новые, нередко иные по сравнению с семейны­ми нормы, стереотипы и предрассудки. В этом общении они по­лучают представление о жизненных ценностях, стилях жизни, от­личных от усвоенных в семье, усваивают нормы и стиль полоролевого поведения. Они приобщаются к определенному пласту культуры, а также к детской субкультуре, обмениваясь с соседями-сверстниками новой информацией, детским (и не только детским) фольклором.

Общаясь с соседями-сверстниками, подростки усваивают новые виды позитивных и негативных социальных санкций, познавая в соци­альной практике, за какие личностные и поведенческие проявле­ния эти санкции применяются обществом сверстников.

Для подростка соседское общение имеет большой объективный и субъективный смысл, ибо дает им чувство принадлежности к обще­ству сверстников, ощущение своей принятости социумом (кото­рый для них в основном ограничен местом непосредственного проживания). Отсутствие сверстников-соседей или сложности во взаимодействии с ними могут отрицательно сказаться на социа­лизации подростка в этом возрасте или дать отсроченный отрица­тельный эффект.

Итак, существует четыре вида факторов социализации:

- мегафакторы,

- макрофакторы,

- мезофакторы,

- микрофакторы.

 Мегафакторы социализации - Космос, Планета, Мир.

Макрофакторы – государство, общество. Мезофакторы – этнос, регион, СМИ, субкультуры, различные типы поселений. Микрофакторы –семья, соседство, группы сверстников, религиозные организации.

Рассмотрев некоторые факторы социализации, пришли к выводу, что все факторы оказывают то или иное значение в социализации подростков. Наиболее важные факторы, влияющие на социализацию подростков, нужно отметить микрофакторы: семья, соседство, группы сверстников.

   Таким образом, интенсивные соседские связи играют важную социализирующую роль в подростковом возрасте как позитивного, так, естественно, и негативного характера. Но это - объективный фактор, влияние которого зависит во многом от соотношения с семейным влиянием, а также с влиянием иных жизненных обстоя­тельств и факторов, социализирующих подростка. В част­ности, большое значение имеет то, в какие группы сверстников входит подросток. В детстве они обычно состоят из соседей, но уже в отрочестве, а в юности тем более, эти группы могут весьма слабо или совсем никак не «пересекаться» с сосед­скими связями.

   Подросткам важно наличие группы сверстников, группа помогает ощутить свою нужность кому-то, уверенность в себе и в своих силах. Группа - источник высокого самоуважения, ибо от нее ждут (и часто получают) высокую оценку своих качеств, поступков, личности в целом, что намного важнее оценок всех остальных людей. Тот, кто не имеет приятелей, хотя бы иллюзии дружеской компании, ощущает свою жизнь неполной, себя - неудачником, свои возможности - нереализованными.

    В микрофакторах особое значение в процессе социализации подростков имеет группа сверстников, но одним из важных остается семья. В процессе социализации подросток должен приспособиться к условиям своего существования, и семья выступает для него как инструктор, модель для подражания.  

В ходе социализации подросток усваивает набор ролей, которые ему предстоит играть в обществе и водит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой, как правило семьей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: