Порядок и сроки уплаты НДС

Порядок и сроки уплаты НДС зависят от видов предприятий и причин налогообложения. Так, при реализации товаров, выполнении услуг для собственных нужд производится уплата по итогам налогового периода, не позднее 20 числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом, при ввозе товаров на таможенную территорию РФ – в соответствии с Таможенным законодательством РФ, а при случаях, когда налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг), не превышающими один миллион рублей – вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации за истекший квартал не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В результате этого мы видим, что основными критериями для срока уплаты взяты выручка, ее объем и характер объектов налогообложения.

В курсовой работе приведены основные статьи Налогового кодекса главы 21 «Налог на добавленную стоимость». В зависимости от вида деятельности, объектов налогообложения можно использовать и другие данные этой главы. Их применение будет целиком зависеть от отдельно рассматриваемого предприятия. Но для всех налогоплательщиков актуальными стали изучение, анализ и вопросы практического применения по изменениям, вступившим в силу 1 января 2009 года. Налогоплательщики с указанного года имеют право принимать к вычету с авансов. Новый порядок привел к изменениям в работе как продавца, так и покупателя. Появление у покупателей права на «авансовый» вычет закономерно привело к новой обязанности продавца. Теперь он должен выставлять контрагенту «авансовый» счет-фактуру. Причем, поставщик обязан выдать покупателю счет-фактуру, даже если стороны сделки не заключили письменный договор или в нем нет пункта о перечислении предоплаты.

В соответствии с п.1 ст.166 НК РФ сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете (в случае наличия операций, облагаемых по различным ставкам) – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом общая сумма НДС получается сложением всех исчисленных сумм НДС за конкретный налоговый период.

Важной практической особенностью является факт, что согласно п 7 ст.166 НК РФ в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы НДС, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам. На практике данной нормой налоговые органы пользуются достаточно часто, поэтому в случае возникновения проблем лучше признать неправильность исчисления НДС, но стараться сделать все возможное, чтобы не было доказано отсутствие ведения бухгалтерского или налогового учета по НДС.

В соответствии со ст. 167 НК РФ моментом определения Налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

а) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);

б) день оплаты, частичной оплаты в счёт предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

Сумма НДС, исчисленная как процентная доля налоговой базы за конкретный налоговый период, и сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, не всегда тождественны. Это обусловлено тем, что налогоплательщики имеют право вычесть из исчисленной суммы НДС суммы налоговых вычетом, рассчитанных на основании положений ст.171 НК РФ. Учитывая вышесказанное и в соответствии с требованиями ст. 173 НК РФ определить НДС, подлежащий уплате в бюджет можно по формуле 1.

НДС б = НБ*Ставка - НВ,                                                                           

где НДС б – Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет;

Ставка – Соответствующая ставка по налогу;

НВ – Налоговые вычеты по налогу;

Согласно ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на суммы налоговых вычетов. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в отношении:

1. товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с НК РФ;

2. товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Следует обратить внимание на то, что согласно п.2 ст.173 НК РФ, если сумма налогового вычета окажется больше суммы НДС к уплате, исчисленного по операциям, признаваемым объектом налогообложения НДС, то разница между суммой налогового вычета и суммой НДС к уплате подлежит возмещению налогоплательщику.

 

2.2 Анализ качества администрирования НД С

Действующая система НДС предполагает злоупотребления плательщиками налога. Для соблюдения налогового законодательства в государстве созданы контролирующие и ревизионные службы. Так же допускаются злоупотребления и со стороны этих служб. Их деятельность контролируется отделами по борьбе с коррупцией и параллельными структурами других силовых ведомств. И всё это увенчивается уголовным кодексом.

Начисление и уплата НДС регулируется гл.21 НК РФ, а так же множеством изменений, дополнений и ведомственными инструкциями. Такая ситуация приводит к неумышленному нарушению налогового законодательства. Плательщик налогов вынужден содержать бухгалтеров, аудиторов, консультантов и адвокатов не для того, чтобы платить налоги, а наоборот, чтобы не платить и избегать за это ответственности. Большую часть дел в судах составляют споры плательщиков налога против налоговой инспекции. Нередко спор возникает из-за противоречий в законодательной базе. Известно, что в таких случаях спор решается в пользу плательщика, но нужно еще доказать факт противоречия. А налоговые органы все равно вынуждены фиксировать нарушения закона в акте проверки.

В Западной Европе ситуация примерно та же. Хотя там власть пытается быть более честной по отношению к плательщику налогов, но инструкций также не меньше.

Во избежание длительного процесса банкротства, а так же с косметической целью используются фиктивные фирмы-однодневки. Никто, правда, не отважился проводить операции с возмещением НДС в размерах годового бюджета, а во-вторых, государство просто не рассчитывается со своими «кредиторами», зачастую и по экспортному НДС. Плательщики делают вид, что платят НДС, а государство делает вид, что его возмещает[8].

Не могут вернуть НДС как раз те плательщики, которые действительно имеют для этого законные основания. А ещё государство временно пользуется начисленными к возмещению средствами. Имеет на этом некоторую экономию, не занимая средства на стороне... Действительно, какой смысл платить проценты внешнему кредитору, если в дальнейшем мы все равно отдадим эти средства своему государству. Налогоплательщик с целью восполнения потерянных оборотных средств вынужден обращаться к коммерческим банкам-посредникам, часть которых кредитуется у центрального банка или из-за рубежа. Плательщик вынужден платить еще большую процентную ставку.

В настоящее время установление особой процедуры регистрации плательщиков указанного налога или введение НДС-счетов не планируется. Система специальной регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, предполагаемая ФНС России, предусматривает, что зарегистрированный плательщик налога на добавленную стоимость может лишиться этого статуса задним числом. Это становится возможным в случаях, если при налоговой проверке будет выявлено, что в прошлом он не соответствовал критериям, установленным для регистрации в качестве плательщика НДС. Соответственно, лица, приобретающие у такого налогоплательщика облагаемые налогом товары (работы, услуги), теряют право на налоговые вычеты по таким товарам (работам, услугам) также задним числом. Однако, это, безусловно, приведет к усилению административного давления на налогоплательщиков и увеличит риски налоговых претензий для добросовестных налогоплательщиков, что не является целесообразным в условиях кризиса.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: