Закономерность заражения

Сплоченность социальной группы очень важна при решении встающих перед ней жизненных задач и проблем Феномен зараже­ния — бессознательная невольная подверженность членов той или иной группы определенным общим психическим состояниям. Это один из древнейших способов усиления групповой активности, ухо­дящий своими корнями в глубокое прошлое (ритуальные пляски и церемонии перед охотой, обряды посвящения и т.п.).

В повседневной жизни, в практической работе бизнесмена с фак­тами психического заражения приходится встречаться довольно час­то (состояние паники, массового психоза). С действием психического заражения мы сталкиваемся и при совершении массового подвига, резкого повышения социальной активности масс, захваченных ка­ким-либо зрелищем — театральным действием, футболом и т.п.

Процесс психического заражения протекает в форме распростра­нения сильного психического импульса от источника возбуждения (оратора, лидера, источника массовой информации), многократно усиливается благодаря взаимным эмоциональным влияниям друг на друга членов группы, возвращается обратно к источнику возбужде­ния и еще более его активизирует. В результате многократных по­второв взаимно заражаются и оратор, и аудитория, и группа, и сам возбудитель - источник заражения.

Исследователи отмечают, что, во-первых, социально-психологическая закономерность заражения используется лидерами группы для еще большего усиления групповой сплоченности; во-вторых, психическое заражение является средством компенсации недостаточной организованности, нехватки каких-то материальных ре­сурсов для выполнения жизненно необходимых для группы задач. Последняя функция чрезвычайно важна, так как чаще всего соци­альная группа, сталкиваясь с серьезной проблемой, решает ее на пределе своих физических возможностей, и в успехе немалую роль играет сплоченность, компенсирующая ее реальную слабость.

Действие закономерности заражения более эффективно, когда решение задачи требует мощного, но кратковременного однократного усилия группы. Если же для решения задачи нужны многократные дей­ствия, эта закономерность начинает давать сбои. Возникает необходи­мость вывести из-под воздействия обратной волны заражения лидеров, которым следует сохранять «ясность» и «трезвость» сознания, иметь возможность менять поведение группы. Оратор может переживать со­бытие вместе с аудиторией, но полководец, теряющий голову в пылу сражения, рискует оказаться прикованным к колеснице победителя. Но здесь уже действует другая закономерность — внушение.

 

Закономерность внушения

Закономерность внушения очень похожа на рассмотренный выше феномен заражения. Внушение также представляет собой особый вид воздействия одного человека на другого (или на группу), для ко­торого характерны целенаправленность, неаргументированность, не­критическое восприятие, возникновение общегруппового психиче­ского состояния, перерастающего затем в совместную деятельность.

Особенность внушения состоит в том, что оно направлено не к логике и разуму членов социальных групп, которых надо сплотить ради решения жизненно важной задачи, не к их готовности мыслить и рассуждать, а к их готовности в сложившейся ситуации получать распоряжения, инструкции к действию.

Некритическая внушаемость может проявляться у всех без ис­ключения людей, но в очень разной степени: у детей — намного больше, чем у взрослых; у людей утомленных и истощенных — силь­нее, чем у бодрых и прихорошем самочувствии; при страхе, расте­рянности, неуверенности — сильнее, чем в спокойном состоянии. Важную роль при внушении играет «эффект доверия».

Закономерность убеждения

В ситуациях, когда для решения общегрупповой задачи необхо­димо не усиление сплочения, а его изменение, вступает в действие социально-психологическая закономерность убеждения.

Задачи убеждения значительно сложнее, чем задачи заражения и внушения. Действие этой закономерности направлено на измене­ние ценностных ориентаций социальной группы, на замену уста­ревших по содержанию психологических образований новыми. Эффективность убеждения зависит от целого ряда факторов.

1. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития членов группы, их опыту, имеющимся у них знаниям.

2. Система убеждающей аргументации производит большое впе­чатление, если она развертывается с учетом индивидуальных особен­ностей членов социальной группы и особенностей самой группы.

3. Аргументация в процессе убеждения должна выдвигаться по­следовательно, логично, приводимые доводы следует развернуть с максимумом доказательств.

4. Необходима гармония общих положений и конкретных при­меров, общие положения не просто постулируются, а наглядно ил­люстрируются конкретным примером.

5. В процессе убеждения необходимы анализ приводимых фак­тов, аргументированная оценка их значимости.

6. Убеждающий других членов социальной группы должен сам верить в развертываемую систему аргументации; малейшая фальшь чутко улавливается аудиторией, и сна перестает с доверием отно­ситься даже к очевидным доводам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: