Охрана окружающей среды

Человек является творением и одновременно создателем своей окружающей среды, которая обеспечивает его физическое существование и предоставляет ему возможности для интеллектуального, нравственного, социального и духовного развития. В ходе долгой и мучительной эволюции человечества на нашей планете была достигнута такая стадия, на которой в результате ускоренного развития науки и техники человек приобрел способность преобразовывать многочисленными путями и в невиданных до сих пор масштабах свою окружающую среду. Оба аспекта окружающей человека среды, как естественной, так и созданной человеком, имеют решающее значение для его благосостояния и для осуществления основных прав человека, включая даже право на саму жизнь.

Сохранение и улучшение качества окружающей человека среды является важной проблемой, влияющей на благосостояние народов и экономическое развитие всех стран мира; это является выражением воли народов всего мира и долгом правительств всех стран.

Человек постоянно обобщает накопленный опыт и продолжает делать открытия, изобретать, творить и добиваться дальнейшего прогресса. В наше время способность человека преобразовывать окружающий мир при разумном ее использовании может принести всем народам возможность пользоваться благами развития и повышать качество жизни. Если же эта способность будет использоваться неправильно или необдуманно, она может нанести неизмеримый ущерб человечеству и окружающей его среде.

Деятельность, способная оказывать вредное воздействие на природу, должна контролироваться, и следует использовать наиболее подходящую технологию, которая может уменьшить масштабы опасности или других вредных последствий для природы; в частности:

a) необходимо воздерживаться от деятельности, способной нанести непоправимый ущерб природе;

b) деятельности, таящей в себе повышенную опасность для природы, должен предшествовать глубокий анализ, и лица, осуществляющие такую деятельность, должны доказать, что предполагаемая польза от нее значительно больше, чем ущерб, который может быть нанесен природе, а в случаях, когда возможное пагубное воздействие такой деятельности четко не установлено, она не должна предприниматься;

c) деятельности, способной нанести ущерб природе, должна предшествовать оценка ее возможных последствий, и исследования о воздействии проектов в целях развития на природу следует проводить достаточно заблаговременно, и если принято решение о проведении такой деятельности, она должна осуществляться на плановой основе и вестись таким образом, чтобы до минимума сократить ее возможные вредные последствия;

d) деятельность в области сельского хозяйства, скотоводства, лесного хозяйства и рыболовства следует вести с учетом особенностей и запасов природных ресурсов данных районов;

e) районы, пришедшие в результате деятельности человека в упадок, подлежат восстановлению в соответствии со своим природным потенциалом и требованиями благосостояния проживающего в этих районах населения [3].

  Охрана окружающей среды, безусловно, является проблемой общегосударственной. Но в то же время конкретные практические меры по ее решению ложатся главным образом на регионы. Именно они непосредственно страдают от нарушения нормального состояния среды обитания и к тому же обладают информацией необходимой для контроля за сложившейся ситуацией, а также для принятия соответствующих мер. За «центром» остаются: научное обоснование предельно допустимых уровней загрязнения окружающей среды с учетом особенностей отдельных климатических зон и освоенности территорий; экологическая оценка и согласование проектов строительства крупных объектов межрегионального значения; разработка экологически чистых технологий для малых предприятий.

Поэтому, говоря о единой системе экологической защиты, нужно, прежде всего, иметь в виду региональную организацию экологической службы. Основными направлениями ее деятельности являются:

- контроль за соблюдением природопользователями (предпри­ятиями, организациями, физическими лицами) экологических требований в соответствии с действующими нормативами;

- обязательная экологическая оценка новых объектов строительства и в случае недостаточной экологической надежности запрет на их строительства;

- содействие развитию предпринимательства, способствующего оздоровлению окружающей среды.

В то же время, реализация программ и мероприятий по нормализации обстановки в зонах экологического бедствия требует объединенных усилий центра, республик и территориальных образований, поэтому статус, условия, размеры и источники финансирования и ресурсообеспечения по данным зонам нуждаются в урегулировании верхнего уровня управления.

Анализ вопроса экологической безопасности в регионах показывает, что к основным проявлениям его нарушений следует отнести ухудшение качества среды обитания человека и живых организмов, увеличение пространств, состояние воздушного и водного бассейнов, увеличение площадей радиоактивного и химического загрязнения природных ресурсов, рост заболеваемости и как следствие этого   смертности, сокращение продолжительности жизни людей. Сложность взаимо­отношения деятельности человека с окружающей средой заключается в таком уровне развития, когда темпы экономического роста и использования природных ресурсов должны будут компенсироваться уровнем восстановления качества биосферы в целом. Следует отметить, что создание благоприятных условий для проживания людей территории региона требует эффективного функционирования системы экологической безопасности, охраны окружающей природной среды от воздействий промышленности, строительства, транспорта, энергетических и прочих объектов.

Государство создает экономические механизмы и экологическую законодательную и нормативно-правовую систему, регулирующие экологические параметры экономики и разрабатывает механизмы контроля природопользователей.

Фундаментом для формирования системы норм, предотвращающих возникновение и развитие ситуаций, имеющих опасные экологические последствия, должны служить основные статьи и положения природоресурсного и природоохранного законодательства в России.

 Так Конституция Российской Федерации включает в себя ряд статей по охране окружающей среды:

    Ст.9 «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Ст.58 «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Эти и другие статьи Конституции РФ придают действиям организаций и частных лиц, направленных на выполнение природо­охранных мер законный характер и обеспечивают судебную защиту.

Природоохранное законодательство Российской Федерации подразделяется на горизонтальную и вертикальную системы. Горизонтальная система - это Конституция, Федеральные Законы. Указы Президента, Постановления Правительства. Вертикальная система - это нормативные акты, принятые на федеральном уровне, уровне субъектов федерации.

Природоресурсное законодательство включает законы по охране и рациональному использованию природных ресурсов, такие, как «Основы земельного законодательства», «О недрах», «Основы лесного законодательства РФ» и т.д.

Природоохранительное законодательство представлено комплекс­ным Федеральным Законом «Об охране окружающей среды», на базе которого принимается ряд природоохранительных законов «Об особо охраняемых природных территориях», «О государственной экологической экспертизе».

В частности в ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В данном ФЗ заложены принципы обеспечения долгосрочных экологических и экономических интересов населения и хозяйственных объектов, их заинтересованности в охране окружающей среды, предусмотрены механизмы контроля, административные и экономические меры воздействия на нарушителей, права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды. В законе четко разграничены функции законодательной и исполнительной власти, компетенции органов субъектов Федерации и местного самоуправления в области охраны природы.

Ответственность за нарушение природоохранного законодательства заложена в механизм исполнения его предписаний, т.е. не только методы административно-правового  воздействия,  но  и экономическое стимулирование предприятий и организаций в охране окружающей среды, экологическая экспертиза, экологический контроль, ограничение, приос­тановление и прекращение деятельности экологически грязных предпри­ятий, уголовная ответственность, возмещение ущерба, причиненного нарушением закона.

Следовательно, экологически устойчивое развитие региона подразумевает предупреждение предельных нагрузок на окружающую среду, приводящих к разрушению ее воспроизводящих механизмов, а также рациональное использование природных ресурсов и согласование с хозяйственной ёмкостью экологической системы осуществления деятель­ности в различных сферах производства товаров и услуг на основе экологически чистых технологий. Стратегия природоохранной программы должна включать действия, направленные на сокращение экологического риска и обеспечение экологической безопасности.

 

Выводы и предложения

     На основании проведённых исследований следует сделать ряд выводов об экономическом состоянии кооператива, эффективности ведения производства и в частности об эффективности производства зерна. Данное хозяйство является довольно развитым, но временами относительно убыточным сельскохозяйственным предприятием. СПК «Кульминский» специализируется на производстве зерна, денежная выручка составляет 87% от его производства.

      Увеличение денежной выручки возможно за счёт повышения урожайности зерновых культур, на которую в большей степени влияют природно-климатические условия, находящиеся вне нашего воздействия, а также рациональное внесение удобрений.

      Основными путями дальнейшего повышения эффективности производства в кооперативе могут являться в основном методы организации, направленные на устранение различного рода потерь и сокращения производственных расходов, повышение производительности труда, изыскание средств для приобретения дополнительного количества техники, используемой при производстве продукции.

      Однако следует рассматривать возможности воздействия на урожайность, а через неё на себестоимость и далее на повышение эффективности производства зерновых. В СПК «Кульминский» Кваркенского района не все имеющиеся трудовые и материальные ресурсы используются полностью и с полной отдачей, а это важные показатели состояния производства на предприятии.

      Рыночная экономика даёт огромные возможности по развитию предприятия. Задача руководителя кооператива учитывать эти новые возможности и условия, и использовать их для дальнейшего развития. Одним из путей повышения эффективности производства можно считать дальнейшее повышение материальной заинтересованности работников в своём труде.

      Система материального поощрения за своевременное проведение полевых работ, качественный ремонт и т.д. хорошо зарекомендовала себя во всём мире. Далее, ресурсы используются не полностью. Если использовать интенсивнее методики возделывания каждой культуры (полное соблюдение технологии, своевременное проведение всех работ, использование нужных химикатов и новых сортов зерновых), то урожайность значительно повысится.

      Это потребует больших затрат, но они окупятся. Рынок требует от руководства смелых решений, и тот, кто их примет рано или поздно выиграет. Составлять прогнозы развития предприятия трудное дело, но при существующих тенденциях развития через несколько лет СПК «Кульминский» Кваркенского района может занять лидирующее место среди передовых хозяйств области.

      Да, на сегодняшний день у сельхозпроизводителе действительно много сложностей: с каналами сбыта зерна, с государственным регулированием зернового рынка, обеспечением предприятий необходимой для нормального функционирования техникой. Все они требуют повышенного внимания и заинтересованности обеих сторон (и государства и организаций, предлагающих свой товар). Однако не стоит забывать о том, что не решаемых проблем нет.

Список использованной литературы

1. Алтухов А.И. Отдел прогноза АПК и развития межрегиональных продовольственных связей//Зерновое хозяйство России.-2000 -№112. Андрианов В. Рынок зерна //Волжская Коммуна.-2001.-№23

3. Архипова Т. Самоуправство на зерновом рынке//Южный Урал -2005.-24 мая.-С.1-2

4. Афанасьев В. Государственное регулирование экономики сельского хозяйства необходимо//Экономика сельского хозяйства России.-2003.-№4.-С. 18-19

5. Афанасьев В. Формирование цен на продукцию сельского хозяйства// Экономика с/х-ых и перерабатывающих предприятий.-2004.-№8.-С.19-20

6. Балабанов И.Т., Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208 с.

7. Будницкая Г.М. «Анализ и диагностика производственно - финансовой деятельности предприятия», Минск. 2001г.

8. Банькин В. Государство и МЫ. Предприниматель оценивает условия для ведения бизнеса в АПК//Крестьянские ведомости.-2006.-7.10.-С.4-8

9. Барсуков Г. Пути снижения затрат при производстве зерна//трактора и сельхоз машины 2005г. №12

10.  Блюмин А.М. Состояние и проблемы зернового рынка России //Хранение и переработка сельхозсырья.-2000.-№4.-С.60-61

11.  Буздалов И. Государственное регулирование аграрного сектора в условиях рыночных преобразований//Вопросы экономики.-2001.-№9.-С.117-127

12.  Буробкин И.Н. Конъюнктура зернового рынка Оренбургской области//Известия ОГАУ.-2004.-№1.-С.19-21

13.  Вербин В. Чёрный предел//Время новостей.-2000.-№171.-С.26-2914.  Годовой отчёт предприятия СПК «Кульминский» Кваркенского района за 2005 - 2007г.15.  Голованова А.А. Экономика сельскохозяйственных предприятий// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий 2001г.

16. Голощапов В. Развитие лизинга в России: реальность и перспективы, -Финансовый бизнес, 2000г.

17. Голубев А.В., Мухамеджанов Р.В Внутренние резервы повышении эффективности сельскохозяйственного производства//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2006г.

18.  Государственное регулирование рыночной экономики: учебное пособие.-М. -Дело, 2001г.19.  Данные Госкомстата по Оренбургской области (2005-2007 гг.).

20.  Джораев В.О. Формирование стратегии развития сельского хозяйства Оренбургской области и регулирование цен на с/х продукцию//Государственное регулирование сельского хозяйства через совершенствование финансового механизма предприятия.-2005.-С120-141

21.  Добровольская А. Главные аграрии области подняли закупочные цены на зерно//Комсомольская правда.-2004.-6 августа.-С.3

22. Другин Л.И. Резервы повышения производительности труда в сельском хозяйстве//М.: Росагропромиздат. - 2002г.

23.  Дурицкая Л.А. Анализ и прогнозирование производства зерна в Оренбургской области//Известия ОГАУ.-2004.-№3.-С.185-187

24. Емельянова П.И. Кириллов Н.К. Организация перерабатывающих предприятий сельскохозяйственной продукции. Москва 2003 г.

25. Захаров Ю. В. Состояние и возможности развития АПК//Экономист. – 2003, №6. – С. 89-94.

26. Заводчиков Н. Д. Повышать эффективность зернового производства//Зерновое хозяйство – 2007 год.-№1 стр. 2-4

27.  Иванюшина Ю. АПК как приоритет развития //Тверские ведомости.-2005 год.-№50.-С 4-5

28.  Кичик К. Рынок зерна в странах ЕврАзЭС//Экономика России 21 в.-2005.-№2029. Климова Н.В. Себестоимость зерна и перспектива его снижения. Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий №10 2000 г.

30. Кованов С.И., Свободин В.А. Экономические показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий – М.; Агропромиздат, 2001 год

31.  Конюх Е. Рынок зерна в России: идёт повышение цен//Известия.-2004.-№3.-С.14-18

32.  Костина Г. Вмешательство в зерновой рынок требует от государства хорошего знания времени, места и эластичности//Эксперт Online.-2001.-42

33.  Крючков В.Г., Раковецкая Л.И. Зерновые хозяйства, территориальная организация и эффективность производства – М., 2000 год.

34. Крапивина Л.Н. Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. 2002год.

35. Курманова А.Х. Конкурентные преимущества восточной зоны Оренбургской области на рынке зерна//Известия ОГАУ.-2004.-№3.-С.185-187

36.  Кулин Г. Наращивать зерновой потенциал России//экономика сельского хозяйства России 2007 г. №11 стр. 13-1437. Лукашев Н.И. Проблемы обновления основных производственных фондов в сельском хозяйстве.//Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. 2005, №12.38.  Малахов Н. Дефицит зерна составляет в России около 9,3 млн. тонн//Вести Отечества.-2000.-№439. Масленченков Ю. Краткая характеристика законодательной базы лизинга и основных его субъектов. - Финансист, 2002 г.

40.  Минаков И.А. Экономика сельского хозяйства / И.А. Минаков, Л.А. Сабетова.- М.: Колос, 2000

41.  Мухракова Т. Поголовье растёт, урожаи падают // Оренбуржье.-2006.-11 августа.- С.2

42. Огарков С.А. Региональная стратегия воспроизводства основных фондов.//АПК: экономика и управление. 2000, №4.

43. Огарков С.А. Формирование эффективной структуры основных фондов.//Аграрная наука. 2005, №6.

44.  Отчет о проведенном анализе цен на рынке зерна

45.  Папенко П.И. Перспективная модель регионального зернового рынка и механизм её реализации//Научный электронный журнал КубГАУ.-2004.-№3

46.  Пешков А.С. Государственная поддержка и регулирование аграрного производства (на примере Оренбургской области): Управление с/х.-Оренбург.-2003.-С.167

47. Русак Н.А. Экономический анализ деятельности перерабатывающих предприятий АПК. – М.: Агропромиздат, 2000г.

48.  Рыбалкин П.Н. Повышение эффективности производства зерна – М.; Агропромиздат, 2002 год

49.  Савицкая Г. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК.

       Минск ИП «Экоперспектива», 2002 г, с. 144

50.  Сивелькин В.А. Состояние продовольственного рынка в Оренбургской области//Вопросы статистики. – 2000.-№10.-С.43-48

51.  Словохотов М. Деньги не сеют, но урожай они дают//Оренбуржье.-2002.-24 октября.-С.6

52.  Статистические материалы и результат исследований развития агропромышленного производства России.-М.:Россельхозакадемия.-2005.-С.19

53.  Стрелков Е. «Мельницы» в марте перетрудились// Торговая газета.-2006.-№4

54.  Сыроватка С. Хлеб - всему голова. Нужен аспирин.//День.-2003.-№6455. Тюрина Е.Б. Обзор ситуации на Российском рынке зерна и прогноз его развития. Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий №1, 2005 г.

56.  Целилов А. Зерно за бесценок не продавать// Оренбургское время.-2004.-№11.-С. 7-9

57. Эллинский Е. Краткая история государственного регулирования рынка зерна// Рынок Ценных Бумаг.-2002.-№858.  www.agro.ru59. www.agro-torg.com60.  www.rus-agro.ru

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: