Феномен лидерства давно уже находится в поле зрения таких наук, как психология и социология. Многочисленные эксперименты и наблюдения за данным феноменом дали ученым убедительный материал для вывода о том, что лидерство не столько личностная, сколько групповая проблема. В малой социальной группе лидер выделяется не потому, что какой-то ее член «хочет» занять руководящее положение и навязывает ей свою волю. Выделение лидера — это групповая потребность. Столкнувшись с жизненно важной задачей, социальная группа для ее решения вынуждена самоорганизоваться. В результате этого процесса она выделяет лидера или несколько лидеров. Преследуя общегрупповую цель (выполнение конкретной задачи), большинство членов группы более или менее добровольно принимают лидерство одного из членов и вступают с ним в отношения, которые предполагают, что он будет их вести, т.е. они станут ведомыми. Группу при этом объединяет общее, правда, различной степени ясности осознание того факта, что только при таком взаимодействии стоящая перед ней задача может быть решена.
|
|
О групповом характере проблемы лидерства говорит и то, что оно может проявляться только в рамках социальной группы: лидером нельзя быть в одиночку, он выдвигается только в группе. Даже Робинзон Крузо Даниэля Дэфо становится лидером только после того, как на его острове появляется Пятница.
Наконец, о групповом характере проблемы лидерства свидетельствуют эксперименты и наблюдения, показывающие, что мера влияния лидера на выдвинувшую его социальную группу - величина непостоянная. При одних обстоятельствах она может возрастать, при других — резко падать. Выражаясь языком науки, мера «притязаний» лидера (социальная установка лидера на группу) и мера готовности, предрасположенности группы подчиняться лидеру, «принимать» лидера (социальная установка группы на лидера) могут не совпадать.
Выделяют следующие различия между лидером и руководителем.
1. Лидер в своей деятельности в основном регулирует межличностные отношения (психологические, личностно-эмоционально окрашенные). Руководитель регулирует официальные отношения группы как определенной социальной организации.
2. Лидерство проявляется в условиях микросферы, к которой относится малая группа. Руководство больше проявляется в макросреде (больших социальных группах) и связано со всей системой общественных отношений.
3. Лидер выдвигается стихийно. Руководитель либо назначается, либо избирается, его выдвижение сопровождается различными в данной группе процедурами.
4. Лидерство характеризуется меньшей стабильностью, выбор лидера в значительной степени определяется настроениями группы. Руководство более стабильно.
|
|
5. Лидер в отличие от руководителя не обладает определенной системой официально признанных санкций.
6. Лидер принимает решения, касающиеся групповой деятельности непосредственно. Руководитель, принимая решение, должен учитывать множество различных обстоятельств, в том числе и выходящих за рамки его группы.
Практическая значимость стиля лидерства для делового человека достаточна ясна и не нуждается в особых комментариях. Так, при распределении заданий следует учитывать и характер, и склонности того, кому они поручаются.
Современный руководитель также должен знать, каков темперамент у каждого из его подчиненных.
Темперамент проявляется уже в раннем возрасте, он относительно устойчив и слабо поддается воспитанию. Основными разновидностями темперамента считаются четыре классических типа, предложенных древнегреческим врачом Гиппократом
Соотношение типов темперамента и нервной системы.
Тип темперамента по Гиппократу | Краткая характеристика | Тип нервной системы по ИЛ Павлову | Выдающиеся личности |
Флегматик | Пассивный, очень трудоспособный, медленно приспосабливающийся, эмоции внешне проявляются слабо | Спокойный, сильный, уравновешенный, малоподвижный | И. А. Крылов, М. И. Кутузов, И. Ньютон |
Сангвиник | Активный, энергичный, легко приспосабливающийся | Живой, сильный, уравновешенный, подвижный | М. Ю. Лермонтов, Наполеон I, В. А. Моцарт |
Холерик | Активный, очень энергичный, настойчивый, эмоции неуправляемы | Легко возбудимый, сильный, неуравновешенный, подвижный | Петр I, А. С. Пушкин, А. В. Суворов М. де Робеспьер |
Меланхолик | Пассивный, легко утомляющийся, тяжело приспосабливающийся, очень чувствительный | Слабый, неуравновешенный, сдержанный, подвижный или малоподвижный | Н. В. Гоголь П. И. Чайковский |
Чаще всего встречается темперамент смешанного типа.
Знание действия социально-психологических закономерностей важно не только для более точной оценки психологической атмосферы в своем коллективе, своей социальной группе, но и для непосредственной деятельности в своем деле, в своем бизнесе.
2.8. Метод «мозговой атаки»
В практике делового человека нередки случаи, когда в резко изменившейся ситуации необходимо дать быструю оценку новой обстановки и найти решение проблемы. В этих случаях использование социально-психологических закономерностей часто бывает единственной возможностью. Один из методов, который рекомендуется принять в данной критической ситуации, получил название «мозговой атаки». Суть его заключается в том, что для выработки быстрого и коллективного решения неожиданной задачи руководитель разбивает рабочую группу по крайней мере на две части: «генераторов идей» и «критиков».
На первом этапе решения задачи активно действуют «генераторы идей», которые стремятся выдвинуть как можно больше предложений, направленных на решение проблемы. Проекты решений могут быть абсолютно неаргументированными, необычными, даже фантастическими. Но при этом соблюдается одно условие — на данном этапе от них никто не отказывается и никто не подвергает их критике. Главная цель первого этапа — получить как можно больше вариантов или предложений решения задачи.
На втором этапе в процесс принятия решения вступают «критики», они классифицируют выдвинутые предложения, отсеивают и отвергают непригодные проекты, откладывают спорные решения, принимают и поддерживают очевидные удачи. При последующих анализах отобранных предложений обсуждаются и спорные предложения, из них берется максимум возможного.
|
|
Метод «мозговой атаки» варьируется в зависимости от характера и численности группы. В качестве «генераторов идей» и «критиков» могут выступать одни и те же люди, на одном этапе выполняя роль и функции программистов, на другом — функции критиков собственных предложений, функции исполнителей. В его основе лежит творческое использование всех социально-психологических закономерностей. Члены группы и заражают друг друга общим настроением, и подражают друг другу в выдвижении предложений, с помощью процесса группового давления на одних этапах затормаживают негативные установки, на других, наоборот, активизируют их, убеждают друг друга и тд.
Разумеется, этот метод не следует абсолютизировать и применять во всех случаях. Он не заменяет методов системного анализа текущего материала. Более того, как и все другие методы или способы, он имеет свои недостатки. Это и чрезвычайная интенсивность, необходимость на это время отвлечься от всех других проблем, «отключиться»; это и возможное снижение профессионализма из-за отсутствия более полной информации. Тем не менее в острых ситуациях он может быть эффективен и потому бизнесменам следует взять его на вооружение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я рассматривал важнейшие закономерности имеющие непосредственное отношение к практике общения людей. Социально-психологические знания, навыки анализа ситуаций, возникающих в процессе общения, имеют огромное значение для построения эффективных отношений между людьми. С одной стороны, они помогают человеку лучше понять себя, свой внутренний мир, осознать социально-психологические аспекты своего «я»: социальные установки, стереотипы, стратегии поведения и взаимодействия, стиль общения, умение эффективно слушать, контролировать свои эмоции и адекватно понимать других людей. С другой стороны, такие знания позволяют лучше понять людей, создать такую ситуацию общения с ними, индивидуально настроившись на их внутреннее психическое состояние, которая наиболее плодотворно способствовала бы их творческому развитию, давала бы чувство защищенности.
|
|
Деловые отношения складываются, в основном, в малой группе, членом которой является конкретный индивид. Окружающие его люди играют огромную роль в формировании ценностей любого человека, и знание социально-психологических законов жизни, группы, умение их анализировать – важнейшая часть жизнедеятельности личности.
Итак, деловое общение — это межличностное общение с целью организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, управленческой и т. д.
В этом определении подчеркивается цель делового общения — организация плодотворного сотрудничества, а также отмечается, что оно неразрывно связано с самыми различными сферами деятельности людей. Ведь постоянно приходится обсуждать вопросы, связанные с организациёй производства, с жизнью трудового коллектива, выполнением должностных и служебных обязанностей, заключением различного рода сделок, договоров, принятием решений, оформлением документов и т.д. Участники делового общения — это, как правило, официальные должностные лица, исполняющие свои служебные обязанности.
Деловое общение занимает значительное место в жизни многих людей. Оно играет важную роль в различных видах профессиональной деятельности, определяет их успех.