Первоначальное изменение в доходах

Тогда:

25:5 = 5.

Мультипликатор = 5, Что соответствует 20 % норме обязательного банковского резерва:

1 рубль наличных денег = 5 рублям кредитных денег.

Вопрос № 5.

 МО -наличные деньги

Так как в РФ в наши дни сохраняется высокий процент расчетов наличными деньгами, то необходимо рассчитывать наличную денежную массу, в целях отслеживания процента ее прироста и выявления усиления инфляционных процессов в государстве для своевременного устранения (предотвращения) последствий инфляции.

В других странах мира ускоренными темпами развивается система безналичных расчетов, и потому агрегат МО сокращается и основным становится расчет агрегата Ml (наличные деньги + денежные средства предприятий на счетах + денежные средства населения на пластиковых картах).

 МО - наличная денежная масса.

Ml - МО + денежные средства предприятий на счетах и денежные средства населения на пластиковых картах.

М2 - Ml + срочные депозиты населения в банках, в том числе компенсации.

МЗ - М2 + депозитные сертификаты юридических лиц и облигации

государственного займа. Наиболее ликвидным считается агрегат МО по следующим причинам:

1. Предпочтение ликвидности - термин введен Дж. Кейнсом, под
которым понимается спрос на наличные деньги.

2. Трансакционный мотив - согласно которому люди предпочитают
наличность из-за удобства ее использования в качестве средства
платежа (чек, например, надо еще проверять, а в некоторых случаях его
могут и не принять).

3. Мотив предосторожности - мотив безопасности, когда хранение
наличных денег рассматривается как резерв покупатдбскгой
способности на случай неожиданной возможности.

4. Спекулятивный мотив - когда владелец не рискует вкладывать
наличные деньги в ценные бумаги из-за опасения непредскауемости
рыночного курса последних.

Таким образом, следует вывод: ликвидность агрегатов в направлении от МО к МЗ снижается.

1. Низка ликвидность МО - перенасыщение денежной массой, рост цен на товары - убытка физических лиц.

2.Низка ликвидность Ml - снижение темпов производства +

перенасыщение денежной массой, рост цен на товары + товарный

дефицит + убытки физических лиц.

 3.низкая ликвидность М2 - обесценивание депозитных вкладов населения (в том числе компенсаций) + снижение темпов
производства + перенасыщение денежной массой, рост цен на
товары + товарный дефицит + убытки физических лиц.

4.Низкая ликвидность МЗ - обесценивание депозитных вкладов юридических лиц, обесценивание облигаций государственного
займа + рост внутреннего и внешнего государственного долга +
обесценивание депозитных вкладов населения (в том числе
компенсаций) + снижение темпов производства + перенасыщение
денежной массой, рост цен на товары + товарный дефицит + убытки
физических лиц.
















Тема № 5. «Инфляция и ее влияние на денежное обращение. Антиинфляционная политика».

Вопрос № 1.

Так как инфляция порождает в экономике целый комплекс негативных последствий, государство должно осуществлять политику, направленную на предотвращение ее развития. Следует отметить, что в период, когда деньги функционировали в экономике в виде монет, регулирование денежной массы осуществлялось автоматически, путем перелива денежных средств из сферы обращения в сферу накопления, а при расширении рынка деньги возвращались в сферу обращения, и между товарной и денежной массой сохранялось равновесие. При обращении бумажных денег такой автоматизм нарушается, и роль регулятора должно выполнять государство.

Выбор методов антиинфляционногорегулирования определяется видом и уровнем самой инфляции. При этом следует учитывать тот факт, что ограничение инфляции может сопровождаться возникновением дргуих, не менее сложных макроэкономических проблем: роста безработицы и спада производства.

При невысоком уровне роста цен государственная политика антиинфляционного регулирования направлена на предотвращение увеличения темпов инфляции, на поддержание экономического роста, на сохранение существующих уровне доходов различных социальных групп.

Достижение этих целей осуществляется с помощью сложного комплекса различный действий, среди которых следует вьгделить такие меры, как регулирование денежного обращения и регулирование цен и доходов.

1. Регулирование денежного обращения. К нему, в частности относится:

- регулирование денежной массы. Направлено в первую очередь
на предотвращение инфляции спроса. Соотношение между
денежной и товарной массами может быть выражено формулой:

MV = PQ. где:

М - количество денег, V - скорость обращения денег, то есть среднее количество

покупок товаров и услуг, которые обслуживает денежная единица в течении года, Р - уровень цен за год. Q - количество произведенных товаров. Если предположить, что скорость обращения денег и объем производства не изменяются в течение года, то есть V и Q -постоянные величины, то очевидно, что уровень цен зависит от размера денежной массы, то есть:

Р = Ф (М).

Инфляция может развиваться бесконечно, если государство с помощью постоянной эмиссии обеспечит необходимым количеством денег постоянно растущий денежный доход. Если денежная масса будет ограничена или уменьшена, то рост цен начнет замедляться. Таким образом, регулирование количества денег, находящихся в обращении, позволяет, при прочих равных условиях, регулировать инфляцию.

- регулирование скорости оборота денег.  В действительности
недостаточно регулировать только объем денежной массы, так
как количество денег, требующихся в обращении, зависит от
скорости их обращения. Предположим, что объем производства и
количество денег в экономике государства не изменяются в
течение года, тое есть Q и М- постоянные величины, тогда
формула может быть представлена в виде:

M = PQ/V. а уровень цен является функцией скорости денежного оборота:

Р = Ф (V). Чем выше скорость оборота денег, тем выше рост цен. Ускорение

оборота денег может происходить из-за низкого обменного курса национальной валюты, ожидания роста цен, угрозы товарного дефицита, спекулятивных действий или паники потребителей. Соответственно для регулирования уровня инфляции государство, кроме мер по замедлению денежного оборота, должно также ликвидировать и причины, вызвавшие его ускорение. Скорость денежного оборота можно замедлить, например, путем повышения ставки рефинансирования, то есть величины процента, под который центральный бакн предоставляет кредиты коммерческим банкам/, а также увеличивая норму резервных отчислений, то есть долю денежных средств, которую коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Деньги становятся дороже, и инвестиционный спрос уменьшается. Применение «валютного коридора», а также ревальвация, то есть повышение обменного курса национальной валюты, замедляют скорость денежного оборота и прекращают «бегство» потребителей от дешевых денег.

2. Ограничение бюджетного дефицита, как правило, осуществляется
путем сокращения государственных расходов и увеличения налогов.
Сокращение государственных расходов может осуществляться оп
нескольким направлениям:

- уменьшение финансирования социальных программ,

- уменьшение выплат пособий социального страхования,

- сокращение объемов жилищного строительства,

- сокращение военных расходов,

- снижение затрат на содержание государственного аппарата.
Таким образом можно непосредственно воздействовать на избыточный
совокупный спрос.

3. Регулирование иен и доходов. Ограничение цен и доходов позволяет
воздействовать на рост издержек производства и соответственно на
обусловленное им увеличение цен. При и невысоких темпах роста
инфляции потребительские доходы эффективно регулируются с
помощью системы налогообложения. Доходы фирм, кроме налогов,
регулируются также с помощью изменения учетной ставки ссудного
процента и величины резервных фондов. При развитии инфляции
применяется индексирование доходов, позволяющее установить
пропорции роста заработной платы от роста цен. В этом случае доходы
увеличиваются медленнее, чем цены и раскручивание инфляционной
спирали замедляется.

Рост цен зачастую обусловлен монопольным положением производителей, поэтому необходимо ограничение роста цен фирм-монополистов, создание в отрасли конкурентной среы,проведение структурный преобразований. При относительно высокой инфляции государство может прибегнуть к замораживанию цен и заработной платы.

Регулирование цен также осуществляется с помощью таможенных пошлин и тарифов. Так, при увеличении издержек производства снижение пошлин на сырье,

оборудование, комплектующие и т.п. позволяет заморозить рост цен. Либеральная миграционная политика позволяет привлечь в экономику иностранных рабочих и понизить уровень заработной платы.

В целом такая политика позволяет «адаптировать» потребителей к некоторому уровню инфляции, противодействовать возникновению неконтролируемого роста цен.

Политика регулируемого денежного обращения (монетарная политика), применяется, в основном для воздействия на инфляцию спроса.

Политика регулирования цен и доходов (немонетарная политика) применяется для воздействия на инфляцию предложения.

Однако как невозможно провести четкую границу между видами инфляции, так и невозможно разграничить антиинфляционные меры. Монетарная и немонетарная политики оказывают воздействие как на инфляцию спроса, так и на инфляцию предложения. Поэтому можно говорить о преобладающем влиянии данных мер регулирования на различные виды инфляции.

Современные экономисты-монетаристы предлагают следующие

антиинфляционные меры:

1. Прямое стимулирование предпринимательства (снижение налогов на
инвестируемую прибыль).

2. Сокращение государственных расходов.

3. Стимулирование прироста инвестируемых сбережений (размещения населением
своих сбережений в банки ил ценные бумаги).

Трудность проведения антиинфляционной политики в современной России заключается в несовершенстве институциональной и структурной политики государства, сто затрудняет регулирования возникновения и активной деятельности социально-экономических субъектов рынка и успешное приведение структуры производства со структурой спроса.


























Вопрос № 2.

Повышение цены показывает наметившуюся тенденцию изменения цены на данный товар в обозримый период. Между тем, сознание потребителей уже продлило эту тенденцию ожиданием еще большего роста цены. И покупателю нетрудно сообразить, что большие затраты сегодня, даже по возросшей цене, обернутся очевидной выгодой завтра - экономией на покупке по еще большей цене.

Следовательно, причиной повышенных закупок тех или иных товаров является не сам по себе рост цены (с чего бы он вдруг стимулировал рост объема покупок?), а ожидание, предположение, что раз+ наметилась такая тенденция, то следует ожидать еще большего роста цены на данный товар. Величина прироста спроса при росте цены количественно показывает степень «инфляционной» паники в обществе.

При любом даже небольшом снижении уровня цен, спрос на данный товар снижается: глупо покупать сегодня то, что завтра будет стоить дешевле, данный механизм получил название «Парадокса спроса».

Данный особый фактор связан с психологией массового покупателя в инфляционной ситуации.

Погоня за потребительской выгодой заставляет покупателя играть на разнице цен сегодняшних и завтрашних. Увеличивая объемы покупок, потребитель, как ему кажется, действует незаметно для продавца.

Конечно это заблуждение, ибо в результате усиливается совокупный спрос, что позволяет продавцу поднять цену; покупатель вновь

 «незаметно» покупает больше, провоцируя тем самым новый рост цен и такдалее.

Для экономики важную роль играет определение скорости обращения каждого агрегата финансов. Данный показатель определяется как отношение ВВП или национального дохода к денежной массе в целом или к какому-либо агрегату:

Oi = ВВП (НДУМ1.

где:

Mi - любой из тех агрегатов.

А также, длительность оборота:

         Д1 = КП/О1.

где:

КП - календарный период.                                        

Oi - число оборотов.

Скорость обращения денежной единицы = PQ/M. Денежная величина национального продукта = MV/P.

М - денежная масса, находящаяся в обращении.

Р - среднегодовой уровень цен.

V - скорость обращения денег, то есть среднее количество

покупок товаров и услуг, которые обслуживает денежная единица в

течении года,                                                           

Q - реальный объем национального продукта.

Чем выше цена, тем выше скорость обращения денежной единицы (инфляционное ожидание - увеличение объемов покупок).

Необходимо государственное регулирование денежной массы и скорости оборота денег.

Вопрос № 3.

Республиканский бюджет Российской Федерации (или Федеральный бюджет России) - главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации как закон.

Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами. Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов, федеральный бюджет РФ оставался резко дефицитным до 200004 года. Так в 1999 году предельный размер дефицита федерального бюджета составил 2,5 % по отношению к ВВП. Этот дефицит должен был быть профинансирован за счет доходов от эмиссии государственных ценных бумаг, доходов от приватизации государственного имущества, суммы превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней, кредитов международных финансовых организаций, банков, фирм, средств от покупки ЦБ РФ облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом в размере 32,7 млрд. руб.

С 1990 по 1995 годы для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. С 1995 года эмиссия денег дгтя финансирования бюджета не применяется. С этой целью используются различные государственные ценные бумаги:

- ГКО с трехмесячным, шестимесячным и годовым сроками погашения;

- Казначейские обязательства (КО),

- Облигации внутреннего валютного государственного облигационного
займа,

- облигации федеральных займов с переменным купоном (ФРЗ),

- государственные сберегательные сертификаты,

- золотые сертификаты.

В связи с глубоким финансовым кризисом, развернувшимся в 1998 году, принято решение о проведении ограниченной эмиссии денег под обеспечение золотовалютных резервов.

Внешними источниками финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда (МВФ).

Таким образом, можно с уверенностью отметить, что финансирование
государственного бюджета за счет займов ЦБ РФ является
проинфляционным для развития экономики государства. Скорость
раскручивания инфляционной спирали при таком типе финансирования
государственного бюджета очень высока: экономика России пережила два
дефолта с промежутком в 6 лет, то есть еще не оправившаяся экономика
государство получила очередной удар.                                                         

Для успешного развития современной экономики России необходимо выполнять следующие задачи в области политики финансирования дефицита федерального бюджета:

1. Продолжать курс не его неинфляционное покрытие при
последовательном сокращении объема внешних заимствований.

2. Увеличивать долю бюджетных заимствований в небанковском секторе
за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций и
других инвесторов, то есть - на финансовом рынке. Следует расширить
круг государственных ценных бумаг для населения.

3. Координировать выпуск федеральных, региональных и муниципальных
займов с целью поддержания сбалансированности внутреннего
финансового рынка.














Вопрос № 4.

Изменение нормы обязательных резервов оказывает существенное воздействие на кредитные ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять ссуды. Повышение нормы означает, что коммерческие банки не смогут воспользоваться частью своих ресурсов для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы и к снижению рыночного процента.

Мультипликатор равен величине, обратной предельной склонности к сбережению. При повышении нормы обязательных банковских резервов, повышаются банковские проценты по вкладам, что вызывает повышение сберегаемой части денежной массы населения и сокращения банковских инвестиций. Таким образом, банк получает в этот больший приток наличных денег, то есть величина мультипликатора растет. А при уменьшении нормы обязательных банковских резервов величина мультипликатора уменьшается, так как снижается процентная ставка банков и население забирает наличную денежную массу из банковского сектора и доходы банка сокращаются. В случае, если процесс изъятия населением вкладов из коммерческих банков не удается вовремя приостановить, возникает угроза разорения банка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: